Аутентичный буратюнинг и его последствия

топ 100 блогов petrus_paulus09.04.2021
Аутентичный буратюнинг и его последствия

«Господи, какие же иногда идиоты попадаются!». Анна Адамовна, готовившая меня по литературе к поступлению в университет, глубоко вздохнула. «Книг вообще не читают, представляешь? И при этом амбиции для поступления на филфак!». Она сняла очки, протёрла линзы в них, одела обратно и посмотрела на меня. «Говорю ему – возьми в библиотеке хоть, почитай «Декамерон» Боккаччо, это в курсе всемирной литературы обязательно будет, и на экзамене в том числе. А он мне – подождите, я запишу! Представляешь, он даже не слышал про такую книгу!». Она, как филолог старой закалки, была явно этим возмущена. «Потом приходит и говорит – Анна Адамовна, а в библиотеке мне сказали, что такой книги не существует. Я даже растерялась – как так?.. А он мне листок протягивает, на котором записал название. И ты представляешь, что там было написано?!!! Д.К. Мирон «Пока чиво»…

Взрыв её негодования вполне можно было понять. Человек, перестающий читать, постепенно начинает терять индивидуальность и в своё время пополняет безликую серую массу, именуемую электоратом. Хуже всего тем, кто читать и не начинал. Хотя, сами они, скорее всего, считают, что у них всё просто зашибись. Но ведь в детстве все читают сказки! Почему же происходит в жизни человека тот щелчок, отваживающий его от чтения? Не школа же с её бесконечными классиками виновата! Не Фёдор же Михайлович со Львом Николаевичем напрочь отбивают у людей желание к чтению! Тут что-то другое, и у каждого своё… А может быть, в сказках, читаемых в детстве, некоторые люди видят и не сказки вовсе, а свою повседневную жизнь? Оттого и перестают читать, видя в чтении совершенно бесполезное занятие – чего время терять, и так всё ясно.

Есть одна сказка, которая как раз о таких людях. Которые не хотят не только читать, но и работать. Они всю жизнь ждут, что кто-то им чего-то даст. Обязан дать. Кем-то может быть государство, Господь Бог, Сбербанк, и так далее. При этом мысли о том, что прежде, чем чего-то просить и ждать, это нужно заслужить, как-то в голову не приходят. Эту сказку сочинил итальянец Карло Коллоди в 1883 году, и называлась она «Приключения Пиноккио».

Аутентичный буратюнинг и его последствия
"Пиноккио", Италия-Франция-Великобритания, 2019, Recorded Picture Company, режиссёр Маттео Гарроне, авторы сценария Маттео Гарроне и Массимо Чеккерини, композитор Дарио Марианелли

Всем известна эта история о нищем столяре Джеппетто, которому в руки попало волшебное полено, из которого он смастерил себе сына. Напомню в общих чертах, поскольку русский вариант про Буратино довольно сильно отличается от первоисточника. Вчерашняя деревяшка превращается в доброго, отзывчивого и наивного мальчика, который, отправляясь в школу, попадает в дурное общество, мигом делающее из него лентяя и неуча. Поначалу он пытается сопротивляться обрушившемуся на него негативу в виде агрессии Манджафоко (в русской версии Карабас-Барабас), и ему это даже удаётся, растрогав бородача до слёз и даже получив от него денег. Сопротивляться лжи и предательству Кота и Лиса сил почти не остаётся – Пиноккио разочаровывается в дружбе и верности и чуть не погибает, но его спасает Фея с голубыми волосами (Мальвина в русской версии Толстого). Вообще, Толстой начал переводить «Пиноккио» на русский, но настолько увлёкся процессом и был так захвачен сюжетом книги, что решил её адаптировать и расширить, добавив новых персонажей и изменив некоторые сюжетные линии – так родился «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Burattino, кстати, по-итальянски обозначает всего лишь деревянную куклу на верёвочках, проще говоря – марионетку.

Пиноккио в театре Манджафоко
Пиноккио в театре Манджафоко

Фея-девочка обещает исполнить главное желание Пиноккио – сделать его настоящим мальчиком, переродив из деревянного. Но для этого он должен отучиться врать (при каждом лживом слове у него теперь отрастает его деревянный нос), а также прилежно учиться. Они живут вместе, Фея со временем превращается из девочки в небесной красоты женщину с такими же голубыми волосами, обучая Пиноккио сама. Однажды он выходит из дому и вновь встречает Кота и Лиса, и вновь ведётся на их лживые уговоры, в результате оказываясь в тюрьме Дураколовки, откуда его выпускают по амнистии от короля Болвании. Фея определяет его в школу, и он встаёт на путь к своей мечте, но там вновь его искушает разлагающий элемент в виде хулигана и шалопая Фитиля. Вместе с ним он сбегает в Страну Развлечений, где от безделья и обжорства превращается в осла, которого впоследствии покупает директор цирка. После травмы Пиноккио-осла пытаются утопить, но его вновь спасает Фея, превращая обратно в деревянного ребёнка. Он проглочен акулой и находит внутри неё своего отца Джеппетто, который всё это время разыскивал его. Вместе они выбираются наружу и возвращаются домой, где Фея, наконец, превращает его в настоящего мальчика и дарует им хороший дом вместо лачуги и здоровье и молодость для Джепетто. «Скверные дети, становясь хорошими детьми, обретают способность делать всё вокруг себя новым и прекрасным».

