Армянский октоих часть 9
ortheos — 04.10.2023
О стопах, каковы они и сколько их
В.: Что есть стопа в стихосложении?
О.: Стопа есть изобретение грамматиков. Это часть стихотворения,
состоящая из определенного ·числа слогов, ибо каждое стихотворение
состоит из стоп, которые распеваются искусным посредником.
Блаженный Августин напротив, говорит, что стопы происходят природно
и естественно из-за существования долгих и кратких слогов. Когда
римлянин и грек говорит, он неминуемо сочетает долгие и краткие
слоги. Эти сочетания называются стопами. Подробнее об этом у
блаженного Августина в "Шести книгах о музыке", а здесь
вкратце:
Если время, которое звучит краткий слог, представить в виде
единичного времени, называемого морой, а время долгого слога -
двойным, то два кратких слога подряд (1-1) представляют собой
первую стопу (пиррихий), 2-1 - вторую стопу (хорей), 1-2 - третью
(ямб) и так далее до 28-й стопы 2-2-2-2 диспондей.
Проще говоря - это базовые элементы ритмической структуры
стихотворения (в стихотворении могут соединяться несколько разных
стоп и даже полустоп)
В.: Каково их воздействие?
О: Подобно тому как при игре на музыкальных инструментах
выбираются тонкие, толстые и средние струны, так выбираются и
разнообразные музыкальные стопы. Вот длинные, короткие, средние
стопы, произносимые голосом на различный лад. Точно так же при
пении напевов: paroyk - для вопрошения, sest - для утверждения,
olorak- для удивления, ибо в этой науке есть место и для
ораторского искусства.
Примечание редактора: paroyk, sest и oloгak- хазы (невмы, то
есть певческие знаки), указывающие, соответственно, на долгий,
средний и краткий слог.
Таким образом речь идет о сопоставлении
Толстая струна - долгий слог
Средняя струна - простой слог
Тонкая струна - краткий слог.
Представления о стопах это сравнение дает ошибочное, однако в
отношении аналогии длительности звучания звука и его высоты -
примечательное.
В.: Почему называют это стопой?
О.: Как животное не может устоять без ног, так и для музыки стопы
являются основой, ибо возрастая она может следовать от простых стоп
постепенно к более сложным - [так,] paroyk состав ляется из двух
слогов, соединенных в один.
Стопой называется по аналогии произношения с ходьбой, поскольку
очевидно, что стопа задает ритм, а самый первый ритм, который
изучает и воспроизводит человек- это ходьба. Ударный и безударный
слоги в греческой теории называются "поднимание ноги"(арсис) и
"опускание ноги" (тезис)
Под возрастанием стопы, видимо понимается увеличение времени
и количества слогов в разных стопах.
В.: Что такое простая стопа?
О.: Она состоит из букв, составляющих слог.
Такое впечатление, что полный мрак в этих вопросах и ответах вызван
тем, что автор не имеет представления о предмете но загадочными
ответами ставит туманную завесу. Простая стопа - это стопа, которая
состоит из не больше чем трех слогов (долгих или кратких)
В.: Почему она называется простой и почему [простых стоп]
двенадцать?
О.: Подобно тому как небеса имеют округлую форму и по ним движутся
двенадцать созвездий Зодиака, так и Земля делится на двенадцать
частей. И существует двенадцать родов человеческих. Согласно
философам мир подобен человеку, поэтому народов всего
двенадцать.
Отступив от Церкви и увлекшись наукой , наговорил глупости.
Простым называется особенное. Простых стоп двенадцать, потому
что двусложных четыре и трехсложных - восемь. Так они
называются.
В.: Сколько слогов в простой стопе и каковы они?
О.: Два, то есть длинный и короткий.
Автор явно выдумывает на ходу. . В простой море любой слог может
быть и длинным и коротким..
