ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА. ЗАВТРАК С ЕЖЕВИЧНЫМ ПИРОГОМ. 1631
nikonova_alina — 05.09.2023Часть 1.
Кто не восторгался голландскими натюрмортами с аппетитными пирогами с хрустящей корочкой, яркими спелыми фруктами, свежей рыбой, сочными окороками и ветчиной. Все это так и просится на стол и вызывает голодные спазмы в желудке, особенно если много часов бродить по музею и разглядывать картины вместо того, чтобы отправиться в ближайшее кафе или хотя бы выпить кофе с какой-нибудь плюшкой в музейном буфете.
Конечно, глядя на голландские натюрморты с едой, которые принято называть «завтраками», мы думаем, что художник, так же, как и мы, любовался роскошными съедобными дарами природы или гастрономическими достижениями местных поваров и постарался запечатлеть свой восторг для потомков. Ну и еще продемонстрировать свой потрясающий талант в передаче фактуры разных материалов и точности деталей для современников, которые могли бы и сами заказать у него такую картину для собственной столовой.
Но на самом деле все не так просто и приятно. В голландских натюрмортах всегда есть зашифрованные послания, и рассказывают они чаще всего вовсе не о том, как беззаботно наслаждаться жизнью и дегустировать всевозможные вкусности.
Вообще в голландском искусстве 17 века существовало своего рода разделение по темам натюрмортов: в определенных художественных центрах специализировались по определенным сюжетам. Например, в Утрехте предпочитали цветочные букеты, в Лейдене, университетском городе, где было много зануд ученых, любили натюрморты на тему бренности земного существования, именуемые “Vanitas” c непременным черепом в центре композиции, а в Гааге, славящейся рыбным рынком, особой популярностью пользовались «рыбные» натюрморты.
Виллем Клаас Хеда был родом из Харлема, где зародился жанр так называемых «завтраков», более скромных натюрмортов с едой в противовес роскошным и пафосным фламандским «банкетам». Как водится, учиться живописи он начал в мастерской своего отца, архитектора Клааса Питерса, но поначалу писал совсем даже не натюрморты, а картины на религиозные темы и портреты. Потом что-то произошло, и Хеда переключился на новый для себя жанр. Вполне возможно, что объяснение этой радикальной перемены самым банальным образом связано с тем, что небольшие натюрморты стали в то время модными, и их оказалось проще продавать.
К середине 17 века в Голландии сложилась достаточно жесткая система живописных и эстетических принципов, по которым строились натюрморты: холст должен был быть горизонтально ориентирован; нижний край стола, на котором располагались предметы, строго параллелен раме; складки скатерти изображались параллельными линиями, вопреки законам перспективы, уходя в глубину полотна; художник использовал высокую точку обзора, с которой предметы легче было охватить взглядом; все элементы натюрморта располагались в одну линию или по кругу и практически не соприкасались.
Родоначальниками жанра завтраков считались художники Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк. Но очевидно, что свою легкую руку к формированию этого направления натюрмортов приложила и Клара Петерс. На самом деле в голландском языке эти натюрморты со скромной едой назывались ontbijtjes, и это слово обозначает не завтрак, а лёгкую закуску, которую можно было употреблять в любое время дня, а не только утром.
Виллем Клас Хеда и его старший коллега Питер Клас считаются самыми значительными представителями жанра натюрмортов-завтраков в Голландии. В творчестве этих двух харлемских мастеров много сходного, но есть и некоторые различия. Оба они создавали относительно скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов, обоих роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, доминирующие в их живописи, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Особый сдержанный колорит харлемских натюрмортов выделил их в особую разновидность так называемых тональных или монохромных натюрмортов.
Считается, что Хеда проявил некоторую самостоятельностью по отношению к канонам голландских натюрмортов. Он не боялся нарушить симметрию композиции и мог расположить смятую белую скатерть в правой или левой части картины, оставив центр стола непокрытым. Еда в его картинах явно использовалась по назначению, тогда как у его у его предшественников обязательно была нетронутой, предназначенной лишь для обозрения. Также и расположение предметов стало носить не демонстрационный, а как бы случайный, естественный характер. Кроме того он довольно часто использовал вертикально ориентированные холсты, также нарушая сложившуюся традицию.
Хеда, как и многие его коллеги, обожал писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины, с исключительным мастерством передавая отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов, как пишут искусствоведы «характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира».
Продолжение следует...