Ави Леб о том, что наука наступила на грабли времен борьбы теологии простив
alex_rozoff — 20.07.2021 Журнал «Scientific American» пообщался* с астрофизиком из Гарвардского университета Ави Лебом (Avi Loeb) по его книге "Extraterrestrial: The First Sign of Intelligent Life beyond Earth" и по более приземленным вопросам.(далее цитирую выборочно):.. В настоящее время научное сообщество развивается как-то не совсем правильно — я имею в виду, если можно так сказать, состояние здоровья этого сообщества. Сейчас у многих ученых основным мотиватором служит собственное самолюбие, тяга к почестям и наградам, демонстрация перед коллегами своего собственного ума. Для них наука — это, скорее, монолог о себе любимом, а не диалог с природой. Они привыкли вариться в собственном соку; они хотят, чтобы их голос звучал всё громче, а имидж становился значительнее. С этой целью они используют студентов и прочих своих учеников, которые вынуждены повторять заученные мантры. Но цель науки не в этом. Наука не имеет никакого отношения к самолюбию ученых, расширению их власти или улучшению имиджа. Наука хочет разобраться в том, как устроен окружающий нас мир; это опыт познания, в ходе обретения этого опыта приходится рисковать и даже допускать ошибки. Если работаешь на передовых рубежах фундаментальной науки, то не знаешь заранее, где правильный, а где неправильный путь — всё познается только благодаря обратной связи, которая обеспечивается благодаря экспериментам.
Другая проблема современной науки заключается не только в том, что у людей сейчас наблюдается неверная мотивация, но и в том, что они больше не опираются на доказательную базу, т.е. на эксперимент. Необходимость в экспериментальном подтверждении выдвинутой теории вынуждает ученого вести себя скромнее, ведь в ходе экспериментов его теория может и не подтвердиться. А в наше время множество известных ученых занимается, так сказать, математической гимнастикой, изучая различные теории, не подтвержденные на опыте — сюда можно отнести, например, теорию струн, гипотезу о мультивселенной и даже инфляционную модель вселенной. Однажды на форуме я спросил [физика] Алана Гута (Alan Guth), который выдвинул теорию космической инфляции: «Можно ли принципиально опровергнуть инфляционную модель вселенной?» (Здесь Ави Лёб имеет в виду критерий фальсифицируемости (т.е. принципиальной опровержимости), выдвинутый Карлом Поппером и являющийся критерием научности теории, — прим.перев.) И он ответил, что я задал глупый вопрос, потому что с помощью инфляционной модели можно интерпретировать любые космологические данные, полученные в результате эксперимента. Выходит, теория космической инфляции сильна, ведь она способна объяснить все, что угодно! Но я считаю это большим ее недостатком, поскольку «теория всего» иногда является «теорией ничего», и получается, что между ними нет никакой разницы.
Мне кажется, что весь этот пузырь, наполненный гипотезами, напоминает наркотики: от него можно получить кайф и представить, что стал богаче Илона Маска (Elon Musk), самого богатого на сегодняшний день человека в мире. Меня это очень забавляет. У всех сразу появляется хорошее настроение, можно пообщаться с друзьями. А если вы — часть большого коллектива единомышленников, тогда каждый может поддержать и оказывать почести друг другу, раздавать друг другу награды — здорово, правда? Но, после этого, вы идете к банкомату обналичить карту и потратить те деньги, которые, как вам кажется, у вас есть на счете. И тут вы понимаете, что на самом деле у вас на счете ничего нет. Вот и эксперимент в науке, аналогично походу в банкомат, также служит проверкой правильности гипотезы. А в науке такая проверка просто очень необходима — гипотезы нужно проверять, иначе мы не получим никаких новых знаний.
Меня спрашивают, почему я так плотно общаюсь со средствами массовой информации. Единственная причина состоит в том, что мои коллеги не руководствуются здравым смыслом. Сравните хотя бы теорию струн и теорию мультивселенной с тем, что утверждаю я и многие другие, а именно: основываясь на данных космической обсерватории НАСА «Кеплер», можно утверждать, что примерно у половины из всего множества звезд нашей галактики, похожих на Солнце, по соседству имеется планета размером с Землю. Причем все эти планеты находятся примерно на таком же расстоянии, что и Земля от Солнца. А раз так, то есть вероятность того, что на поверхности таких планет присутствует вода в жидком виде. Следовательно, можно ожидать и появления тех или иных форм жизни. Итак, если мы, желая измерить вероятность появления жизни в Млечном Пути, станем подбрасывать, так сказать, кубик миллиарды раз, то какова будет вероятность того, что мы одни во вселенной? Скорее всего, ничтожно малая! Итак, в похожих обстоятельствах достигаются похожие результаты — это, по-моему, самое умеренное и консервативное утверждение, которое только можно себе представить. Поэтому я ожидаю, что большинство людей меня поддержат, похлопают по плечу и скажут: «Отлично, Ави, ты прав. Мы должны искать инопланетные объекты, потому что вероятность их появления очень даже высокая». Но вместо этого я вижу обратную реакцию, которая свидетельствует об утрате интеллектуального чутья. А как еще объяснить тот факт, что ведутся работы, например, по теории струн или теории мультивселенной — то есть по тем объектам, в существовании которых у нас нет ни малейшей уверенности? Причем в науке это считается мейнстримом! А инопланетными формами жизни никто не занимается. Это безумие.
Что касается риска, то в науке карты должны быть выложены на стол. Мы не имеем права замалчивать те или иные идеи только потому, что нас беспокоят последствия обсуждения этих идей. Отказ от обсуждения тоже связан с огромным риском. Наверное, Галилея предупреждали, чтобы он молчал о движении Земли вокруг Солнца и отставил телескоп в сторону, ведь это было так опасно для науки позднего Средневековья. Зачем наступать на одни и те же грабли? Необходим открытый диалог между учеными, когда люди высказывают различные идеи. Какая из них является правильной, должны определять только факты.
Молодые ученые, начинающие доктора наук, участвовавшие в моих исследованиях, находятся совсем в другой ситуации. Вскоре им предстоит заняться поисками работы. Уверен, что к ним не раз подходили доброхоты со словами: «Послушайте, чем вы занимаетесь? Это так опасно лично для вас». В результате молодые ученые «ушли в спячку»... Если вы создали враждебную интеллектуальную культуру, где не в чести всё связанное с SETI, то молодые таланты не рискнут выйти «за флажки». Если вы стоите на траве, то не жалуйтесь, что она не растет под подошвами ваших туфель.
(конец цитирования)
....Такие дела....
-------------------------
*) Астроном Ави Лёб утверждает: космические пришельцы были у нас в гостях — и он не шутит (Scientific American, США)
В интервью профессор Гарвардского университета подробно рассказывает о выдвинутой им сенсационной гипотезе. А также о том, что наука, по его мнению, пребывает в кризисе.
14.02.2021
https://inosmi.ru/science/20210214/249099790.html
|
</> |