Пиноккио, Лис и Кот
Пиноккио, Лис и Кот

В современном итальянском кино есть всего два заметных и выдающихся имени – Паоло Соррентино и Маттео Гарроне. Первый последнее время у всех на слуху благодаря своему сериалу «Молодой Папа», второй – мастер тёмных полутонов и шокирующих историй, прославившийся жёсткими и кровавыми фильмами «Гоморра» и «Догмэн», а его «Страшные сказки» (в оригинале «Сказка сказок») и вовсе показали зрителю литературный первоисточник многих милых и светлых легенд, который оказался безжалостным, готическим и порой убийственным. Вот Гарроне и взялся за новую экранизацию «Пиноккио» пару лет назад. И получилось у него кино на славу! Среди экранизаций литературных сказок последних лет – это мой самый #любимыйфильм. И вот почему.

На съёмках фильма
На съёмках фильма "Пиноккио"

Гарроне и его сценарист очень бережно отнеслись к тексту, перенеся практически все сюжетные линии из сказки на экран без изменений. Смотря фильм, не покидает ощущение, что перечитываешь саму книгу. Пиноккио, проходя эволюцию от хулиганистого, непоседливого и несносного мальчишки через испытания ложью, предательством, унижением, несправедливостью, жадностью, ленью, обжорством и воровством, постепенно сбрасывает с себя весь деревянный налёт, символизирующий здесь и греховность бытия, и подавление личности, и вообще все условности, в рамках которых мы живём. Превратившись в мальчика в финале, он словно рождается заново, очищается и теперь ничего ни от кого не ждёт. Христианские аллюзии на катарсис, на переход к жизни во Христе и на намёки на Богородицу в лице Феи не трогаю – это отдельная тема, которую прекрасно исследовали литературоведы.

Фея с голубыми волосами
Фея с голубыми волосами

Второе главное достоинство фильма – его аутентичная картинка. Он был снят на натуре в Апулии, Тоскане и Лацио, причём обстановка конца XIX века воссоздана настолько скрупулёзно и точно, что зритель получает полнейший эффект присутствия. Когда я наслаждался этим фильмом, не раз ловил себя на мысли, что смотрю старую кинохронику или дагеротипные снимки. Половина успеха такой роскошной визуализации принадлежит Нику Дадмэну, мастеру по гриму и художественному оформлению, который из живых людей сделал реальных деревянных кукол (не только Пиноккио, но и артисты театра Манджафоко), превратил людей-актёров в животных, а также придумал внешность для таких существ, как Акула, Тунец, Улитка, Сверчок… Процессия кроликов-гробовщиков вообще выше всяких похвал. Дадмэн – один из создателей куклы Йоды для знаменитых «Звёздных войн», а также автор монстров для «Гарри Поттера» и бесподобного грима для «Интервью с вампиром» и «Бэтмена» Тима Бёртона.

Процессия кроликов-гробовщиков
Процессия кроликов-гробовщиков

Дарио Марианелли сочинил для фильма удивительную музыку, порою лёгкую, а порой гнетущую и мрачную. Наконец, потрясающий Роберто Бениньи в роли Джеппетто – когда следишь за его работой в фильме, с удивлением осознаёшь, что никакого другого Джеппетто и быть не может. Примечательно, что Бениньи сам делал фильм «Пиноккио» как режиссёр в 2002 году, где сам же сыграл главную роль. Но это была скорее фантазия на тему сказки, совершенно феллиниевская по духу и философскому посылу (местами даже казалось, что я смотрю какой-то неизвестный фильм самого Феллини). Потом Бениньи уже признавался, что снимал ту картину как дань памяти великому Мастеру. Здесь же он совершенно на своём месте.

Пиноккио и Джаппетто
Пиноккио и Джаппетто

Так что, если у вас имеется желание совершить путешествие во времени и посетить Италию конца XIX века, а заодно и немного помечтать о детстве, вспомнив хорошо знакомую всем сказку – посмотрите «Пиноккио» Маттео Гарроне. Фильм ещё раз напомнит – что наша жизнь не зал ожидания, что просто так в ней ничего не бывает, и что любую награду нужно заслужить собственными благими делами и в первую очередь улучшением самого себя. А если лежать на диване и ждать подарков от мифической судьбы – так и будем жить в Стране Дураков. Заодно, возможно, появится желание и книгу перечитать – это всегда полезно, уверен, откроются многие скрытые смыслы и параллели с нами современными.

Больше читайте и смотрите больше доброго кино!

(c) petrus_paulus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
24 апреля Закарпатье объявит о создании независимой республики ... По данным спецслужб, в области активизируется народное ополчение. В частности, речь идет о группах "карпатороссов" и "Кротон" - это русинские организации, которые выступают за проведение референдума о выходе ...
Из спецификации... ==== Функционирование БЦВМ в боевом режиме при воздействии заданных уровней радиации обеспечивалось за счет кратковременного прерывания вычислительного процесса на период прохождения опасной зоны от ядерного взрыва головной части предыдущей противоракеты. При этом ...
Еще давайте про вчерашний тест , который я обещала. В чем он заключался? Вашей задачей было представить себя на месте жены автора одного письма и понять, что может вырастить СЗ этого автора. В задании содержалась небольшая хитрость. Чтобы увидеть ходы человека в красном поле, ...
Night_Mouse: @vasaby Утро добрым не ...
Ким Рён Хи говорит что удерживается в Южной Корее вопреки её воле и обвиняется в нарушениях ЗНБ. Северокорейская перебежчица, которая потребовала репатриации, утверждая, что она была обманута брокером и приехала в Южную Корею по ошибке, вновь под угрозой ареста. Полиция ведёт ...