Авиасалон Фарнборо: "разбор полетов" в хорошем смысле и некоторые критические
puerrtto — 16.07.2014 — Транспорт Последние два дня все больше людей меня спрашивают, что там с авиашоу Фарнборо, куда я поехал от российской авиастроительной корпорации ОАК, но отчетов про выставку все еще нет. Многие переживают, поскольку 12 из 17 участников делегации не получили британские визы (см. Российской делегации отказали в визе) и большая часть мероприятий от российской стороны на Фарнборо была сорвана. Так вот, у меня все в порядке, я в Лондоне, проблем с визами нет, на выставке провел сегодня почти целый день. Впечатления? Буду честен: ощущения неоднозначные. Начнем с того, что Фарнборо это мое первое в жизни авиашоу. Подчеркну, что именно авиашоу первое, что же касается "общения" с авиацией, то постоянные читатели помнят, что 3 года армейской службы я провел на бывшей британской базе ВВС и вкусил авиацию настолько глубоко, что по сей день сплю с берушами в ушах. Привычка! Когда 3 года подряд в 300 метрах от вас постоянно взлетают и садятся самолеты - без берушей спать нереально физически. А уж эти учения с тушением горящего истребителя, или подстраховка технарей, цепляющих к F-15 ракеты Sparrow.Зачем эдакое лирическое вступление к рассказу о Фарнборо? Чтобы сразу прояснить расклад, что с одной стороны я "накушался" самолетами в армии, безусловно люблю авиацию и все с ней связанное, но с другой никогда не бывал на столь масштабных выставках. Из-за этого, в процессе пребывания на Фарнборо было у меня несколько комических ситуаций, которые со стороны покажутся как минимум странными. Рассказать?
Итак, что такое авиашоу Фарнборо? Один из крупнейших в мире
авиасалонов, проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме
около города Фарнборо, что в 55км к западу от центра Лондона.
Организатором является Society of British Aerospace Companies
(SBAC). Впервые шоу состоялось в 1948 году и проводилось ежегодно
до 1962 года, после этого проводился раз в два года. СССР начал
принимать участие в авиасалоне в Фарнборо с 1984 года, а после
распада СССР Россия и Украина принимают участие по-отдельности. О
пребывании на шоу других стран бывшего СССР мне неизвестно.
Как получилось, что я нахожусь в Фарнборо отдельно от группы
журналистов?
Дело в том, что согласования относительно поездки длились
достаточно долго и это нормально, ведь едет большая группа, у людей
визовые заморочки, у некоторых разные даты вылета и прилета. Короче
говоря, я долгое время не мог понять, будет у нас трансфер из
лондонского отеля в Фарнборо, или не будет. Уверен, что популярные
блогеры, периодически посещающие подобные мероприятия (alexcheban ,macos , anni_sanni и ряд других) сейчас
улыбнутся, мол, Саша, что за глупости? Ты едешь в составе серьезной
делегации, ну неужели они вас бросят в аэропорту Хитроу и скажут,
"крутитесь сами"? Отвечу так: во-первых всяко бывало в жизни,
во-вторых лучше всегда подстраховаться. Разумом понимаю, что скорее
всего встретят и все организуют. Но привык полагаться только сам на
себя. И мыслил так: а что, если на выставку придется ездить своим
ходом и за свой счет? Билет в одну сторону с вокзала Ватерло до
Фарнборо стоит 16 британских фунтов (1000 рублей) в одну сторону.
Но если купить билеты заранее, то будет вдвое дешевле. Сказано -
сделано. И я купил себе две пары невозвратных билетов туда-обратно
Лондон-Фарнборо-Лондон. А затем оказалось, что нас таки встречали в
аэропорту и предоставили трансфер на все дни пребывания.
Второй момент состоял в том, что как известно - я вот уже несколько
лет как не москвич, а организаторы покупали билеты исключительно
Москва - Лондон - Москва. Просил сделать исключение, тем более, что
я прилетел накануне вылета в Лондон из Японии, а из Лондона мне
надо было ехать в Брюссель (а вовсе не назад в Москву). Мой билет
на Аэрофлоте из Москвы в Лондон стоил организаторам 28 тысяч рублей
туда-обратно, в то время, как мне был нужен лишь билет в одну
сторону и в Москву я не возвращаюсь. 19 июля поздно вечером сажусь
на поезд "Евростар" и еду в Брюссель, где буду неделю и оттуда
улетаю в Тель-Авив. Нет, на национальных проектах экономить не
принято. Хорошо. В итоге обратный билет Аэрофлота в Москву попросту
пропадает, о чем было заранее известно. При всем том, что я
безусловно благодарен организаторам за приглашение на выставку, но
эта нестыковка с билетами меня огорчила. Вот реально, это будет
наивно звучать, но мне жаль выброшенных на ветер денег, которые
лучше бы отдали инженерам-разработчикам Суперджета. Ведь именно из
подобных мелких паззлов складывается общая картина недостаточного
финансирования проектов, о чем постоянно пишут в СМИ.
