Астраханский кремль. Часть 3. Соборы
architectstyle — 28.12.2022 На территории Астраханского кремля расположены два собора. Один из них Троицкий - собор несуществующего ныне Троицкого монастыря. Второй - Успенский кафедральный собор, главный храм города.Собор монастыря Троицы Живоначальной
История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе "Николая Чудотворца монастырь общий". К 1573 году были выстроены: "храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня". Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. В 1576 году было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освященного 25 июля 1576 года.
В 90-х годах XVI века началась перестройка монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. В это же время были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи.
Завершение строительства Введенской церкви с трапезной замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606-1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена. В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошел сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском над колокольнею - погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезною полностью сгорели. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий.
Фото Троицкого собора до начала последней реставрации
Монастырь был восстановлен после пожара. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделен на две части: под одной крышей оказались две церкви - Введенская и в честь Сретения Господня. В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней.
До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно. К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, в 1696 году он был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Храм строился значительно больше первого, без притвора, с ложными обходными галереями, причём центральный вход в храм был с востока, со стороны алтаря. К колокольне с севера примыкала широкая лестница, выводившая на галерею.
Это время было периодом наибольшего расцвета монастыря. Но всё это благополучие стало приходить к концу уже в год освящения Троицкого собора. В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре.
Архимандрит с братией были переведены в Вознесенский монастырь, что в Земляном городе. Троицкий монастырский собор со всей утварью был передан в епархиальное ведомство.
За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Сергия Радонежского, освященный 25 сентября 1748 года. Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, поэтому к придельному храму была пристроена деревянная колокольня.
В 1764 году Троицкий собор был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой.Гарнизонная школа располагалась в обители с 1765 по 1785 год, кроме того, здесь же располагались одновременно с нею банковская контора, типография и госпиталь.После упразднения в Астрахани в 1785 году гарнизонной школы все монастырские строения были переданы в распоряжение Астраханского Приказа Общественного Призрения. Это заведение, не имея большой необходимости в многочисленных монастырских строениях, в 1788 году почти все их отдало на слом с использованием кирпича на строительство в городе Главного Народного Училища. После этого в монастыре остались лишь два храма - Троицкий и Введенский, да ещё один двухэтажный каменный флигель, в котором с 1800 года находился острог (тюрьма). Наконец, и сами храмы решили разобрать.
>Монастырские храмы были бы, несомненно, разрушены, если бы за их сохранение не заступился Астраханский архиепископ Анастасий (Братановский). В 1807 году он сумел добиться передачи оставшихся от Троицкого монастыря храмов в епархиальное ведомство. Быстро нашёлся и благотворитель, готовый помочь восстановлению Троицкого собора, - купец Иван Лаврентьевич Абезьянин, пожертвовавший на это дело более 6 тыс. рублей серебром. Восстановительные работы в соборном храме продолжались до 1815 года. Собор был приведён в благолепный вид и приготовлен для проведения в нём богослужений. Купола на всех трёх храмах были переделаны из прежней луковичной формы в шлемообразные, покрыты листовым железом и украшены вызолоченными звёздами
Вид собора с северной стороны
С южной стороны притвора, соединяющего между собой Троицкий собор с Введенской и Сретенской церквами, был устроен ажурный фронтон, по бокам которого располагалась открытая галерея с балюстрадой. Здесь был устроен вход в оба храма. Вход в Троицкий собор был устроен также из коридора, примыкавшего к его алтарю. В процессе восстановления пришлось только разобрать придельную Сергиевскую церковь и примыкавшую к ней деревянную колокольню. Введенскую и Сретенскую церкви, находящиеся под одной крышей решено было переделать в крестильную церковь.Только в начале 1828 года было возобновлено строительство этих храмов.
1 ноября 1842 года были освящены оба крестильных храма: первый в честь Богоявления Господня, а второй был освящён в честь Святителя Митрофана Воронежского. Оба этих храма, как находящиеся в одном здании, чаще всего в литературе того времени объединялись в одно целое и назывались Крестильной церковью.
