ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛФТСКИЙ. ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ. ок.1665


Её называют «Северный Джокондой» и считают чуть ли не самым значительным произведением Яна Вермеера. Искусствоведы исследовали каждый миллиметр на её поверхности. О ней написаны тонны специальных исследований и роман, который стал культовым (автор — американская писательница Трейси Шевалье, специализирующаяся на исторических романах, книга таки называется «Девушка с жемчужной сережкой», переведена и неоднократно переиздавалась в нашей стране). В фильме, снятом по роману, ее роль сыграла Скарлетт Йоханссон.

Она – это «Девушка с жемчужной сережкой», прелестный портрет, тайны которого так до конца и не были раскрыты.
Начнем с того, что это на самом деле не совсем портрет, а так называемое «трони», особый жанр в голландском искусстве, термин, которым обозначают не полноценный портрет с должным количеством сопутствующих атрибутов, а небольшое поясное или погрудное изображение модели с необычным выражением лица и/ или в экзотическом головном уборе. В сущности, трони – это, скорее, этюд или набросок, который художник делал в качестве подготовительной штудии для какой-то своей более значительной работы или просто на перспективу.



Считается, что в творчестве Вермеера есть четыре подобных женских портрета (если честно, то я знаю только три, но, возможно, четвертым считают «Девушку с флейтой», которую только приписывают Вермееру), которые можно отнести к этому жанру. Все они датируются приблизительно серединой-второй половиной 1660-х годов, и «Девушка с жемчужной сережкой», вне всякого сомнения, среди них является самой значительной работой.
Кто был моделью для портрета мы не знаем, и скорее всего, вряд ли когда-нибудь узнаем. Служанка Вермеера Грит, которая позировала художнику в романе Трейси Шевалье, является лишь порождением фантазии писательницы. Впрочем, биография Вермеера настолько мало изучена, что, заполняя в ней лакуны, можно придумать всё что угодно (и даже совершенно неожиданно попасть в точку).

Более-менее достоверно известно, что период 1660-х годов в жизни художника был достаточно стабильным, хотя он и испытывал постоянные материальные трудности в связи с неуклонном увеличением своего семейства (согласно церковным записям супруга Вермеера Катарина родила как минимум 15 детей, четверо из которых умерли во младенчестве) и постоянно брал в долг крупные суммы денег. В 1662 году художник был избран главой гильдии святого Луки, что свидетельствует о высоком уровне его уважения в среде художников Дельфта. Его проблема была в том, что он работал над своими картинами слишком долго и тщательно, а потом запрашивал за них непомерно большие с точки зрения заказчиков или потенциальных покупателей суммы, но вполне соотносимые с высочайшим уровнем его работ.
Современные исследователи склоняются к тому, что «Девушку с жемчужной сережкой» можно датировать приблизительно 1665 годом, и что изображена на ней дочь художника Мария. Хотя это не была заказная работа, художник подписал ее своей обычной подписью «IVMeer».
Итак, на совсем небольшом холсте (44,5 × 39 см) погрудно вполоборота к зрителю изображена юная девушка (лет 15-16 на мой взгляд). Кажется, что кто-то ее позвал или она что-то услышала за спиной и обернулась. На ее лице отразилось удивление, которое вот-вот перейдет в какую-то другую эмоцию, возможно в радость узнавания чего-то приятного, и тогда на ее лице появится улыбка. Собственно говоря, именно в этой «половинчатости» портрета, когда Вермеер изображает голову, повернутую в пол-оборота, полуулыбку, какой-то неопределенный, вопросительный взгляд, и заключается главное волшебство этого портрета. Возможно, впервые в истории искусства художник смог запечатлеть не конечную эмоцию, а переход от одной эмоции к другой.
Лицо героини портрета действительно запоминается сразу. Оно кажется как бы светящимся. Чтобы достичь такого эффекта художник накладывал телесные тона тончайшими прозрачными слоями. Этот свет, исходящий от нежной кожи девушки, кажется более выразительным, поскольку героиня представлена на глухом темном фоне. Впрочем, исследования, проведенные в 2018-19 гг. показали, что на самом деле художник написал девушку на фоне тёмно-зелёного занавеса. Подлинный цвет был утрачен с течением времени из-за химических реакций происходивших в красочном пигменте. Так что восстановить первоначальный вид фона оказалось невозможным. Во время тех же исследований выяснилось, что у девушки изначально были прорисованы ресницы. А до этого долгое время считалось, что по каким-то причинам художник сознательно ресницы ей не нарисовал. Отсутствие бровей и невыразительный фон привели некоторых исследователей даже к предположению, что Вермеер рисовал идеализированное или абстрактное лицо. Однако более поздние открытия показали, что на самом деле он рисовал реального человека в реальном пространстве своей мастерской.
Зато в ходе реставрации, произведенной в 1994 году, специалистом удалось выявить и восстановить изначальные изящество цветового решения и подчеркнуть притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя.
Первоначальное название картины, под которым она числилась в каталогах, было более банальным – «Девушка в тюрбане», что указывало на ее необычный головной убор, оригинальную повязку, стилизованную под восточный тюрбан. Позднее портрет получил современное название соответственно тому, что при взгляде на картину внимание зрителя сразу фокусируется на огромной жемчужной серёжке в ухе девушки. Некоторые исследователи упорно пытаются доказать, что серёжка на самом деле не жемчужная. Для натурального жемчуга размер действительно слишком велик, хотя в ювелирных изделиях 17 века иногда попадаются довольно крупные экземпляры. Но, возможно, это был фальшивый жемчуг, изготовленный из венецианского стекла, перламутра или металла. Кроме того, даже современные способы исследования живописных произведений не выявили петли или подвески, за которую «жемчужина» крепилась бы к уху. Вопросы вызывает и яркий белый блик вверху серёжки, который, в принципе, мог оказаться какой-то деформацией, появившейся при одной из реставраций картины.
Трудно сказать, что в данном случае символизирует жемчужина, поскольку жемчуг может обозначать девственность и невинность, но может быть и символом плодородия, он может указывать на богиню Венеру, а может быть воплощением Христа во чреве Марии. Все зависит от контекста, а здесь никакого контекста, в сущности, нет.
Так что Девушка с жемчужной сережкой, как бы ее не звали, Грит, Мария или как-нибудь еще, продолжает стойко хранить свои тайны. Во всяком случае, мы, вероятно, так никогда и не узнаем, кем она на самом деле была и что же заставило ее оглянуться в тот момент, когда ее писал Вермеер.