рейтинг блогов

Аутсайдеры перегретой экономики. Пять отраслей, которым угрожают банкротства

топ 100 блогов taxfree15.03.2025 Я говорил и буду говорить, что не верю в перемирие и какие либо мирные шаги которые предпринимает Путин. Все эти разговоры о мире - это только возможность перегруппироваться и ударить снова и снова. В последние два года российский бизнес пытался угнаться за спросом в перегретой экономике и продолжал активно кредитоваться, несмотря на рекордный рост ставок. Теперь пришло время расплачиваться: сразу несколько крупных российских отраслей рискуют столкнуться с кризисом неплатежей и банкротствами. Насколько все плохо?

Аутсайдеры перегретой экономики. Пять отраслей, которым угрожают банкротства

Что происходит? С лета-осени 2024 года, когда ставка ЦБ перевалила за 15%, а потом за 20%, промышленное лобби, а потом и идейно близкие к нему экономисты начали предупреждать о риске банкротств в закредитованных проблемных отраслях, которым при такой ставке стало трудно продолжать обслуживать долг. «Российская экономика стоит перед угрозой масштабного скачка корпоративных банкротств», — написали в январском отчете экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), основанного главным российским экономистом-дирижистом — нынешним министром обороны Андреем Белоусовым. Сейчас ЦМАКП возглавляет его брат Дмитрий.

Объективные показатели подтверждают обеспокоенность лоббистов. На конец 2024 года доля предприятий в обрабатывающей промышленности, чья кредитная нагрузка стала слишком высока, превысила 20%. Процентные платежи этих компаний на конец года превышали две трети от прибыли до вычета налогов. В 2023 году доля таких компаний была вдвое меньше.

Более чем в два раза выросла и доля компаний, которая входит в зону высокого риска банкротства, — с 5,8% совокупной выручки реального сектора до 12,5%, следует из расчетов ЦМАКП. В 2025 году на потенциальных банкротов будет приходиться уже 18,9% выручки, считают аналитики.

Самые большие проблемы — у тех отраслей, которые попали в максимальный перегрев (оборонка, жилищное строительство), и у тех, кто максимально пострадал от санкций (угольная промышленность).

Добыча угля
Угольная отрасль — общепризнанно самый проблемный сегмент российской экономики. В прошлом году убыточными стали больше половины предприятий, а в целом отрасль по итогам 2024 года единственной в России оказалась в минусе — по данным Минэнерго, ее убыток составил 34 млрд рублей против 783 и 357 млрд прибыли в 2022 и 2023 годах. Убытки в угольной отрасли становятся социальной проблемой: в декабре горняки шахты «Инская» в Кемеровской области, которым месяцами не платили зарплату, объявили голодовку и вышли бастовать (пока, правда, им удалось добиться только ареста собственника).

Главные причины проблем отрасли — снижение мировых цен на уголь из-за падения спроса, санкции и рост тарифов РЖД: c 2021 по 2024 год росли в среднем на 24% в год при среднегодовой инфляции 8%. Дополнительные проблемы отрасли создает пошлина на импорт угля в Китай, которая действует с 2014 года и составляет 3–6%.

Российские власти пытаются придумать, как спасти отрасль. На субсидии денег в бюджете на этот год нет, поэтому Минэнерго просит всех участников транспортной цепочки дать угольщикам скидки на перевозку угля. Но РЖД не торопятся снижать тарифы: в монополии считают, что это приведет к непокрываемым убыткам компании.

Автопром и оборонка
В самом тяжелом положении, по оценке ЦМАКП, оказались компании «технологического ядра экономики», а хуже всего пришлось транспортному машиностроению. Например, властям приходится постоянно субсидировать и думать о поддержке «АвтоВАЗа», чей долг превышает 100 млрд рублей. «С ростом ключевой ставки выплаты банкам выросли на миллиарды рублей в год», — жаловался глава «Ростеха», владеющего 32,3% акций автозавода, Сергей Чемезов. С этими же сложностями, по его словам, сталкиваются подведомственные «Ростеху» оборонные заводы.

«Авансовых платежей от заказчиков обычно не хватает на выполнение всех работ, а брать кредит под бешеный процент — самоубийство для бизнеса [...], — объяснял Чемезов. — В текущих условиях все, что зарабатываем, придется отдать на погашение процентов и даже, скорее всего, будем уходить в „минус”. Так не должно быть, это путь к банкротству».

