ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ
pc7ooo">Например, у них речь идёт не о завоевании или покорении русскими Сибири, но о её присоединении, вхождении в состав России и даже – недавно услышал такой термин от востоковеда Алексея Пастухова, – об освоении этого региона! Вона как! Понятно, что на этом фоне появляются и действуют не русские конкистадоры, огнём и мечом объясачивающие туземные племена, а землепроходцы. Речь, вроде бы, идёт об одном и том же, но, вместо какого-нибудь Кортэса (Hernán Cortés de Monroy y Pizarro Altamirano) или Писарро (Francisco Pizarro González), перед глазами встаёт образ рассеянного гуманиста и просто симпатяги Жака Элиасэна Франсуа Мари Паганэля (Jacques Eliacin François Marie Paganel). Чувствуете разницу?

«Знамение воссиявшей и прославившейся Сибири». Рисунок из «Летописи Сибирской, краткой Кунгурской» Семёна Ульяновича Ремезова, между 1697 годом и 1703 годом.
Ну, так вот, всё было, конечно же, не так, как пишут в русских учебниках истории. Сибирь не присоединялась и не осваивалась, она именно что завоёвывалась. Завоёвывалась огнём и мечом. Русскими конкистадорами. Причём речь даже – не о каких-то эксцессах: не о подонках и садистах, навроде Ерофея Хабарова или Ивана Похабова (редкий случай, когда форма, сиречь – фамилия, с такой полнотой передаёт внутреннее содержание!), – тут как раз всё понятно. Речь – о системе: русские были жестокими завоевателями, и власть их держалась на силе, которую они никогда не стеснялись пускать в ход, дабы утопить в крови малейшее неповиновение.
Вот, например, какая история произошла в начале 1640-ых годов. Якутский воевода Пётр Петрович Головин (кстати, дед боярина Фёдора Алексеевича Головина – главы русской дипломатии при Петре I, автора Нерчинского договора, генерал-фельдмаршала и первого кавалера Императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного) решил провести перепись ясачного населения – и получил восстание якутов: в феврале 1642 года они разбили несколько отрядов сборщиков ясака, а в марте подступили к резиденции воеводы – к Якутскому острогу. В итоге ничего у них с острогом не вышло, зато Головин оттянулся на славу [Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 12-ти тт. Том третий. – СП(б): Типография Эдуарда Прана, 1848. – с. 36]:
«… Да Пётр же Головин посылал писмянного голову Василья Пояркова с служилыми людми к якуцкому князцу Камыку в улус: у того князца был сделан городок, и в том улусе того князца Камыка с его улусными людми, с жёнами, с детми, сжёг человек с триста, и скот их отогнал, и животы их поимал…».
М-да уж… Живи они – Головин, да Поярков – в минувшем столетии, назвали бы этих землепроходцев незатейливо – каратели…
Больше интересного – тут.
|
|
</> |
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
Посреди храма нелепо торчал высокий худощавый парень в растянутой футболке и
Творог с земляникой
Загадочный предмет
День единства против поляков
Китайский корабль Шеньжоу-20 получил повреждения в космосе
ПОЛИТИКА? ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО!
"Запретные" технологии прошлого на территории Москвы.
Стучится Осень к нам в окно.