Длинный из двух мор, короткий- из одной моры. И [она] имеет в
себе скрытую двухударность с выдыханием, согласно тайной науке. И
второе, выдыхание, воздействие которого выявляет внутренний смысл
этой науки
Когда автор не понимает сути предмета, он прибегает к Тайной Науке
и Высшим Знаниям Посвященных.
Хотя у меня есть подозрение, что не понимает сути предмета скорее
пеерводчик, а в подлиннике то все правильно. В этом случае могу
предположить что речь идет о двухдольности с замещением паузой не
достающего до ритма звучания, например:
2-2 (спондей) может сочетаться с хореем (2-1) при помощи паузы в
конце хорея длиной в один слог таким образом: 2-2 2-1-пауза.
И что это и есть "двухударность с выдыханием"
А тайная не наука, а скрыта пауза, поскольку на слух ее не определить.
Блаженный Августин в своем трактате подробно рассказывает о том, почему четырехсложные - последние стопы , а пятисложные находятся вне гармонии. В церковных гимнах и даже в классической поэзии пятисложные стопы никогда не применялись ,поэтому четыре стихии распадаются.
Во-первых, [они] подразделяются на четыре, согласно четырем основным гласам. Во вторых, на восемь, согласно восьми гласам. В-третьих, на шестнадцать, согласно шестнадцати ветрам, которые производны от четырех основных ветров и соответствуют шестнадцати ступеням лиры афинского философа. В-пятых, [они сводятся] к одному, согласно значениям гласов вообще, которые имеют единый напев, подверженный многообразным изменениям.
Вообще не понимаю, что это за деления и причем тут шестнадцать ступеней лиры, если автор только что доказал, что 36 армянских букв - священное число.
Вначале состоящие из одной моры, в конце - из восьми мор. Которые суть размер и число всех песен и напевов.
Если конец стоп - восемь мор (максимум четыре долгих слога) , как и учит блаженный Августин, то откуда взялись пятисложные стопы, в которых может быть и 9 и 10 мор? Противоречит самому себе.
Примеры: er-gemk', jay-niw, er-ge-c'ol. В первом два деления [два одноморных слога], во втором четыре [одноморный и трехморный слоги], в третьем- пять [одноморные слоги по краям, трехморный в середине]. А другие узнай согласно этому примеру.
Я не силен в армянском языке, но трехморных слогов в стопах нет
в принципе. В предыдущих ответах шла речь о долгом, простом и
кратком слоге. Возможно, это подходит для армянского языка, но не
подходит к классической теории стоп. При этом у автора речь идет о
классической теории стоп, без соотнесения с армянским языком, иначе
он говорил бы о трех видах слогов длителностью от 1 до 3 мор, и
видов стоп было бы в разы больше - все числа поплыли бы.
Возможно, ссылаясь на византийскую теорию, Гапасакалян без
предупреждения переходит на армянскую, имеющую совершенно другую
структуру.
Но это некрасиво.
По поводу стихиеподобия сразу вспоминаются диграммы , лежащие в основе триграмм И-цзин
Где короткие черты соответствуют короткому слогу, а длинная -
долгому, и вместе эти четыре диграммы явно в точности совпадают с
первыми четырьмя стопами 1-1 пиррихий, 2-1 хорей, 1-2 ямб и 2-2
спондей.
Но вот засада - в китайской натурфилософии ПЯТЬ стихий.
Имеется в виду, что например амфибрахий 1-2-1 одновременно трехсложный (первый короткий, второй долгий, третий короткий) , однако занимает четыре временных промежутка -моры.
А вот что говорится о длинных и коротких слогах: если вначале длинный и в конце длинный, а в середине короткий, то [стопа состоит из] пяти мор. Говорят также о коротких и долгих [звуках]; и если в начале и конце согласные, а в середине гласный, то это [стопа] из четырех коротких мор. Об этом говорит также епископ Сюнийский в «Толковании грамматики» О других остальных видах (о которых есть пространная теория), если Богу будет угодно, узнаешь в свое время. < .... >
Примечание редактора: Имеется в виду выдающийся философ, грамматик, переводчик, гимнограф Степаниос Сюнеци (ум. 735), епископ области Сюник, автор известноrо труда «Толкование грамматики", в котором освещаются также разнообразные вопросы теории и эстетики музыки.