Но бог с ними, с билетами на Аэрофлот, вы скажите, что мне было
делать с уже оплаченными билетами на поезд в Лондоне? Раз купил -
буду ездить на поезде. Из плюсов то, что группа выезжала на шоу
рано утром и в пробках ехала до места от 2 до 3 часов. Я же на
поезде доезжал за 40 минут, таким образом позволяя себе поспать
лишние пару часов, а не вставать в 7 утра и бежать на завтрак,
чтобы успеть на подвозку. Минусом же самостоятельных поездок был
тот факт, что я практически не пересекался с группой, а ведь им
показывали (наверное?) то, что нельзя увидеть просто человеку в
улицы. А может быть и не показывали, я не знаю, слежу за отчетами
коллеги nemihail , который тоже тут
находится, в Фарнборо, пока не увидел ничего, чтобы я не посмотрел
самостоятельно. Михаил, каюсь, хотя мы и виделись теоретически в
самолете из Москвы, плюс вместе ехали в автобусе из Хитроу в город,
но я так и не понял, кто ты среди нашей группы, иначе подошел бы
поздороваться. Да и были мы все уставшие после перелета. Лично я
знаю лишь одного человека из всех, кто с нами прилетел, Олега из
"Российской газеты" :)
Как добираются до Фарнборо?
На поезде вы доезжаете до станции Farnborough Main, откуда
бесплатные двухэтажные автобусы везут вас оставшиеся 5-6 километров
до одноименного аэродрома, где проходит авиашоу. Здесь я занял
место на втором этаже автобуса и фотографирую местный ж.д вокзал
-
Путь пролегает через городок, где буквально вся дорога усеяна
указателями на шоу -
Почти на месте, путь занимает минут 7 от силы -
Примечательно, что прямые автобус курсируют отсюда не только в
Лондон, но даже по всем аэропортам -
Потом проходная, где вы показываете пропуск (бейджик с фотографией
и магнитной полосой), ваши вещи пропускают через просвечивание как
в аэропорту и вот вы на выставке. Прямо здесь рекомендуется
обзавестись картой выставки и брошюрой с указаниями где и какая
компания представлена -
В первый момент я ощутил себя чужим на этом празднике жизни, ибо
все вокруг были строгими дядьками в пиджаках и галстуках, все они
яростно пили кофе и с напускным пафосом обсуждали авиационные темы
-
Наконец я увидел Суперджет! Тот самый новый российский самолет, о
котором так много слышал, но не то что не летал на нём, а даже
никогда его не видел. Обрадовался как ребенок. Дело в том, что
последний раз я летал на советских самолетах лет 10 назад и это был
древний ТУ-154 "Уральских авиалиний", до этого летал на АН-24
авиакомпании "Эйр Астана". Потом был колоссальный перерыв в
десятилетие и я даже думать забыл, что на свете существует
российская гражданская авиация. Это будет звучать немного цинично,
но о современной российской авиации я вспомнил 9 мая 2012 года,
когда в Индонезии разбился этот самый Суперджет. Было больно и
грустно. С таким трудом страна пыталась восстановить авиапром и тут
раз тебе и авиакатастрофа, да еще и на выставке, да еще и
показательный полет. Разные мнения слышал на сей счет, одни
говорили "Вот что значит коррупция и непрофессионализм", другие что
"аварии случаются у всех, это ничего не значит". К счастью, та
авиакатастрофа не поставил крест на российской гражданской авиации
и вот вам пример - мексиканская авиакомпания Interjet закупила 8
российских Суперджетов -
К сожалению, внутрь самолета не впускали, как мне обьяснили - у них
в данный момент какое-то профилактическое обслуживание и
посетителей временно не впускают. Я показал им бейдж, что я сам
являюсь представителем делегации производителя данного самолета. Не
помогло. Охранник предложил подождать их супервайзера, я подождал
минут 10, мне надоело ждать и пошел дальше. На фото, собственно,
закрытый для посещений Суперджет -
Американская часть выставки -
Они показывают свой новый F-35, причем никаких ограничений нет,
пожалуйста, можете хоть в кабине пилота посидеть. Почему нельзя
посетить российский Суперджет - для меня большая загадка. Ведь
наоборот необходимо знакомить людей с новым самолетом, тем более,
что случайных прохожих на Фарнборо нет, тут любой гость может
оказаться именно тем, кто прямо и косвенно приведет к новому
контракту. Ниже очередь на посидеть в американский F-35 -
Я думал тоже залезть, но почему-то не стал. Ну сиживал я в кабине
F-15 и F-16, когда служил в армии. Не в качестве пилота,
разумеется, а просто так, мы ведь эти самолеты обслуживали. Кроме
того, у меня возникло ощущение, что это не настоящий боевой
самолет, а макет, используемый как "ложная цель". В армии подобные
макеты мы выставляли в пустыне для того, чтобы летчики по ним
отрабатывали ракетами. Но могу и ошибаться, если честно, то руками
его не трогал и слишком близко не подходил.
p.s Оказалось, что я был прав, это не настоящий F-35, а
действительно макет, см. комментарии представителей армии США на
Би-Би-Си.
