Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина

топ 100 блогов materik_knig17.11.2025

На этот многотомник я возлагала определенные надежды, ведь писатель получил литературную премию "за связь поколений и развитие традиций русского эпического романа".

Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина

Мы часто говорим, что современная литература - сплошное нытье и чернyxа. И вот, кажется, предоставился шанс почитать что-то жизнеутверждающее, в классических традициях. Такие были у меня ожидания. Оправдались ли они?

Сага включает 5 книг и повествует о двух семьях: Филипповых (из Ленинграда) и Добровских (с Украины), которые затем породнятся и станут дедами и прадедами Гришки Филиппова из последней (на сегодня) книги.

  1. "Деды и прадеды". Начинается история в 1915 году, затем сразу перескакивает в 1941, а после середины нам рассказывают уже о послевоенных годах.
  2. "Индейцы и школьники". Детство и подростковый возраст главных героев (Зоси и Алексея) в конце 50-х
  3. "Студенты и совсем взрослые люди". Зося и Алексей поступают в один ВУЗ в Ленинграде. 60-е.
  4. "Тонкая зеленая линия". Алексей Филиппов отправляется в армию на остров Даманский. Офицеры, пограничники и их жены.
  5. "Жизнь Гришки Филиппова, прожитая им неоднократно". Детство героя приходится на 70-е, затем описывается его взрослая жизнь вплоть до нашего времени.

Каждую книгу можно читать и отдельно. Трилогию составляют только книги со 2 по 4, хотя я бы и первую туда отнесла, а вот последняя, про Гришку, уже почти не пересекается с предыдущими.

Впечатления

Дмитрий Конаныхин - инженер, "участвовал в проектировании систем заправки космических ракет", радиоведущий, популяризатор космических технологий. Но эта его книга - о детстве, взрослении, юности, связи с предками, о семье. Вроде как "моя" тема. Но...

Первая же книга начинается со сцены сватовства на Украине. Конечно же, чувства молодой в расчет не берутся. Проявив строптивость, она получает от отца кочергой по голове. Но любимый (не жених, другой) ее спасает, конечно же. Так начинается история рода Добровских. Эта драма укладывается всего в 30 страниц. Не успел читатель перевести дух от таких ярких событий, как уже в следующей главе начинается война. Здесь герои Конаныхина попадают во все возможные ситуации, которые отличает крайняя жестокость:

  • что творили немцы на захваченных территориях с мирным населением;
  • как захватывали в плен и, соответственно, что с ними делали;
  • какие немыслимые увечья можно было получить и все же остаться живым;
  • блокада Ленинграда и все, что там происходило.

В общем, мне как-то быстро поплохело и эту книгу я даже читала в два приема. Прочитав вторую книгу, я вернулась к первой, и с середины, к счастью, началось мирное время. Но расслабляться рано. Жестокость разбросана по страницам и встречается в самых неожиданных местах и описаниях.

В конце, в последней главе, вдруг появляется 1976 год и мы знакомимся с Гришей.

Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина

Во второй книге, про индейцев и школьников, тоже много немыслимых историй. Начинается она с интригующего читателя пролога, в которой Гриша сообщает, что находится в животе у матери, которая... лежит в морге. Вот что хотите, то и думайте. Разгадку вы получите только через 2 книги - в Тонкой зеленой линии.

А здесь - про детство Алеши и Зоси, родителей Гриши. Алеша живет в Ленинграде, а Зося на Украине, что дает возможность показать местный колорит.

В общем-то дети как дети, бегают, придумывают рискованные игры, дружат. Но вся эта пастораль длится ровно до тех пор, как они взрослеют. И вот там начинаются чрезмерно эрoтические переживания и сомнительные сцены, одна из них - словно в худшем бульварном романе описывает просто ВСЁ, да еще в таких выражениях, что как это развидеть.

Второй поразивший меня момент - подростки даже не в Ленинграде, а в области, в маленьком городке, становятся завзятыми стилягами! Да ладно. В конце 50-х, когда все были комсомольцами?? А здесь и коки, и брюки-дудочки и галстуки-веревочки, и Битлы, и твист, и рок-н-ролл. Что? И даже на Украине в селе Зося танцует твист на виду всей деревни, на крыше комбайна!

Думаете, в этой книге, раз она про детей, нет жестокости? Как бы не так. Здесь есть шпана, которая с удовольствием угрожает, а при случае убивает. Все это в подробностях, прямо каких-то маниакальных. Я такого даже в триллерах не читала, и вообще стараюсь избегать таких вот описаний. Здесь же они появляются будто из-за угла, неожиданно. В общем, сделано все, чтобы удерживать внимание читателя, но дешевыми приемами. "Ради красного словца не пожалеет и отца". Всё у Конаныхина ярко, бурно. Это касается и языка. Нагромождение метафор и прочих красивостей встречается повсеместно:

Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина

Когда-то я просматривала задания на бирже копирайтинга и там один заказчик предупреждал: "только не пишите в таком стиле: "это прекрасный, чудесный, блистательный, невероятно-фантастический предмет". Смешно, но Конаныхин пишет именно так. И вообще, похоже это модно теперь, и многим нравится. Катя Качур, к слову, пишет точно также в плане нагромождения метафор.