Теперь понятно, откуда у Григора Гапасакаляна взялись слоги с тройной долготой. Он почему-то считает, что согласные имеют счет мор.
Если бы был грузином, то его бы довело до слогов 15-кратной долготы (сначала штук 8 согласных, потом долгая гласная, а потом еше штук 6 согласных)
Вопрос о том, влияет ли количество согласных на долготу слога, не простой - блаженный Августин показывает примеры, когда действительно влияет, в конце строки согласный может даже вместе с паузой порождать целый слог, не имея гласного. Однако представление Гапасакаляна о том, что согласный это одна мора ,а гласная - это две моры - ошибочно. Учитывая, что это он не выдумал, а взял у выдающегося Сюнеци, можно сказать , что это всеармянская ошибка.
В книге написано " о классификации шестнадцатисложных стоп" - слитно, я подозреваю, что это опечатка.
То, что автор спутал гексаметр с шестью морами говорит опять же о крайне туманном и слабом представлении о предмете.
Гексаметр - это МЕТР.
Метр - это набор стоп. Состоит из соединения стоп. Причем РАЗНЫХ стоп. Конкретно гексаметр набран из следующих кирпичиков:
4-4-4-4-4-4
Где вместо 4 может быть или спондей 2-2 или дактиль 2-1-1 , последняя четверка еще может быть хореем 2-1 с паузой, которая дополняет отсутствующую мору.
Любой умеющий считать сообразит, что здесь 24 моры, а не 6.
Правда и тут подозрение на переводчика, что в оригинале стоит "Метр состоит из шести", а переводчик от себя добавил для ясности "из шести мор".
В таком случае Григору Гапасакаляну следует отблагодарить переводчика загробным видением за то, что тот представил его невеждой.
Видимо, имеется в виду, что некоторые метры укладываются в музыкальные размеры (например, 2/3 , 4/4, 5/8) , а некоторые нет.
Дальнейшее к стопам уже не имеет никакого отношения, но предупреждать об этом автор не собирается.
В.: Что такое учение о природе звука согласно философам?
Примечание редактора: Буквально - плетение, ударение( в широком смысле - интонация) и дыхание.
Olorak, как говорит Нергинаци, бывает десяти видов, согласно десятиструнным гуслям божественного Псалмопевца:
первый - слова,
второй - стопа,
третий - звук,
четвертый - дыхание,
Ясно. Два важных аспекта - интонация и дыхание, но дыхание - это разновидность интонации. Типичный Гапасакалян.
пятый - приспособление всего этого к напеву.
Шестой - петь средней звучностью, не напрягая голос;
седьмой - сладкозвучно, а не грубо
восьмой - подвижно, не замедляя, в темпе, но так, чтобы были понятны слова
девятый - сосредоточиться на словах, чтобы воспроизвести иx точно;
десятый - соединить пение с искусством просодии , дабы выявить тайну слова, как об этом говорит толкователь в «Толковании» Нергинаци.
Примечание переводчика: Имеется в виду. толкователь трудов Давида Анахта (Нергинаци), философ, грамматик, поэт и музыкант XIV-XV веков Аракел Сюнеци, автор ряда таrов и Толкования на гласы.
Я не могу сказать, насколько это соответствует реальному
положению вещей в церковном пении армянской церкви, однако принцип
передан тот же самый, что в византийских невмах и в нашем знаменном
распеве - невмы/крюки/хазы отличаются от европейских нот во-первых
тем, что обозначают не отдельный звук, а их сочетание с минимальной
но достаточной самостоятельностью - справедливо сравнение их со
словом или даже с клеткой живого организма - у них есть "ядро",
мембрана для соединения с другими знаками, внутренняя структура.
