ДЖЕРОМ К. ДЖЕРОМ "РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ". 1886 (фрагмент)

топ 100 блогов nikonova_alina04.09.2023
Мадлен Лемер. Изысканное чаепитие в мастерской художника
Мадлен Лемер. Изысканное чаепитие в мастерской художника

<...>

-- Всему свое время,-- сказал философ.-- Читая, как поэт воспевает румяные щечки своей возлюбленной, мы, так же как и он, не спрашиваем, откуда берется окраска крови и сколько она сохраняется. Тем не менее вопрос интересный.
  — Мы, мужчины и женщины,-- любимцы природы,-- ответил поэт.-- Мы — ее надежда. Ради нас она отрешилась от многих из своих убеждений, говоря себе, что они устарели. Она отпустила нас от себя в чужую школу, где смеются над всеми ее понятиями... Мы усвоили новые, странные взгляды, возбуждающие недоумение старушки. Однако когда мы возвращаемся домой, интересно отметить, как мы мало отличаемся от тех ее детей, которые не расставались с ней. Запас наших слов выработался и расширился, но лицом к лицу с реальностью существования он остался неизменным. Наши потребности усложнились: обеды с десятью переменами кушаний и всем прочим заменили пригоршню фруктов или орехов, собранных без труда, мясо откормленного быка и масса хлопот для его приготовления — простые вегетарианские обеды, не требующие затраты времени. Но подвинулись ли мы при этом много вперед против нашего маленького брата, который, проглотив сочного червячка au naturel, взлетает на первую попавшуюся ветку и, совершая легкое пищеварение, славит в своей песенке Бога? Квадратный кирпичный ящик, где мы движемся, загроможденный деревянной рухлядью, увешанный тряпками и полосами пестрой бумаги, набитый всякой всячиной из плавленого кремня и формованной глины, заступил место дешевой, удобной пещеры. Мы одеваемся кожами других животных, вместо того чтобы дозволить нашей собственной коже развиться в естественную защиту. Мы обвешиваем себя кусками камня и металлов, но подо всем этим остаемся двуногими животными, и вместе с другими боремся за жизнь и кусок хлеба. Мы можем видеть повторение наших трагедий и комедий в каждой травке. Существа в шерсти и перьях — мы сами в миниатюре.
  — Да, я знаю; я часто слышу это,-- сказала светская дама.-- Только это пустяки. Могу доказать вам.
  — Это не трудно,-- заметил философ.-- Пустяки — обратная сторона медали, запутанные концы нити, которую прядет мудрость.
  — В нашем колледже была одна мисс Эскью,-- сказала студентка.-- Она соглашалась со всеми: с Марксом она была социалисткой; с Карлейлем — сторонницей благожелательного деспотизма; со Спинозой — материалисткой; с Ньютоном — фанатичкой. Перед ее выходом из колледжа у меня был продолжительный разговор с ней, и я пыталась уразуметь ее. Она была девушка интересная.
  "Мне кажется,-- сказала она мне,-- я могла бы сделать выбор между ними, если бы они отвечали друг другу. Но они этого не делают. Они не хотят слушать друг друга. Каждый только повторяет то, что касается его одного".
  — Ответа никогда не бывает,-- объяснил философ.-- Зерно каждого искреннего убеждения — истина. В жизни одни только вопросы, а решение их в "ближайшем номере".
  — Презабавная была она,-- продолжала молодая девушка,-- мы, бывало, смеялись над ней.
  — И вполне справедливо,-- согласился философ.
  — Это все равно, что ходить за покупками,-- сказала старая дева.
  — Ходить за покупками?! — воскликнула студентка.
  Старая дева покраснела.
  — Да, мне так кажется... Конечно, это звучит странно. Мне пришло в голову такое сходство...
  — Вы хотите сказать, что выбор — вообще трудная вещь? — помог я ей.
  — Вот именно,-- ответила она.-- Вам показывают такую массу всевозможных вещей, что вы совершенно теряете всякую способность рассуждать. По крайней мере, со мной это случается. Я начинаю досадовать на себя. Это ужасная бесхарактерность с моей стороны, но ничего не поделаешь. Хотя бы, например, этот костюм, который теперь на мне...