Несмотря на восстановительные работы в Троицком соборе, превратить его в зимний храм при Кафедральном соборе долго не удавалось. Установленные в 1827 году в храме печи оказались по высоте храма неудобными и их перенесли в крестильные храмы. Троицкий собор продолжал оставаться холодным и запущенным. Службы здесь совершались лишь два раза в год. В 1885 году снова начались работы по утеплению Троицкой церкви. Все работы были закончены к ноябрю 1885 года.
Внешний вид Троицкого собора после перестройки снова подвергся изменению. В первую очередь это связано с устройством широкой парадной лестницы с южной стороны собора, которая примыкала к его притвору. Вместе с ажурным фронтоном и галереей, лестница смотрелась очень благообразно, с двух сторон от неё была сооружена деревянная резная ограда. Теперь южный вход в Троицкий собор стал единственным и парадным. Для улучшения южного парадного входа в собор холодный притвор-коридор был переделан в трапезу, а в ней вместо одной маленькой и узенькой двери были пробиты три просторных прохода. Внутренний вид храма после его восстановления в 1817 году первоначально не имел росписи: стены его были выкрашены жёлтою краскою под мрамор, а по бокам были поставлены иконы в богатых деревянных резных киотах. Главным украшением храма служил трёхъярусный иконостас, вызолоченный на полимент, изготовленный в Москве с иконами, писанными московскими мастерами. Был устроен новый вместо кирпичного пол из белого камня, а колоннам, поддерживающим купол, придана изящная форма. В 1894 году купол внутри главного храма расписали священными изображениями, а в 1895 году иконостас был вновь вызолочен старанием астраханского купца Василия Смирнова.
После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда перевезли остатки консисторского архива.
Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В этом же году Троицкий собор захватили обновленцы. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой общины. В связи с чем горсовет признал ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке, располагавшемся в кремле.В октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года. В самих помещениях собора и трапезных палат было размещено Окрархивбюро (Окружное архивное бюро). В 1950-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 1970-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на ее месте построено гульбище, по предположениям археологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора. С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже приобрёл благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы.
Кафедральный собор в честь Успения Божией Матери
Настоящий Успенский собор является не первым, построенным на этом месте. Первый собор был построен в 1568 году и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная Иоанном Грозным в благословение городу Астрахани. В честь встречи (сретения) этой иконы и был назван первый астраханский собор. Храм был деревянным и небольшим и вскоре перестал соответствовать статусу растущего города. Новый каменный храм был построен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Астрахань считалась "младшей сестрой" царского града Москвы, именовавшегося "домом Пресвятой Богородицы", поэтому и она получала подобный титул, и главный её соборный храм также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. К концу XVII века собор начал ветшать и митрополит Савватий стал собирать средства на постройку нового храма. В Астрахани в то время свирепствовала чума и митрополит заслужил большое уважение своей паствы за утешение и поддержку населения города. В благодарность они жертвовали своё имение на постройку нового собора. Удалось собрать сумму в 10 000 рублей, но употребить её на намеченное дело не удалось, митрополит Савватий скончался. Собранные деньги ушли в гражданское ведомство.
Успенский собор с Варвациевской колокольней, предшественницей нынешней Пречистенской
Вновь пришедший астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег на постройку Успенского собора всего 3 996 рублей. Этой суммы хватило лишь на разборку старого храма и на материалы для начала строительства. Архипастырь обращался за помощью к царю Петру Алексеевичу, но поддержки не получил. Оставалось надеяться на помощь местного купечества. Удалось привлечь многих и сумма пожертвований позволила построить столь величественный храм.
Строительство продвигалось довольно быстро и, если бы не различные неприятности, мешавшие его завершению. Во-первых, в 1702 году вследствие поспешности кладки и недостаточной прочности связей обрушился свод храма. Но это имело и положительную сторону - вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму особо красочный вид. Во-вторых, в 1705 году в Астрахани вспыхнул так называемый "свадебный" бунт, продолжавшийся до 1706 года, что также приостановило строительство. И в-третьих, в 1709 году вследствие необыкновенно сильного пожара обгорели главы на на почти завершённом соборе. Главный верхний храм собора был освящён 14 августа 1710 года. Нижний храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери был освящён ещё в 1707 году.
Для строительства были наняты тридцать человек каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым. Этот зодчий был, несомненно, искусным мастером, сумевшим создать великолепный памятник церковного зодчества.