Во-вторых , они передают сами собой характер пения, для чего
европейцам нужно было писать отдельно словами "громко" "тихо"
"медленно" "нежно" или придумывать дополнительные знаки вроде
крещендо и диминуэндо.
Просодия у нас на Руси называлась псалмодия - нечто среднее между
монотонным чтением и пением, когда при помощи канонических
мелодических структур передавалось содержание текста. От псалмодии
у нас сейчас осталась только привычка отцов диаконов во время
чтения Евангелия все время повышать голос и заканчивать чтение воем
сирены.
Прежде всего глас со своим напевом.
Во-вторых, четыре напева гласов.
В-третьих четыре побочных.
В-четвертых, четыре побочных побочных.
В-пятых, из . одного гласа происходят различные напевы.
В-шестых, четырем гласам соответствуют четыре стихии.
В-седьмых, на каждый глас приходится по одной стихии
В-девятых - olorak.
Вдесятых - hagag.
Примечание Орфеоса: А сочинить слабо было? Весь перевод , похоже , более сочинение, чем даже изложение. Чего стесняться?
Типичная неудобовразумительная мешанина. Если на каждый из четырех гласов приходится по одной стихии, то это или в шестых, или в седьмых.
Это все равно что сказать "Во-первых, завтра будет солнечно, во-вторых, солнце завтра будет видно". Для анекдота сойдет, но тут вроде серьезный учебник. Я уже не говорю о том, что если каждому основному гласу соответствует стихия, то побочным гласам соответствуют побочные стихии, а побочным побочным гласам - побочные побочные стихии.
Однако в этой мешанине есть нечто разумное, но понятное только тем, кто уже знает структуру гласов, поэтому ученика может запутать но ничего нового не скажет.
"Глас со своим напевом" означает скорее всего то, что в наших богослужебных книгах называется "самогласен" и "самоподобен".
Самогласен - это образцовая стихира гласа, которая содержит основные попевки в каноническом соединении, а также отдельные стихиры, имеющие свои ноты, которые поются не на подобен.
Самоподобен относится к подобнам - поскольку каждый глас включает в себя комплект "подобнов".
Приведу аналогию:
Представим себе страну. У нее есть столица, есть другие города- областные центры. У столицы есть свои районные центры, у областных центров - свои районные центры.
Страна - это глас.
Столица страны - самогласен. Райцентры столицы - это гласы, которые поются по образцу самогласна.
Областные центры - это самоподобны. Они относятся к той же стране, имеют тот же стиль и культурное сходство, но каждый уникален вплоть до того, что может быть сам столицей - для райцентров.
Райцентры - это уже стихиры, которые поются на один из подобнов.
"Четыре напева гласа" - это конкретные мелодии, которые составляют некую краткую характеристику гласа. В знаменном распеве это
1) запевы на стихиры (помните, из погласиц)
2) малый распев (небольшой набор попевок , которыми можно спеть любой гимн этого гласа независимо от того, подобен она, самоподобен или самогласен)
3) аллилуарий (он же прокимновый он же тропарный)
4) Причастен
Эти четыре структурных элемента сохранились даже у нас после отказа от знаменного распева и перехода на партес (вернее, на киевское многоголосие). То, что у нас сейчас называется "стихирным гласом" - это малый распев, а "тропарный" выделился в отдельный , при этом аллилуарии и прокимны идут в гармонизации знаменной, зато пропал совершенно причастный стих. Запевы на стихиры где поются, а где уже читаются.
Таким образом олорак - это композиция, а не ударение и не интонация. Переводчик ввел в заблуждение
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
"Последний еврей Винницы" и реальность
Тактильный сад
Принцесса Катарина-Амалия встретилась с Биллом Гейтсом
Мифобухгалтерский цикл прекрасного капитализма будущего: теперь с графикой и
Последствия тарифов
Как юридически решить проблему буллинга в школе
Орленок
Мы жили-были в Денисовой пещере