Громадный Эйрбас-380 накручивает круги вокруг Фарнборо -
Американский полковник наблюдает за полетом Эйрбаса 380 -
Забавный ресторан прямо возле летного поля, справа -
Ресторан внутри, тут можно пообедать и попутно посмотреть старые
машины и несколько аэропланов -
Американцы чистят один из самолетов после массового нашествия
посетителей в кабине -
И все же, меня не оставляла легкая досада: как же так, я тут по
приглашения ОАКа, производителя Суперджетов и меня так и не пустят
в салон самолета, о котором мне нужно рассказать? Нелепо. И тут я
вижу еще один Суперджет, авиакомпании Utair (кстати, никогда не
летал на этой авиакомпании), попытаю счастья тут. Только разрешения
спрашивать на этот раз не буду, главное быстро пройти вверх по
лестнице и все -
Если вы идете уверенно - смотрители проявят к вам уважение,
проверено многократно в самых разных ситуациях. Так и здесь. Не
успела девушка за столиком перед самолетом закончить фразу "Can I
help you sir?", как я уже взлетел по трапу в салон. Внутри сидели
какие-то парни, очевидно сотрудники компании и травили анекдоты.
Увидев меня они резко встали и приняли важный вид. Попросил их
отойти в сторону, чтобы сделать снимок, те отошли. Потом спросил,
когда будет полет Суперджета? Те ответили, что никогда. Немой
вопрос - то есть как? Те отвечают, что ни один российский самолет
не будет летать на Фарнборо. Я поинтересовался, почему, неужели
пилотам не дали британскую визу? Те ответили, что не в курсе.
Странно.
Хотел задать вопросы по технической части, но ребята в салоне
честно сказали, что они не инженеры и не пилоты и кроме самых общих
деталей ничем помочь не смогут. Что же, вечерком найду все
необходимое в интернете.
Ну, хотя бы так. Жаль, что не увижу полет Суперджета, я очень ждал
выставку и был уверен, что именно Суперджету посвящу большую часть
отчета. Увы, все получилось не так, как планировал.
А вы знаете, что на таком самолете, что на фото ниже я летал
несколько раз? На более старой модификации "Геркулеса", но принцип
тот же. Когда в армии служил, разумеется. Перевозили оборудование
из аэропорта Увда возле Эйлата (координаты), на крупную базу Рамат
Давид (координаты) возле города Афула.
Кстати, в аэропорту Увда огромное хранилище старых военных
самолетов, их там несколько сотен. Вот бы открыли все это хозяйство
в качестве музея! Музей военной авиации конечно имеется, рядом с
авиабазой Хацерим в Беер-Шеве, см. Музей израильских ВВС
в пустыне Негев, но в Увде самолетов еще больше.
Еще один самолет (помимо Суперджета), на котором очень хочется
полетать, Эйрбас-380 -
Множество сувенирных магазинов, где ценители могут купить много
чего интересного для коллекции -
Еще на выставке просто таки масса настоящих фанатов "споттинга", то
бишь любителей фотографировать самолеты -
Эфиопские авиалинии - мои старые друзья, летал с ними несколько раз
в такие экзотические страны, как собственно Эфиопия, плюс Йемен,
Зимбабве, Танзания и Замбия. Хорошая, кстати, авиакомпания -
"Белавиа" предпочла Суперджету бразильский Эмбраер, судя по
фотографии внизу. Причем вышел забавный казус. Издалека я не сразу
сообразил, что это не Суперджет. Солнце пекло так беспощадно, что
потерял всякую внимательность. Итак, с непонятного перепугу решил,
что это Суперджет. Захожу внутрь (кстати, белорусы впускают
свободно, уж не знаю почему не пускали вначале в Суперджет) и
замечаю, что все как-то не так. Может быть одна из модификаций
Суперджета, где по два сидения? Не хочу показаться оболтусом и
говорю белорусам, мол, и как вам российский Суперджет? Те отвечают,
что это бразильский Эмбраер и смеются, поняв, что перед ними явно
полный профан. Пардон, говорю, давно гуляю по жаре, утомился. Те
смеются, ничего, бывает, водичку надо пить, действительно жаркий
день. И тут отмечаю, что с белорусами общаюсь по-английски. Глупо.