Успенский собор - правильной кубической формы. Он весь испещрён искусно вырезанными детелями белокаменного декора. Окна и подкупольные главы обрамлены изящными колоннами коринфского ордера. Окружает сплошным кольцом нижний храм двухъярусная галерея-гульбище. Её столпы, карнизы, балюстрада представляют собой сплошной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка.
>
С западной стороны галерея упирается в лобное место. Через лобное место ведёт широкая лестница в верхний храм. Собор увенчан пятью позолоченными главами с восьмиконечными крестами. Раньше купола были покрыты железом с накладными золочёными звёздами. Сейчас купола выкрашены в зелёный цвет и звёзды на них отсутствуют. Ниже кровли собора устроены арки на все четыре стороны, по три арки с каждой стороны, в коих были написаны священные изображения. В советский период изображения практически были утрачены и только в результате реставрационных работ в 1980-х годах они начали восстанавливаться. Собор первоначально отличался полихромией: стены его были красными, окна и капители - белыми; многочисленные детали галереи - разноцветными (синими или жёлтыми). Уже на дореволюционных фото мы видим, что Успенский собор полностью выбелен, каким остаётся и по сей день. Из серьёзных утрат в обрамлении собора можно назвать галерею, примыкавшую к южным дверям храма, сверху украшенную башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По этой галерее обычно проходили на службу правящие архиреи. Галерея была разрушена в 30-х годах XX столетия.
<
Галерея-переход, соединяющая собор и архирейский дом. Вероятно, фото 1930-х годов перед её сносом. Флюгер-ангел на башенке уже отсутствует...
Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восимиярусный иконостас. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем купца Григория Дмитриевича Строганова, а также нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и священником села Погоста Балахинского уезда Иваном Петровым. В 1859-1861 годах все иконы в иконостасе были возобновлены мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры. Работы производились на пожертвования купца М. М. Башкина.
В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге Феодором Штанде и принесённые в дар в 1819 году Вольским купцом Петром Сапожниковым. Старанием того же купца в 1812 году были подведены под мрамор четыре массивных столпа, поддерживающих своды верхнего храма, а также стены собора. Позже неоднократно возобновлялась отделка храма и росписи. Приглашались на работы именитые мастера. Работы чаще всего оплачивали астраханские купцы братья Сапожниковы. Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. Алтарь также был расписан священными изображениями, которые шли сверху вниз поясами.
Главные врата верхнего храма
Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери имеет большое отличие от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Нижний храм - это большой склеп, место захоронения астраханских архиереев. Службы здесь проводились только зимой. А когда в 1885 году был восстановлен Троицкий собор, зимние богослужения стали проводиться там, а в нижнем храме служились лишь по большим праздникам. Сам храм был лишён живописи и лишь четыре столпа украшали со всех сторон иконы в богатых резных киотах, соединённых между собою наподобие иконостасов. Сам иконостас нижнего храма был очень небольшим, о двух ярусах. Роспись имелась только в алтаре, на его своде, а ниже, вдоль алтарных стен, раполагались иконы в деревянных киотах. Стены в храме были покрыты надгробными надписями, свидетельствующими о том, кто здесь был захоронен. Кроме захоронений астраханских святителей, в нижнем храме Успенского собора находятся гробницы двух грузинских царей: Вахтанга VI и Теймураза II.
Нижний храм. Современный вид
После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил печальные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе. Под видом поиска подземных ходов они заставили церковных сторожей открыть нижний храм. Три дня собор подвергался неофициальному обыску. Не найдя никаких тайных ходов, революционеры вынесли из нижнего храма железную шкатулку с церковными документами и процентными бумагами. В верхнем храме хотели вынести из ризницы драгоценные кресты и панагии, но решили на время оставить, подумав, что здесть они будут в большей сохранности.
После начала боёв между большевиками и белоказаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужений. С этого времени собор то открывался, то закрывался вновь. В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. В 1923 году собор захватили обновленцы. С этого времени храм запустел. Православная паства не хотела посещать осквернённый раскольниками Успенский собор. В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины. Первая причина - невозможность обновленцам содержать храм в нормальном состоянии. Вторая причина - дальнейшее функционирование Кафедрального собора на территории военного городка признавалась властями ненормальным. В октябре 1928 года Успенский собор был вновь закрыт. Стоял даже вопрос об уничтожении собора согласно постановлению окрисполкома. Но решение это было пересмотрено 15 апреля 1929 года согласно постановления ВЦИК о переустройстве соборов под нужды новой власти. В результате нижний храм Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм первоначально предполагалось отдать местному отделению "Союза воинствующих безбожников" под антирелигиозный музей. Но местные безбожники от организации музея отказались, ссылаясь на отсутствие средств. Поэтому верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал.
