Авизо типа «Энконстан»
sergiovillaggio — 25.08.2025
Продолжаю потихоньку переводить статьи по любопытным кораблям
из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam
1859-1914". Сегодня речь пойдет о небольших корабликах,
предшественниках "Керсэна", о котором уже
рассказывалось ранее.
Сначала, по аналогии с ним, хотел поставить тэг "французские
крейсера", но потом решил, что на крейсера они не тянут, поэтому
будут ходить под тэгом "канонерские лодки", это более соответствует
истине. К сожалению, фотографий по ним крайне мало.
Винтовые авизо с деревянным набором, состоящим из трех слоев
досок, уложенных крест накрест на деревянных шпангоутах, со
стальными бимсами (на «Фултоне», возможно, железными) и таранными
(перевернутыми) форштевнями. Паровая машина мощностью 220 л.с.,
одна труба, три мачты, парусная оснастка барка (позже оснастка
шхуны). Проект Сабаттье.
Классифицировались как авизо-стационеры, с января 1891 года – как
авизо-стационеры 1-го класса, с января 1892 года – как авизо 1-го
класса, с января 1909 года – как авизо.
Авизо типа «Биссон» (1873) были признаны настолько удачными, что в
1880 году решено было заказать верфям еще два корабля. Их закладку
отложили на год, а в 1882 году к ним добавили третий. 24 марта 1882
г. корабельный инженер де Бюсси, начальник Service
Technique, написал записку о системе корпусов, которая должна
была быть принята для двух авизо-стационеров, строительство которых
должно было начаться в 1882 году в Тулоне. Он пришел к выводу, что
диагональная система О. Нормана, используемая на типе «Биссон» (три
слоя диагонально скрещенных и продольных досок), превосходит
традиционную систему (один слой продольных досок), используемую в
аналогичном типе «Шассёр», поскольку она несколько легче и требует
меньшего количества гнутых дубовых шпангоутов, которые становятся
все более редкими. Он рекомендовал использовать диагональную
систему для авизо, строительство которых вот-вот должно было
начаться в Тулоне.
17 января 1887 г. морской министр Об санкционировал установку на
марсах револьверных пушек Гочкиса. В феврале 1887 года две таких
были установлены на фор-марсе, а одна – на площадке бизань-мачты. С
1887 года на «Энконстане» расчеты орудий и револьверных пушек были
защищены от огня стрелкового оружия щитами из хромированной стали.
Для револьверных пушек эта защита была дополнена неподвижными или
подвижными броневыми экранами на марсах и на крыльях мостика.
24 марта 1887 г. министр отдал приказ изучить и усовершенствовать
вентиляцию котельного отделения «Энконстана», возможные меры
включали в себя увеличение высоты дымовой трубы на 2,50 м.
Во время плавания «Энконстана» в 1890-1892 гг. было отмечено, что
использование револьверных пушек на марсах затруднено из-за малого
размера марсов и что щиты для этих пушек так и не были получены,
хотя мачты и крылья мостика имели защитные экраны. 13 июля 1893 г.
в Пакнаме (близ Бангкока) корабль попал под обстрел с обоих бортов,
но орудийные расчеты были защищены только с одной стороны.
«Энконстан» («Inconstant») включен в списки в январе 1883
г., заказан 28 марта 1882 г., заложен в Арсенале Тулона 2 мая 1882
г., спущен на воду 14 июля 1886 г., подготовлен к испытаниям 14
декабря 1886 г., вошел в строй 12 июня 1888 г.
Строился по программе 1881 года. Машины изготовлены на
предприятии Индрэ по проекту Гарнье и установлены в период с 27
апреля по 23 октября 1886 г. Находился в кампании на период
испытаний с 14 декабря 1886 г. по 7 июня 1887 г., после чего сразу
выведен в резерв. Начал кампанию 12 июня 1888 г. для короткого
трехмесячного плавания по Средиземному морю, однако затем направлен
на Дальний Восток, где служил в 1890-1896 гг. Исключен из списков 4
сентября 1900 г.; решение обнародовано 11 сентября 1890 г., однако
в тот же день корабль оставлен в качестве замены транспорту
«Пердрэ» («Perdrix») в качестве patache для полицейской и
таможенной службы при военном порту Тулона, где оставался до 1925
года. Продан на слом мсье Салья 26 октября 1927 г.
