Авизо типа «Энконстан»

топ 100 блогов sergiovillaggio25.08.2025
Продолжаю потихоньку переводить статьи по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". Сегодня речь пойдет о небольших корабликах, предшественниках "Керсэна", о котором уже рассказывалось ранее.
Сначала, по аналогии с ним, хотел поставить тэг "французские крейсера", но потом решил, что на крейсера они не тянут, поэтому будут ходить под тэгом "канонерские лодки", это более соответствует истине. К сожалению, фотографий по ним крайне мало.
Авизо типа «Энконстан» Inconstant (aviso).JPG

Винтовые авизо с деревянным набором, состоящим из трех слоев досок, уложенных крест накрест на деревянных шпангоутах, со стальными бимсами (на «Фултоне», возможно, железными) и таранными (перевернутыми) форштевнями. Паровая машина мощностью 220 л.с., одна труба, три мачты, парусная оснастка барка (позже оснастка шхуны). Проект Сабаттье.

Классифицировались как авизо-стационеры, с января 1891 года – как авизо-стационеры 1-го класса, с января 1892 года – как авизо 1-го класса, с января 1909 года – как авизо.

Авизо типа «Биссон» (1873) были признаны настолько удачными, что в 1880 году решено было заказать верфям еще два корабля. Их закладку отложили на год, а в 1882 году к ним добавили третий. 24 марта 1882 г. корабельный инженер де Бюсси, начальник Service Technique, написал записку о системе корпусов, которая должна была быть принята для двух авизо-стационеров, строительство которых должно было начаться в 1882 году в Тулоне. Он пришел к выводу, что диагональная система О. Нормана, используемая на типе «Биссон» (три слоя диагонально скрещенных и продольных досок), превосходит традиционную систему (один слой продольных досок), используемую в аналогичном типе «Шассёр», поскольку она несколько легче и требует меньшего количества гнутых дубовых шпангоутов, которые становятся все более редкими. Он рекомендовал использовать диагональную систему для авизо, строительство которых вот-вот должно было начаться в Тулоне.

17 января 1887 г. морской министр Об санкционировал установку на марсах револьверных пушек Гочкиса. В феврале 1887 года две таких были установлены на фор-марсе, а одна – на площадке бизань-мачты. С 1887 года на «Энконстане» расчеты орудий и револьверных пушек были защищены от огня стрелкового оружия щитами из хромированной стали. Для револьверных пушек эта защита была дополнена неподвижными или подвижными броневыми экранами на марсах и на крыльях мостика.

24 марта 1887 г. министр отдал приказ изучить и усовершенствовать вентиляцию котельного отделения «Энконстана», возможные меры включали в себя увеличение высоты дымовой трубы на 2,50 м.

Во время плавания «Энконстана» в 1890-1892 гг. было отмечено, что использование револьверных пушек на марсах затруднено из-за малого размера марсов и что щиты для этих пушек так и не были получены, хотя мачты и крылья мостика имели защитные экраны. 13 июля 1893 г. в Пакнаме (близ Бангкока) корабль попал под обстрел с обоих бортов, но орудийные расчеты были защищены только с одной стороны.

«Энконстан» («Inconstant») включен в списки в январе 1883 г., заказан 28 марта 1882 г., заложен в Арсенале Тулона 2 мая 1882 г., спущен на воду 14 июля 1886 г., подготовлен к испытаниям 14 декабря 1886 г., вошел в строй 12 июня 1888 г.
Строился по программе 1881 года. Машины изготовлены на предприятии Индрэ по проекту Гарнье и установлены в период с 27 апреля по 23 октября 1886 г. Находился в кампании на период испытаний с 14 декабря 1886 г. по 7 июня 1887 г., после чего сразу выведен в резерв. Начал кампанию 12 июня 1888 г. для короткого трехмесячного плавания по Средиземному морю, однако затем направлен на Дальний Восток, где служил в 1890-1896 гг. Исключен из списков 4 сентября 1900 г.; решение обнародовано 11 сентября 1890 г., однако в тот же день корабль оставлен в качестве замены транспорту «Пердрэ» («Perdrix») в качестве patache для полицейской и таможенной службы при военном порту Тулона, где оставался до 1925 года. Продан на слом мсье Салья 26 октября 1927 г.