Но оборонка — отдельный случай. Во-первых, предприятия ВПК — одни из главных получателей льготных кредитов. А во-вторых, общее охлаждение экономики в меньшей степени на нем скажется: спрос в ВПК определяется госзаказом, а он в ближайшие годы сохранится, даже если СВО закончится прямо завтра.

Строительство
Любые проблемы в экономике неизменно сопровождаются обсуждением ситуации на рынке недвижимости. Но на этот раз у застройщиков возникла на самом деле уникальная ситуация — резкий рост ключевой ставки совпал с завершением летом 2024 года триллионной безадресной программы льготной ипотеки, которая питала отрасль с 2020 года. В первой половине 2024 года на льготные программы, крупнейшей из которых была отмененная, приходилось 80% всех продаж квартир в новостройках. Во второй половине года продажи нового жилья рухнули.

После того как журнал Forbes в ноябре написал о проблемах у крупнейшего российского девелопера ГК «Самолет», профильный вице-премьер Марат Хуснуллин допустил точечные банкротства в отрасли. «Какие-то застройщики плохо рассчитали свою экономику, наверное, они не справятся с задачей, такое возможно», — говорил он. Но в целом по сектору эксперты не спешат бить тревогу. Распроданность строящегося жилья с вводом в 2025 году остается высокой: 51% против нормы в 49% с учетом текущего уровня строительной готовности.

Самые большие риски — у компаний, на балансе которых есть земельные участки, приобретенные в кредит с плавающей ставкой, но, за редким исключением, бизнес пока не бежит распродавать эти активы, сказал финансист и автор телеграм-канала Unexpected Value Сергей Скатов. Но сама по себе высокая ключевая ставка не должна ударить по застройщикам: средняя ставка девелоперов находится на уровне 8–9% из-за хорошего покрытия деньгами на счетах эскроу, на которые собираются деньги покупателей, а платежи наступают только после окончания инвестиционной фазы, объясняет эксперт. Чем больше на счетах эскроу, тем ниже ставку предлагает банк.

«Сейчас на слуху эти бедные-несчастные застройщики, но основные проблемы могут настигнуть не их, а более мелкий бизнес, который работает на них или как-то связан со строительством. У них высокая долговая нагрузка, а денежный поток может существенно сократиться», — добавляет главный экономист крупного российского брокера.

Грузоперевозки
Еще один кандидат на банкротство — грузовые перевозки. Высокие ставки по кредитам и лизингу, повышение утильсбора на импортную технику, рост цен на топливо и обслуживание автомобилей, а также снижение спроса могут привести к тому, что в 2025 году около 30% грузовых автоперевозчиков обанкротятся, пригрозила в декабре отраслевая ассоциация «АвтоГрузЭкс». Она уже обратилась к российскому правительству с просьбой предоставить безвозмездные субсидии, чтобы отрасль смогла удержаться на плаву.

Отраслевые лоббисты в своих открытых письмах всегда сгущают краски, но сами участники рынка убедительно доказывают кризис в отрасли с цифрами. Предпосылки к волне банкротств, по мнению экспертов, были заложены еще в 2023 году, когда на фоне резкого роста спроса на внутренние перевозки и наличия лизинговых программ с нулевым взносом многие компании начали наращивать свои автопарки. В итоге рынок перегрелся: число машин оказалось больше, чем доступных грузов, что привело к резкому снижению ставок на междугородние перевозки.

«Я недавно был на переговорах в одной компании. Никаких планов по росту они не строят. Потому что они не могут, устали, не знают, что делать, они в тупике! И такое настроение среди топ-менеджмента — не редкость в этом году», — сокрушался в беседе с профильным изданием Logirus гендиректор транспортной компании КИТ Михаил Попов.

Торговля
Торговля — одна из самых закредитованных отраслей российской экономики. Рост ключевой ставки и, как следствие, стоимости обслуживания кредитов может сказаться на разных сегментах отрасли.