«Папэн» («Papin») включен в списки в январе 1883 г., заказан
28 марта 1882 г., заложен в Арсенале Тулона 2 мая 1882 г., спущен
на воду 11 ноября 1886 г., подготовлен к испытаниям 24 июня 1887
г., вошел в строй в августе 1887 г.
Строился по программе 1881 года. Машины изготовлены на
предприятии Индрэ по проекту Гарнье и установлены в период с ноября
1886 г. по 11 июня 1887 г. Прошел испытания в августе 1887 года,
после чего выведен в резерв. введен в кампанию 15 мая 1883 г. для
замены «Ля Бурдоннэ» на Мадагаскаре. Вернулся в Лорьян с Тихого
океана 11 января 1900 г., испытывая проблемы с машиной. Исключен из
списков 4 сентября 1900 г. (решение обнародовано 11 сентября 1890
г.). 4 октября 1900 г. министерство иностранных дел объявило о
желании Эквадоре приобрести авизо, подобное «Папэну», но далее
переговоры не продвинулись. В 1900-1902 гг. находился в Лорьяне в
ожидании разборки, 16 сентября 1902 г. продан мсье
Трекантону.
«Фултон» («Fulton») включен в списки в январе 1883 г.,
заложен в Арсенале Лорьяна 27 июля 1882 г., спущен на воду 8 января
1887 г., подготовлен к испытаниям 28 октября 1887 г., снова после
ремонта 8 февраля 1889 г., вошел в строй в марте 1889 г.
Строился по программе 1883 года. Машины изготовлены на
предприятии «Клапарэд» в Сен-Дени и установлены в период с 1 мая по
20 сентября 1887 г. Вышел на испытания в конце 1887 года, однако на
них выявились проблемы с машиной, заставившие корабль два года
провести в ремонте. Успешно прошел испытания в марте 1889 года,
после чего выведен в резерв. Начал кампанию 25 сентября 1895 г. для
плавания в Карибское море и Северную Америку, по возвращении 2 мая
1899 г. выведен в резерв. Намечавшаяся продажа Эквадору в 1900 году
и Колумбии в 1901 году не состоялась. В сентябре 1909 года
переделан в угольный блокшив. Исключен из состава флота 1 июля 1910
г., но в 1910-1911 гг. оставался в качестве угольного блокшива в
Бресте, а в 1911-1914 гг. использовался как угольщик для миноносцев
в Лезардрие. 13 января 1914 г. переименован в «Триё»
(«Trieaux»), а его прежнее наименование передано подводной лодке.
После Первой мировой войны служил угольным блокшивом в Лезардрие
(1920-1923 гг.) и Шербуре (1923-1926 гг.); исключен из списков в
1926 году, разобран в Бресте в апреле 1933 года.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 871,667 т;
длина между перпендикулярами 61,550 м, по ватерлинии 61,521 м,
наибольшая 63,650 м, ширина 8,70 м (по ватерлинии 8,694 м), осадка
средняя 3,683 м, наибольшая кормой 4,231 м;
одна горизонтальная паровая машина системы «компаунд»
(диаметры цилиндров 860 и 1440 мм, ход поршня 600 мм), два
цилиндрических котла (6,2 атм.). В первоначальном контракте на
«Фултон» указано три цилиндра, однако в подписанном 7.04.1884
заменено на два;
мощность проектная 1194 инд. л.с. при 115 об./мин;
скорость на испытаниях (17.05.1887) 12,89 уз при 1182,97 инд.
л.с. и 114,4 об./мин;
запас угля: 114 т;
вооружение: три 138-мм/30 орудия М1881 (одно на полубаке, два
в диаметральной плоскости в средней части), одно 100-мм/26 орудие
М1881 (на корме), одна 65-мм/16 десантная пушка М1881, три 37-мм
револьверных пушки (пять в 1890 году, в т.ч. три на марсах);
экипаж: 116 чел.
Авизо «Энконстан» во время службы на Дальнем Востоке в
1890-1896 гг.