Автомобиль
greenorc — 23.05.2019
Оно конечно странно, что в 21 веке приходится объяснять, что
такое автомобиль. С другой стороны, иногда начинает казаться, что
чуть ли не все проблемы современного общества, за исключением разве
что технологических, возникают из-за непонимания именно простых
вещей.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха - а отцу ответить
нечего. Нет, он конечно может прямо по Маяковскому зачитать краткий
перечень плохого, в котором уголовно наказуемые деяния соседствуют
с плохо вымытыми руками. Но что такое "плохо"? Бедный
папаша...
В итоге хороший ребенок из хорошей семьи, как правило, убивать
и грабить не пойдет (это конечно, если он не родился скажем в
Германии в 1920-е, а иначе легко). А плохой ребенок из плохой семьи
пойдет. И оба этих повзрослевших ребенка, своими руками делая
хорошие и плохие дела, о сути проблемы будут догадываться лишь
ИНТУИТИВНО. Тем самым оставаясь навсегда детьми.
И таких примеров масса. Поэтому уже не удивляешься, когда
умный и образованный человек, пишущий небезынтересные тексты,
внезапно в сердцах выдает такое:
"Автомобилист - буржуазный упырь и должен страдать,
страдать и страдать, поэтому всё, что делается против
автомобилиста, умножает счастье человечества на этой планете. И
даже осознание того, что повышение цен на бензин сказывается на
стоимости жизни всех граждан, не может отравить мне тёплого
радостного чувства, которое я испытываю при виде неуклонно
увеличивающихся на заправках цифр и воплей и стонов автобыдла в
интернетиках по данному поводу."
Заметьте, что автор сей пламенной сентенции - коммунист, как
можно заметить по лексике. Но даже это не останавливает его от
проклятий в адрес БОЛЬШИНСТВА населения.
Ну что же, давайте поговорим о том, что такое личный
автомобиль. Уверен, читатель представляет себе техническую сторону
вопроса :), поэтому сразу перейду к описанию автомобиля как
явления.
Почему почти любой нормальный человек покупает себе автомобиль
даже тогда, когда он мог бы ездить на общественном транспорте - что
гораздо дешевле владения автомобилем и зачастую не медленнее?
Почему люди, имеющие деньги на это, часто покупают несколько
автомобилей? Почему факт массового владения автомобилями в наши дни
вызывает баттхерт у части населения, как рядового так и не очень?
Почему некоторые люди мечтают вообще запретить личные автомобили,
что в свою очередь вызывает баттхерт у другой (большей) части
населения?
Всему этому есть несколько причин:
1. Автомобиль создает приватное пространство
До изобретения автомобиля, человек мог ощущать себя в
приватной зоне только дома. Замечу, что на сегодняшний день
потребность человека - и не только пары или семьи, но и отдельного
индивидуума - в приватном жилье дошла уже кажется, даже до
коммунистов. В частности, если мне не изменяет память, автор
вышеприведенной цитаты в своем жж с этим соглашался. Даже в СССР,
когда после войны появилась возможность, людям старались дать
индивидуальное жилье - как известно, темпы строительства жилья в
позднем Союзе превышали нынешние. Мне не очень понятно, насколько
это духе идеологии коммунизма, у них там мнения расходятся, а
индивидуализм и "мещанство" не в почете. Но с потребностью человека
в отдельной квартире товарищи коммунисты вроде не спорят.
Так вот, автомобиль стал удивительной штуковиной - это по
своей сути личный кабинет, небольшая комнатка, которая может
перемещаться в пространстве. Это создает совершенно особое
ощущение, ибо приватность это одна из немногих ключевых и жизненно
важных потребностей человека, наряду со своей противоположностью -
общением с другими.
Автор этих строк 5 лет подряд ездил на работу на
противоположный конец Москвы из Подмосковья, проводя в дороге около
4 часов в день в пробках. Поначалу я ездил на машине, но мне быстро
надоело, и я пересел на общественный транспорт - так было не
быстрее, но не надо было рулить, можно было спокойно
читать.