Во-первых, это авторынок. После ухода с российского рынка большинства зарубежных автомобильных брендов он преимущественно стал «китайским». Но рентабельность продаж автомобилей из Китая и без высокой ставки очень низкая. Из-за закредитованности дилерских сетей, а также значительных расходов на персонал и маркетинг доходность автодилеров в ближайшие 4–6 месяцев будет на историческом минимуме, считает гендиректор группы компаний «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. К лету, по его мнению, можно ожидать волны банкротств автодилеров. Исчезнуть могут небольшие автосалоны китайских брендов, прогнозировали в одном из крупнейших дилеров «Авилон».
Также в зоне повышенного риска — торговые центры. В прошлом году Союз торговых центров России предупредил, что из-за высокой ставки и плохо выдерживаемой конкуренции с маркетплейсами в этом году могут обанкротиться около четверти ТЦ.

Что дальше?
Несмотря на проблемы с обслуживанием кредитов в целом ряде секторов российской экономики, говорить о полномасштабном кризисе рано, считают опрошенные эксперты.

Сама по себе высокая ставка может и не привести к каким-то катастрофическим последствиям, есть вещи и пострашнее: например, переоценка валютного долга, с которой бизнес уже сталкивался в кризисном 2008 году, напоминает сотрудник крупной брокерской компании. «Если вы сначала занимали по плавающей ставке под 7%, а сейчас ставка уже 21%, это, конечно, неприятно. Но когда у вас переоценивается тело долга на 30–40%, как это бывает при валютном займе, это уже совсем другая история», — объясняет он.

Экономист Сергей Скатов отмечает, что волны корпоративных банкротств, кажется, не ждут те, у кого есть самая точная информация о заемщиках, — банки. Если бы банки опасались такого развития событий, еще с прошлого года они должны были бы создавать дополнительные резервы под кредитные убытки. Но, как следует из данных ЦБ, этого не произошло.

Аутсайдеры перегретой экономики. Пять отраслей, которым угрожают банкротства

Формально у банков нет оснований для пессимизма — просроченная задолженность по корпоративным кредитам остается (.xlsx) на рекордно низком с середины 2021 года уровне — 2,7 трлн рублей. Правда, при быстром росте кредитного портфеля проблемы по новым долгам становятся заметны не сразу, потому что их «вызревание» занимает некоторое время, объясняет собеседник из крупного брокера. «Но даже с поправкой на этот эффект быстрого роста ситуация в целом по экономике пока не предполагает каких-то алармистских прогнозов», — успокаивает он.

Аутсайдеры перегретой экономики. Пять отраслей, которым угрожают банкротства

И наконец, для волны банкротств нужно не только плачевное состояние заемщиков, но еще и желание кредиторов заниматься непрофильным бизнесом, который перейдет к ним на баланс, отмечает Сергей Скатов. В 2008–2009 году такое желание было — и многочисленные активы в недвижимости и промышленности перешли под контроль Сбербанка, ВТБ и ВЭБа.

Но вообще банкротство — не самый распространенный способ решения проблем в российской экономике: государство чаще спасает проблемные компании, чем в прошлые кризисы охотно пользовались и банки, и бизнес, напоминает экономист. Сейчас уже тоже создана правительственная подкомиссия «по повышению устойчивости отдельных отраслей экономики» во главе с вице-премьером Александром Новаком — она уже рассматривала вопросы о поддержке угольной промышленности, а на очереди целый ряд других отраслей.

По материалам интернета

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях мне в соцсетях попалась отличная статья. Американский парень, живущий в Нью Йорке (при этом, настоящий американец, не то что я!) посмотрел любимый новогодний фильм всех советских и постсоветских людей, и написал на него большую рецензию. Разумеется, взгляд западного человека на ...
А вот и отгадка под катом. Не так уж и трудно оказалось. На фото есть мужчины - чернокожий, китаец/кореец/??, индус/пакистанец - и две белые женщины. Отсутствует белый мужчина. Отсутствует также характерный латинос/латина, но не исключено, что одна из женщин представляет именно эту ...
В связи с тем, что мое собственное отношение к ЖЖ в последнее время настолько скачкообразное, что пугает меня саму и очень напоминает мое же собственное ЭКГ в подростковый период, у меня к вам возникла порция вопросов. Можете считать это праздным любопытством. На ваше усмотрение.. Но они ...
Я думаю, что после платья девушки из Днепропетровска неокрепшие умом выпуснкницы будут нас радовать странными нарядами еще чаще. ...
Вашему вниманию предлагается замечательная 3-х комнатная квартира с только что законченным Евро ремонтом по адресу м. Алтуфьево ул.Лескова д.6   2/9 этажного дома . Комнаты все изолированные. В квартире все абсолютно новое: полы ламинат, ...