Вторая книга, в общем, самая яркая, как мне показалось.

В третьей Алеша и Зося встречаются в Ленинграде. Студенческая жизнь, любовь, нюансы обучения. Здесь уже поспокойнее.

Четвертую книгу, "Тонкая зеленая линия", про пограничников, я читать не стала. Просмотрела лишь линию Зоси. Интересовало меня, как писатель выйдет из этой ситуации с моргом, которую описал в прологе. Ну, в лучших традициях мыльных опер и воскрешения из мертвых. А сама книга очень "мужская". Мне такое вот ну вообще неинтересно, все эти армейские моменты.

Война и мир в советском антураже. Семейная сага Д. Конаныхина

Книга про Гришу (пятая) начиналась лирично. Родился он в 1970-м. Приметы времени, семья, где все любят друг друга (и на контрасте ужасы советских детских садов), каникулы у бабушки на Украине. Ближе к середине книги Гриша начал резко взрослеть, и вдруг началась перестройка со всеми вытекающими: бандиты, развал заводов, растерянность, какие-то криминальные хроники.

Главы пошли сплошь или жалостливые, или про жестокость. Появилось миллион героев, непонятно как связанных. Какие-то рассказы, а не роман. Да еще бесконечное повторение фразы "Так бывает". Короче, на середине я бросила и так и не узнала, почему же этот Гриша прожил жизнь неоднократно, судя по названию, и что там еще бывает. И, если честно, уже и не хочется этого знать. Я устала от этой саги.

Она не советская по духу, в ней нет ностальгии по СССР (если кому это важно), а только по детству и юности. Все жестокости, несправедливости и ужасы мира здесь описаны (включая даже эпизод с заговором на смерть). Герои вроде и в СССР живут, но в таком, где есть колдуны, стиляги, самосуд, уголовники и шпана, а власти вроде как и вовсе нет. Вообще-то, это все было, конечно, но не в такой же концентрации и не в одной семье.

Вот это "надену все лучшее сразу" утомляет. Вы верите, что Зося одновременно и победительница всевозможных олимпиад, отличница, общественница, спортсменка-комсомолка, и танцует при этом твист, и все это происходит в украинской деревне? И таких историй там пачки.

Хочу отметить, что пасторальные описания детства и пышные описания природы, трепетной любви, перемежаются с типично "мужской" прозой с бандитами, "круглoпoпыми" девчонками, обилием нецензурной лексики, да еще и вставками на украинском языке. С патриархальными установками. Со штампами "мужчина сильный, смелый ловкий, женщина - создает уют и красивая".

Конечно, написать такую сагу - смело. Особенно после "Войны и мира", "Тихого Дона", которые сразу приходят на ум. Даже близко нельзя сравнивать по уровню эти произведения с Конаныхиным, и все же свой читатель у этих книг будет.

Материк книг в телеграме.

Оставить комментарий

Популярные посты:
sntdpni">sntdpni
sntdpni Из-за листика выглядывает котик от satoimo521
Архив записей в блогах:
Хочу публично ответить на многочисленные вопросы в личку. «Почему такие страшные склоки и постоянные расколы в сообществах радикальных феминисток?» - Потому что заявленная цель таких сообществ  – война. «Но война ведь не с женщинами, а с мужчинами! Почему же грызутся между собой?» ...
Пара стихов. Наталья Крандиевская, Мария Петровых. *** Не отчаивайся никогда, Даже в лапах роковой болезни, Даже пред лицом сочтенных дней. Ничего на свете нет скучней, И бессмысленней, и бесполезней, Чем стенать, что зря прошли года. Ты еще жива. Начни с начала. Нет, не поздно: ...
#mylivejournal #lj18 #жж18 #деньрождения ПыСы...пздть не мешки ворочать. Доказано только ...
Пост полный злобы и ненависти к самкам! Впечатлительным и малолеткам не читать, иначе пуканы бомбанёт! Тварь я сосущая или право имею?! (из личного дневника комарихи) Когда комар кусает в глаз, глаз опухает, чем вызывает смех у окружающих. Если укус приходится в пятую точку, весьма ...
Лондонский фотограф Майкл Хуневич съездил в Северную Корею и, конечно же, сделал много фотографий. Правда, согласно местным законам, большинство из них считаются запрещенными. Именно поэтому эти снимки крайне интересны, ведь мы можем узнать чуточку больше об одной из самых загадочных ...