Однако, примерно через год таких поездок я понял, что устал от
постоянного нахождения в толпе. Я снова пересел на автомобиль и с
тех пор иначе на работу уже практически не ездил. Ты выходишь
вечером из офиса, садишься в машину - и ты УЖЕ ДОМА. Более того, я
стал ценить утомительные ранее 4 часа в дороге. Потому что понял,
что только это время по-настоящему мое - на работе люди и работа,
дома дети и шум, а вот в машине я сам себе хозяин и там тишина. Вы
будете смеяться, но сейчас мне этого немного не хватает - сел в
машину, и через 10 минут приехал. Даже подумать толком ни о чем не
успел. И пробок нет - не почитаешь в дороге, роличег Галковского не
посмотришь в тишине и уединении, не торопясь и не отвлекаясь каждые
15 минут на детей и домашние мелочи...
Задумайтесь о том, как это невероятно - даже в условиях
долбаного перенаселенного мегаполиса, двигаясь на работу в сплошном
человеческом потоке, вы сидите как в своем уютном кабинетике,
наблюдаете в окошко за окружающим... А могли бы ехать в автобусе, с
кучей людей рядом. Кстати, именно после регулярных поездок в машине
я начал ценить и общественный транспорт - порой стало хотеться
прокатиться на автобусе, в обществе ткзть.
Повторю, уже в который раз в этом жжурнале, что приватность
это потребность, равноценная и полярная общению. Поэтому чем больше
у человека приватности, тем сильнее и здоровее его потребность в
общении и тем лучше его отношение к окружающим, то есть к обществу.
А НЕ НАОБОРОТ, как мнится некоторым. Коммунисты, как основные
противники автомобилизации, могут это понять на примере с трудом.
Достаточно очевидно, думаю, что труд окончательно станет из
проклятия удовольствием, лишь когда станет необязательным и не
отнимающим в обязательном порядке почти все время человека. То есть
массовое желание трудиться возникает из отсутствия необходимости
трудиться. Тогда труд становится потребностью. А почему? А потому
что полярная ему потребность - отдыхать и заниматься личными делами
- отныне удовлетворена.
Вот то же самое с приватностью. Чем ее больше, и чем свободнее
человек может ее себе обеспечить при малейшей потребности, тем
больше он развернут лицом к обществу. А не более вульгарным местом,
как это зачастую бывает.
И вот автомобиль в этом отношении стал настоящей революцией,
дав людям возможность и право сохранять приватность и вне дома.
Поистине автомобиль дал людям Аллах это лучшее
изобретение человечества, после Кольта 1911 конечно.
2. Автономность
Любому человеку понятно, что автомобиль дает человеку
возможность свободно перемещаться в пространстве, совершая поездки
по собственному желанию, графику и маршруту, без привязки к другим
людям, чужим правилам, без таскания на себе ручной клади в
автобусах, без покупки билетов, треволнений, ожиданий и
унизительных досмотров багажа в аэропортах и на вокзалах.
Но не все, как я смотрю, осознают психологическую важность
этого. Автомобиль дает человеку чувство независимости, гордости,
самостоятельности. Это как разница между пассажиром корабля и
капитаном собственной яхты. Неслучайно автомобилизация населения
так нелюбима власть имущими - она исподволь воспитывает ДРУГОГО
человека. Более свободного.
(Отсюда в РФ основной задачей ГИБДД является троллинг
автомобилистов всеми способами и по любому поводу. Нет, сцуко, ты
не свободен, ты раб - а ну-ка, покажь документы! Куда едем? Где
работаем? Пиво вчера пили?)
3. Личная собственность
Понятие собственности, опять же столь нелюбезное коммунистам,
происходит не из "буржуазных отношений" и не из многовековой
конкуренции за имущество и уровень жизни, обусловленной низким
уровнем технологий.
Понятие собственности глубоко естественно для индивида, потому
что оно начинается собственно с индивидуальности, с осознания
наличия СВОЕГО личного "Я". Следующим кругом собственности является
личное тело индивида. Следующим - одежда, бытовые/охотничьи/военные
орудия и предметы. Следующим - дом, участок земли. И вот, с
некоторых пор, автомобиль.