«Папэн» («Papin») включен в списки в январе 1883 г., заказан 28 марта 1882 г., заложен в Арсенале Тулона 2 мая 1882 г., спущен на воду 11 ноября 1886 г., подготовлен к испытаниям 24 июня 1887 г., вошел в строй в августе 1887 г.
Строился по программе 1881 года. Машины изготовлены на предприятии Индрэ по проекту Гарнье и установлены в период с ноября 1886 г. по 11 июня 1887 г. Прошел испытания в августе 1887 года, после чего выведен в резерв. введен в кампанию 15 мая 1883 г. для замены «Ля Бурдоннэ» на Мадагаскаре. Вернулся в Лорьян с Тихого океана 11 января 1900 г., испытывая проблемы с машиной. Исключен из списков 4 сентября 1900 г. (решение обнародовано 11 сентября 1890 г.). 4 октября 1900 г. министерство иностранных дел объявило о желании Эквадоре приобрести авизо, подобное «Папэну», но далее переговоры не продвинулись. В 1900-1902 гг. находился в Лорьяне в ожидании разборки, 16 сентября 1902 г. продан мсье Трекантону.

«Фултон» («Fulton») включен в списки в январе 1883 г., заложен в Арсенале Лорьяна 27 июля 1882 г., спущен на воду 8 января 1887 г., подготовлен к испытаниям 28 октября 1887 г., снова после ремонта 8 февраля 1889 г., вошел в строй в марте 1889 г.
Строился по программе 1883 года. Машины изготовлены на предприятии «Клапарэд» в Сен-Дени и установлены в период с 1 мая по 20 сентября 1887 г. Вышел на испытания в конце 1887 года, однако на них выявились проблемы с машиной, заставившие корабль два года провести в ремонте. Успешно прошел испытания в марте 1889 года, после чего выведен в резерв. Начал кампанию 25 сентября 1895 г. для плавания в Карибское море и Северную Америку, по возвращении 2 мая 1899 г. выведен в резерв. Намечавшаяся продажа Эквадору в 1900 году и Колумбии в 1901 году не состоялась. В сентябре 1909 года переделан в угольный блокшив. Исключен из состава флота 1 июля 1910 г., но в 1910-1911 гг. оставался в качестве угольного блокшива в Бресте, а в 1911-1914 гг. использовался как угольщик для миноносцев в Лезардрие. 13 января 1914 г. переименован в «Триё» («Trieaux»), а его прежнее наименование передано подводной лодке. После Первой мировой войны служил угольным блокшивом в Лезардрие (1920-1923 гг.) и Шербуре (1923-1926 гг.); исключен из списков в 1926 году, разобран в Бресте в апреле 1933 года.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 871,667 т;
длина между перпендикулярами 61,550 м, по ватерлинии 61,521 м, наибольшая 63,650 м, ширина 8,70 м (по ватерлинии 8,694 м), осадка средняя 3,683 м, наибольшая кормой 4,231 м;
одна горизонтальная паровая машина системы «компаунд» (диаметры цилиндров 860 и 1440 мм, ход поршня 600 мм), два цилиндрических котла (6,2 атм.). В первоначальном контракте на «Фултон» указано три цилиндра, однако в подписанном 7.04.1884 заменено на два;
мощность проектная 1194 инд. л.с. при 115 об./мин;
скорость на испытаниях (17.05.1887) 12,89 уз при 1182,97 инд. л.с. и 114,4 об./мин;
запас угля: 114 т;
вооружение: три 138-мм/30 орудия М1881 (одно на полубаке, два в диаметральной плоскости в средней части), одно 100-мм/26 орудие М1881 (на корме), одна 65-мм/16 десантная пушка М1881, три 37-мм револьверных пушки (пять в 1890 году, в т.ч. три на марсах);
экипаж: 116 чел.

Авизо типа «Энконстан» Inconstant in Far East c.1890-96.jpg
Авизо «Энконстан» во время службы на Дальнем Востоке в 1890-1896 гг.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот так это выглядело. И это только первый день. (кликабельно) ...
В хорошую погоду я хожу на работу пешком. Часть моего пути пролегает мимо гаражей. И почти каждый вечер я вижу там людей, жарящих шашлыки на переносных мангалах. Их не смущает убогость местности. Природы там нет – асфальт и бетон. Пахнет бензином, машинным маслом, солидолом и прочими неф ...
Журналистке CNN как-то рассказали про одного очень старого еврея, который вот уже многие-многие годы каждый день, по два раза на дню ходит молиться к Стене Плача. Она решила побеседовать с ним. И когда она пришла к Стене Плача, она сразу увидела его, медленно идущего маленькими ...
Как и говорила, мы с сестрицей Оленушкой ol_ga_kukina решили-таки принять участие в кулинарном конкурсе "Стопудовый Новый год" . Не знаю уж, сильно ли новогодние у нас получились блюда, но достаточно вкусные и нарядные, чтобы украсить любой праздничный стол, и не стыдно было ...
В Счётной палате РФ удивились стоимости строительства дорог — 20 млн рублей за квадратный метр — и пообещали проверить обоснованность цен. Аудиторы назвали сумму завышенной и анонсировала детальную проверку. В 2025 году ведомство планирует оценить выполнение нацпроектов за 2019–2024 ...