Спрашиваю их по-русски, много ли у Белавии новых Эмбраеров? Те не
понимают. Оказывается, что я дважды профан - они вовсе не белорусы,
а представители бразильского авиаконцерна Эмбраер, производящего
эти лайнеры. Так! Точно надо попить водички :-)))
Нет, так дело не пойдет, решил я и отправился в представительство
ОАКа, чтобы там на месте задать все вопросы. Впервые в жизни четко
осознал, что иногда лучше расслабиться и предоставить возможность
профессионалам все объяснить и показать. Ведь наверняка журналистов
впускали без проблем в Суперджет, все рассказывали и показывали. К
сожалению, в представительстве ОАКа ничем не смогли помочь, кроме
как снабдили пачкой глянцевых журналов о компании. И что мне с ними
делать? Я вот самолет хотел как следует посмотреть, эх досада.
Более того, как мне обьяснили, эти шале созданы не для посещений
(внутри нет никакой выставки), а для деловых переговоров. Что же
касается общения с журналистами, то для этого есть пресс-центр
компании в другой части выставки.
Что я вам скажу? Я реально впервые в жизни на столь громадном и
непростом авиашоу. Это не музей авиации и не зоопарк. Сюда люди
приезжают по работе. Сей факт крайне важно иметь в виду любому, кто
собирается на подобные мероприятия. Здесь не будет табличек с
описаниями самолетов и вертолетов (предполагается, что вы не
случайный проходимец и вы в теме), здесь нет привычной "музейной"
инфраструктуры. К посещению таких мест важно готовиться заранее и
чётко знать зачем вы туда приехали и что конкретно хотите
увидеть.
Кроме вот такой схематичной карты вам не дадут ровным счетом
ничего. Вы ходите по выставке и нередко методом наития определяете
где и какой самолет. Изредка возле самолетов будут таблички, но
чаще - только название производителя -
Еще одна крупная российская корпорация, Оборонпром -
В какой-то момент предпринимаю еще одну попытку попасть внутрь
"шале" производителя Суперджета -
Но и тут "от ворот поворот", говорят, что нужно приглашение, а для
журналистов отдельный стенд, где заседает пресс-служба. Что, у вас
бейдж ОАКа? Ну и что, много у кого есть такой бейдж, журналисты
общаются с пресс-службой, а не с инженерами и руководством, которое
как раз заседает внутри этого здания -
Колоритнейшие африканские летчики на фоне Суперджета -
Израильская компания Эльбит, производители беспилотников, авионики,
радиолокации, наведения в артиллерии и ракетной техники. Самый
крупный частный оборонный концерн в Израиле. Заметных успехов они
добилась в модернизации устаревших образцов советской боевой
техники, конкурируя на этом рынке с российскими производителями.
Между прочим, Россия закупает у них беспилотники. Среди моих
читателей как минимум несколько человек в этой компании работают,
как там поставки в Россию? Читал, что Эльб
|
</> |
Авиасалон Фарнборо: "разбор полетов" в хорошем смысле и некоторые критические
Оставить комментарий
Популярные посты:
RuNews24.ru - круглосуточная служба новостей | В Фарнборо "Аэрофлот" награжден "авиационным "Оскаром" Вести.Ru "Аэрофлот" второй год подряд — лучшая авиакомпания Восточной Европы. Примечательно, что премия эта присуждается крупной британской корпорацией, которая анонимно проводит опрос среди своих пассажиров. "Это не только премия "Аэрофлоту" — очень многие западные ... "Аэрофлот" признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы на авиакосмическом салоне в Фарнборо "Аэрофлот": тариф эконом-класса на рейсах в Крым приносит 46 руб. дохода "Аэрофлот" готов нанять на работу 26 иностранных пилотов |
Cathay Pacific признана лучшей авиакомпанией мира, "Аэрофлот" - Восточной Европы АвиаПорт.Ru Cathay Pacific названа лучшей авиакомпанией года по версии британской исследовательской компании Skytrax. Перевозчик из Гонконга совершил редкий для топ-списка скачок, резко поднявшись в лидеры с прошлогоднего шестого места. Второе место завоевал победитель рейтингов ... "Аэрофлот" вновь назван лучшей авиакомпанией Восточной Европы, Cathay Pacific – мира |
Аргументы и факты | «Аэрофлот» в третий раз признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы Аргументы и факты Москва, 16 июля — АиФ-Москва. «Аэрофлот» награжден международной премией World Airline Awards, которую ежегодно присуждает британское консалтинговое агентство Skytrax, в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Церемония награждения лауреатов 2014 года ... "Аэрофлот" в третий раз признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы по версии Skytrax «Аэрофлот» стал лучшим в Восточной Европе Аэрофлот в третий раз признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы по версии Skytrax World Airline Awards |