Лишь производственная (частная, а не личная) собственность
действительна порождена историческими условиями жизни. Человеку не
нужен собственный завод. Его материальные потребности сводятся к
образу жизни, включающему личную собственность, и если они
удовлетворены, то творческие и производственные задачи становятся
общественной ценностью. Люди начинают работать для пользы общества,
из эмпатии к окружающим, ради "респекта" в глазах общества, то есть
ради роста уважения, авторитета и благодарности и из любви к
другим.
Факт наличия в собственности хорошего автомобиля вызывает
такое же чувство удовольствия, как факт наличия тренированного
здорового тела или факт наличия способности, например, рисовать
красивые картины или делать научные открытия. Это все один и тот же
вид удовольствия.
4. Удовольствие
Кроме того, автомобиль (как и здоровое тело) доставляет и
непосредственное физическое удовольствие. Управление автомобилем,
как и игра в теннис, прогулки на лошади, катание на доске по волнам
и тд и тп - все это способы получения физического и эмоционального
удовольствия. Конечно, разным людям нравится разное. Кто-то не
любит теннис, кому-то абсурдом кажется ездить верхом на
четвероногом животном, кто-то равнодушен к машинам и видит в них
лишь средство перемещения из точки А в точку Б (и желательно на
заднем сиденье, а не за рулем). Это нормальные индивидуальные
отличия.
Но лично я бы не стал называть быдлом человека, который любит
верховую езду, лишь потому что я ее не люблю. Такой подход говорит
о недостатке эмпатии и убогом взгляде на мир, в стиле "собрать все
книги бы, да сжечь!". Ишь, взяли моду читать и писать, умники!
Лучше бы строем ходили, так оно и для здоровья лучше!
4. Удобство
Здесь критики автомобилизации обнаруживают ту же
морально-интеллектуальную проблему - тотальное игнорирование
потребностей окружающих. Одиночка, живущий в центре мегаполиса,
может не испытывать технической потребности (нужды) в автомобиле.
Если при этом они ему еще и не нравятся - что совершенно нормально,
как я уже сказал выше, мне например не нравится играть в шахматы -
то он прекрасно без них обходится.
Жизнь вне мегаполиса уже начинает требовать автомобиля. Если
на это накладывается семья с несколькими маленькими детьми, жизнь
без автомобиля может превратиться в сущий ад. И никакое "развитие
общественного транспорта" здесь не поможет. Это конечно если не
превратить людей в крепостных, не выходящих за пределы пятачка
"завод-квартира-продуктовый магазинчик".
Я намеренно поставил вопрос удобства и комфорта на последнее
место. Как и в случае с гражданским оружием, например, в отношении
которого "бытовой" вопрос защиты от преступников - важный,
значимый, но не первостепенный.
Личный автомобиль - явление непреходящее, внеисторическое с
момента своего появления. Людей можно лишить автомобилей
принудительно, и это пытаются делать. Но нормальное, естественное,
здоровое развитие общества и технологий приведет не к отсутствию
потребности в автомобилях, и не к замене личного автомобиля на
общественный транспорт и "каршеринг", как в советском х/ф "Гостья
из будущего". Если человечество однажды добьется
разрешения появления ключевых закрывающих
технологий, таких как антигравитация и свободная энергия, понятие
личного автомобиля станет шире.
Привычные нам автомобили, разве что ставшие летающими, останутся.
Но появится переходный класс между летающим автомобилем и летающим
домом, и полноценные летающие дома (в конечном счете они все
наверное, станут такими). Именно это - светлое будущее, а вовсе не
съемные общественные-бесплатные квартирки в многоквартирных
муравейниках на несколько десятков или сотен семей, которыми нас
мечтают осчастливить товарищи коммунисты.
Личный автомобиль - это лучик света, проникающий в темное
царство нашей реальности из светлого варианта нашего общего
будущего. Но - вихри враждебные веют над нами, темные силы нас
злобно гнетут. В едином порыве капиталистические власти и
коммунистически настроенные граждане мечтают лишить простого
человека этого маленького личного счастья, этого маленького
островка свободы в океане бесправия и зависимости, этого скромного
удовольствия иметь собственный стальной дорожный кораблик с
колесами и пламенным мотором.
Хочется спросить - эй, парни, да что с вами не так?!