  — Очень мил сам по себе,-- заметила светская дама.-- Я любовалась им, хотя, откровенно говоря, темные цвета больше идут к вам.
  — Вы правы,-- согласилась старая дева,-- я сама его ненавижу. Только, знаете, как это случилось? Я чуть не все утро проходила по магазинам. Устала страшно. И вот...
  Она вдруг оборвала себя и извинилась:
  — Простите; я прервала разговор.
  — Я благодарен вам за то, что вы нам высказали,-- сказал философ.-- Мне это кажется объяснением.
  — Чего? — спросила студентка.
  — Того, как многие из нас составили себе образ мыслей. Мы не любим выходить из лавки с пустыми руками,-- ответил философ и затем обратился к светской даме:
  — Вы хотели объяснить, доказать...
  — Что я говорил глупости,-- напомнил поэт.-- И если вам не неприятно...
  — Нисколько,-- ответила светская дама,-- это очень просто. Дары цивилизации не могут быть таким бессмысленным хламом, каким вы, адвокаты варварства, выставляете их. Я помню, как однажды дядя Павел принес нам обезьянку, вывезенную им из Африки. Из нескольких обрубков мы соорудили нечто вроде дерева для "моей маленькой родственницы", как, предполагаю, вы бы ее назвали. Получилось прекрасное подражание веши, к которой она и ее предки, вероятно, привыкли в течение тысячелетий; и первые две ночи мартышка спала, сидя на сучьях. На третью ночь проказница выгнала кошку из ее корзины и улеглась на мягкой подушке, а после того знать не хотела дерева, ни настоящего, ни поддельного, для ночлега. Через три месяца, когда мы предлагали ей орехи, она выхватывала их у нас из рук и бросала их нам в голову, предпочитая им пряники и очень сладкий жидкий чай. А когда мы приглашали ее отойти от топившейся плиты в кухне и пробежаться по саду, приходилось тащить ее силой, причем она отчаянно бранилась. Я вполне разделяю мнение мартышки. Я тоже предпочитаю стул, на котором сижу,-- "деревянную рухлядь", по вашему выражению — самому удобному обломку старого красного песчаника в наиудобнейше меблированной из пещер; и достаточно вырядилась, чтобы воображать, что гораздо красивее в этом платье, чем мои братья и сестры, первоначально носившие его: они не умели использовать его.
  — Вы всегда будете прелестны, что ни наденете,-- проговорил я с убеждением,-- даже...
  — Я знаю, что вы собираетесь сказать,-- перебила меня светская дама,-- пожалуйста, не договаривайте. Это неприлично, и, кроме того, я не согласна с вами. Вы сказали бы: "Если б у меня была толстая, грубая кожа, вся поросшая волосами, и нечем было бы заменить ее..."
  — Я только говорю, что так называемая цивилизация сделала не много для смягчения наших животных инстинктов,-- сказал поэт.-- Ваши доводы подтверждают мою теорию. Ваши доказательства в пользу цивилизации сводятся только к тому, что она сгущает аппетит мартышки. Для этого не было надобности ходить так далеко за примером. Современный дикарь пренебрегает хрустальной водой источника ради миссионерского джина. Он даже отрекается от своих перьев, которые не лишены живописности, ради безобразного цилиндра. Панталоны из клетчатой материи и шампанское следуют в свою очередь. Где же прогресс? Цивилизация доставляет более удобств нашему телу. С этим я согласен. Но принесла ли она вам что-нибудь существенное в смысл прогресса, до чего мы не дошли бы скорее другими путями.
  — Она дала нам искусство,-- сказала студентка.
