
Авизо типа «Вэйюань»

И рассмотрим мы сегодня одну из самых многочисленных серий относительно крупных кораблей, построенных непосредственно в Китае. По ним как-то выходила статья Дмитрия Киселёва в "Арсенал-коллекции", если хотите подробностей - можете поискать.

«Вэйюань» (威远, 20) заложен 2 сентября 1876 г, спущен на воду 15 мая 1877 г., вошел в строй 14 сентября 1877 г.;
«Вэйюань» стал первым композитным кораблем китайской постройки и первым китайским кораблем с паровой машиной системы «компаунд». Детали железного набора для него закуплены во Франции, силовая установка – в Англии. Набор для остальных кораблей изготавливался уже в Китае. Стоимость постройки – от 195 до 211 тысяч лян.
По проекту должны были вооружаться одним 160-мм (по другим данным, 190-мм) дульнозарядным и шестью 120-мм казнозарядными орудиями системы Армстронга, однако в действительности несли самое разнообразное вооружение.
Так, «Дэнцин» получил 178-мм нарезное дульнозарядное орудие Армстронга, а строившийся последним «Хэнхай» – два 150-мм/35 и четыре 120-мм/35 орудия Круппа С/80.
С «Чаоу» к концу 1880-х годов снято 160-мм орудие, добавлено два 152-мм/26 и одно 120-мм/22 казнозарядных орудия Армстронга.
«Вэйюань» к 1894 г. нес одно 190-мм орудие, четыре 105-мм/40 казнозарядных орудия Крупа, четыре 37-мм пушки Гочкиса (по две на марсах) и две 25-мм митральезы Норденфельда.
«Вэйюань» (Простирающий силу) первоначально входил в состав Фуцзяньской эскадры, но весной 1881 года передан в распоряжение Тяньцзиньской военно-морской школы. К началу японо-китайской войны в 1894 году прошел модернизацию с демонтажем парусного вооружения и облегчением рангоута. Использовался в качестве учебного корабля. Экипаж состоял из 11 офицеров, 113 матросов и 25 кадетов. Утром 5 февраля 1895 г. торпедирован японским миноносцем №11 и затонул на внутреннем рейде Вэйхайвэя.
«Чаоу» (Безмерная доблесть) боролся с пиратством в провинции Чжэцзян, участвовал в обороне порта Чжэньхай во время франко-китайской войны 1884-1885 гг. Числился в строю к началу 1920-х годов.
«Канцзи» (Ниспосылающий мир и благодать) по завершении постройки переоборудован в грузовое судно для компании «China Merchants Group Ltd» и ходил по линии Шанхай-Гонконг. В 1888 году вооружен и включен в состав Бэйянского флота в качестве учебного корабля. Вооружение состояло из одного 80-фнт дульнозарядного орудия на станке Вавассёра, двух 12-фнт пушек Армстронга, четырех 87-мм орудий Круппа, четырех 10-фнт орудий Цзиньлинского арсенала, двух 25-мм четырехствольных митральез Норденфельда, двух 11-мм десятиствольных митральез Гатлинга и двух надводных 350-мм торпедных аппаратов Шварцкопфа. 17 февраля 1895 г. захвачен японцами в Вэйхайвэе, но был разоружен и возвращен Китаю для перевозки репатриантов. Впоследствии оборудован двумя торпедными аппаратами и продолжал использоваться как учебный корабль. В 1896 году переименован в «Фуцзи» (復濟, Возвращенный на пользу). В 1898 году выведен в резерв в Чифу; в 1910 году исключен из списков флота.
«Дэнцин» («Чистое ликование») вошел в состав Наньянского флота. В ночь на 15 февраля 1885 г. потоплен минными катерами с французского крейсера «Bayard» в бухте Шипу.
«Хэнхай» («Пересекающий моря») 23 августа 1884 г., находясь на стапеле, сильно пострадал от огня французской эскадры. Войдя в строй, зачислен в состав Фуцзяньской эскадры. 16 марта 1886 г. сел на мель у о-ва Цзибэй (Бёрд или Торисима) в архипелаге Пэнху (Пескадорские о-ва) и впоследствии разрушен штормом.

Авизо "Вэйюань"

Авизо "Чаоу"

Учебный корабль "Канцзи"

Авизо "Дэнцин"

Авизо "Хэнхай"

Учебный корабль "Канцзи" в 1900 году (NHHC)
|
</> |