Современный интерьер верхнего храма
В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма. 20 июня этого года заведующий Астраханским окружным музеем Новиков писал в Нижне-Волжский Краевой музей, располагавшийся в г. Саратове, прося указаний. На что музей ответил:"Если речь идёт об иконостасе верхней церкви бывш. Успенского собора в Астраханском кремле, то Краевой музей не может согласиться на снятие его с учёта Главнауки и на его разрушение, что необходимо для смывки позолоты. Бывш. Успенский собор в г.Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви, без сомнения, лучший барочный иконостас а крае. Уничтожение такой исключительно художественно-исторической ценности ради того очень небольшого количества золота, которое получается при смывке, Краевой музей считает нерациональным". Несмотря на это весомое суждение, в 1931 году была создана особая комиссия, которая и вынесла постановление о разборке иконостаса верхнего храма. Иконостас был сломан и сожжён активистами местного "Союза воинствующих безбожников" в результате организованного ими субботника. По рассказам старожилов, красноармейцы из местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая иконостасные иконы Успенского собора. Одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена.
Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным. В нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства.
Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошёл и Успенский собор. В 1969 году была создана Астраханская специальная научно-реставрационная мастерская объединения "Реставрация", главным архитектором которой был назначен А. В. Воробьёв. Под его руководством началось восстановление астраханского кремля, в том числе была произведена реставрация внешнего облика Успенского собора. 14 ноября 1974 года часть памятников астраханского кремля была передана Астраханскому краеведческому музею. Так Успенский собор оказался в ведении музея, который со временем развернул ряд своих выставок как в нижнем, так и в верхнем храмах собора.
7 января 1992 года в нижнем храме прошло первое богослужение после 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года. После возвращения собора постепенно восстанавливается его внешний и внутренний облик. Внешний - благодаря планомерному проведению реставрационных работ, а внутренний - благодаря старанию епархиальных властей и верующих астраханцев.
Продолжение следует...
Астраханский кремль. Часть 1. Обший обзор - https://architectstyle.livejournal.com/875557.html
Астраханский кремль. Часть 2. Стены и башни - https://architectstyle.livejournal.com/876623.html?thread=8028495#t8028495
Ссылки на материалы и фотографии:
http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_3.html
http://love-astrakhan.ru/img.php?tag=astrahanskij_kreml&page=5
http://vetert.ru/rossiya/astrakhan/sights/486-troickij-sobor.php
https://diamondsteel.ru/cultarchitecture/astrahan/6/
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=17529
https://sobory.ru/article/?object=02862
https://varandej.livejournal.com/191429.html
http://fotokto.ru/photo/view/3853104.html
http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_1.html
https://www.syl.ru/article/294387/astrahan-uspenskiy-sobor-na-territorii-astrahanskogo-kremlya-istoriya-opisanie-adres
https://astrsobor.ru/o-sobore/
http://www.capone-online.ru/phshow_volga.html?R7-0038
http://vetert.ru/rossiya/astrakhan/sights/143-uspensky-sobor.php
http://love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000125
http://likirussia.ru/content/view/852/
http://www.deryabino.ru/Volga/Volga-Osen-38/Volga-Osen-38.htm
http://russian-temples.ru/articles/uspenskiy-sobor-v-astrahani.html
https://wfi.lomasm.ru/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C
http://astinform.ru/astrahanskiy-kreml-kafedralnyiy-sobor-uspeniya-presvyatoy-bogoroditsyi.html
P.S. Цель создания моих постов заключается в том, чтобы собрать существующую информацию о зданиях г. Астрахани и объединить её. Текст может быть скопирован из источников (ссылки приведены выше). Если ссылка перестаёт работать, значит ресурс перестал существовать, либо удалил используемую мною статью. Благодарю за понимание)
|
</> |