  — Когда вы говорите "нам", я предполагаю, что вы имеете в виду одну личность из пятисот тысяч, для которой искусство имеет значение не только как пустое имя. Но если даже, миновав бесчисленные толпы, не слыхавшие подобного названия, вы обратите свое внимание на несколько тысяч, рассеянных по Европе и Америке и болтающих о нем, то как вы думаете: многие ли из последней категории действительно находятся под его влиянием; у многих ли оно входит в жизнь, составляет насущную потребность? Посмотрите на физиономии немногочисленных посетителей, добросовестно, несмотря на скуку, осматривающих тысячи наших картинных галерей и художественных музеев, где они с каталогами в руках взирают на разрушенные храмы или соборные башни, пытаясь с самоотвержением мучеников восхищаться старинными мастерами, над которыми про себя они готовы посмеяться, или искалеченными статуями, которые, не будь они предупреждены, они сочли бы за разбитые украшения загородного ресторана. Не больше одного человека из десятка наслаждается тем, на что смотрит, и он не всегда самый лучший из этого десятка. Нерон был любитель искусства, а в новейшее время Август Смелый Саксонский, "человек греха", по выражению Карлейля, оставил несомненные доказательства, что он был вместе с тем знаток чистейшей воды. Можно вспомнить имена и еще более современные. Но уверены ли мы, что искусство возвышает?
  — Вы говорите только ради того, чтобы говорить,-- заметила ему студентка.
  — Что также вполне разрешается,-- напомнил ей поэт.-- Однако этот вопрос стоит обсудить. Приняв даже, что искусство вообще служит человечеству, что оно обладает в действительности хотя одной десятой долей возвышающих душу свойств, широковещательно приписываемых ему,-- это я считаю очень щедрым предположением, и тогда влияние его на мир окажется бесконечно малым.
  — Оно распространяется сверху вниз,-- заметила студентка,-- от немногих оно переходит к массе.
  — Процесс, по-видимому, идет очень медленно,-- ответил поэт.-- Мы могли бы достигнуть того же результата скорее, устранив посредника.
  — Какого посредника? — спросила студентка.
  — Художника,-- объяснил поэт,-- человека, превратившего искусство в дело торговца, торгующего за прилавком впечатлениями. Что такое, в конце концов, Коро или Тернер в сравнении с прогулкой весною по Шварцвальду или с видом Хэмптстед-парка в ноябрьские сумерки? Если бы мы были менее заняты приобретением "благ цивилизации", добиваясь в продолжение столетий создания мрачных городов и крытых железом ферм, мы бы имели больше времени для того, чтобы полюбить красоту мира. А теперь мы так поглощены заботами о "цивилизовании" самих себя, что забыли, что значит жить. Мы похожи на одну старушку, с которой мне однажды пришлось проезжать в одном экипаже через Симплонский туннель.
  — Кстати,-- заметил я,-- в будущем мы будем избавлены от всех неудобств. Новый железнодорожный путь почти окончен. На переезд из Домо д'Орсоло до Брига потребуется не больше двух часов. Говорят, туннель великолепен.
  — Будет очень приятно,-- со вздохом согласился поэт.-- Я уже предвижу будущее, когда благодаря "цивилизации" вовсе не будет существовать путешествий. Нас будут зашивать в мешки и выстреливать нами в любом направлении. В то же время, о котором я говорю, приходилось довольствоваться дорогой, извивавшейся по самым живописным местам Швейцарии. Мне поездка нравилась, но моя спутница не в состоянии была оценить ее. Не потому, чтобы она оставалась равнодушна к пейзажу,-- напротив, он, как она объяснила мне, приводил ее в восторг. Но ее багаж отвлекал ее внимание. Его оказалось семнадцать мест, и каждый раз, как старая колымага качалась или кренилась набок,-- что повторялось приблизительно через каждые тридцать секунд,-- спутница моя с ужасом смотрела, не выскочил ли какой-нибудь чемодан. Полдня проходило у ней в счете и укладке вещей, и единственный вид, интересовавший ее, был вид облака пыли позади нас. Какой-то картонке удалось исчезнуть из виду, и после того моя спутница сидела в обнимку с оставшимися шестнадцатью, которые могла захватить руками, и постоянно вздыхала.
  — Я знала одну итальянскую графиню,-- сказала светская дама,-- она была в школе с мамой. Никогда она не сворачивала и на полмили со своей дороги ради красивого вида.
  "Зачем существуют художники? — говорила она.-- Если есть что-либо красивое, пусть принесут мне, и я посмотрю".
  Она говорила, что предпочитает изображение самой вещи, что последняя в таком виде гораздо художественнее.
  "В ландшафте,-- жаловалась она,-- всегда найдется вдали какая-нибудь труба, или на первом плане ресторан, которые портят весь эффект. Художник их уничтожает. Если необходимо оживить пейзаж, он поставит корову или хорошенькую девушку. Настоящая корова, окажись она тут случайно, стояла бы где-нибудь в неподобающем месте и в неподобающей позе; девушка непременно оказалась бы толстой и бог весть в какой шляпе. Художник знает, какая тут должна быть девушка, и постарается, чтоб на ней была подходящая шляпа". Графиня говорила, что так всегда оказывается и в жизни.
  — К тому все и идет,-- ответил поэт.-- Природа,-- как определил однажды один известный художник,-- не поспевает за нашими идеалами. В прогрессивной Германии улучшают водопады и украшают скалы. В Париже разрисовывают детские личики.
  — Разве можно винить в этом цивилизацию? — вступилась студентка.-- Древние бретонцы умели хорошо подбирать краски.
  — Первые слабые шаги человека в искусстве всегда направляются к банке с румянами и краске для волос,-- утверждал поэт.
  — Какие у вас узкие взгляды! — засмеялась старая дева.-- Цивилизация дала нам музыку. Не станете же вы отрицать ее значение для нас?
  — Милая леди,-- ответил поэт,-- вы заговорили именно о той отрасли искусства, до которой цивилизации нет вовсе или очень мало дела — о единственном искусстве, которым природа одарила человека наравне с птицами и насекомыми, о единственном наслаждении, которое мы разделяем со всеми созданиями, исключая только собак; но даже вой собаки, может быть, есть добросовестная, хотя и неудачная, попытка произвести своего рода музыку. У меня был фокстерьер, неизменно подвывавший в тон. Ювал не помог нам, а, напротив, стеснил нас. Он наложил на музыку оковы профессионализма, так что теперь мы уподобляемся дрожащим мальчуганам из лавки, платящим деньги за вход, чтобы посмотреть на игру, в которую они сами не смеют играть. Так и мы сидим молча в своих креслах, слушая исполнителя, которому платим. Музыка должна бы быть всеобщим достоянием. Человеческий голос всегда останется превосходнейшим инструментом из всех, каким мы обладаем. Мы даем ему огрубеть, чтобы он лучше звучал через медные трубы. Музыка могла бы быть выразительницей идеи всего мира; цивилизация превратила ее в язык замкнутого кружка.
  — Кстати,-- сказала светская дама,-- раз разговор зашел о музыке. Слышали вы последнюю симфонию Грига? Она недавно появилась. Я ее разучила.
  — Ах, сыграйте! — попросила старая дева.-- Я так люблю Грига.
  — Что касается меня, то я всегда был того мнения...-- начал было я.
  — Помолчим,-- остановил меня поэт.

Перевод Любови Мурахиной-Аксеновой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Некоторые магазины вывесили телефоны и перешли на дистанционные заказы: в магазины не пускают, но выносят заказы на улицу. Оплата только наличкой. Ту же схему использовали шиномонтажи (по всей МО): мол, непереобутые авто чреваты авариями, а мы не пускаем посетителей в рекреации, ...
      Подборка собрана из архива мобильных фотографий разных лет  с заездом в леса, на поля, в маленькие хуторки... Всегда радуюсь красоте и ухоженности нашей земли... ...
По-моему, Актимель — это настоящая актихрень. Продукт рекламного зомбирования. Сидели себе маркетологи, прикидывали, что бы такого придумать и на рынок пропихнуть. Идея! Маленькая баночка с какой-то фигней внутри. А чтобы продать, создается ...
Всем капельку Limited Slip!Помните псто был, что у новой ауди перегорел стопарь и коробка отказалась ехать?У меня тут на днях еще круче было. Сначала на одном из моих брутальных внедорожников с минимуму электроники заглючила ни с того, ни с сего ...
LB.UA. На мой личный взгляд в этом случае как и в ряде других Ермак решает выступить с личным заявлением для прессы, которое на мой скромный взгляд является грубой политической ошибкой. На этой стадии скандала такой фигуре приличествует презрительное молчание. Крупная политическая ...