Связь как проблема цивилизации
germanych — 09.07.2018В разные времена лучшие умы человечества бились над разными проблемами. Некоторые из этих проблем носили локальный кратковременный характер. Некоторые – длительный, переходящий из века в век, а то и из тысячелетия в тысячелетие. Например, задача правильной отрисовки солнечного луча, проходящего через листву дерева в лёгкой утренней туманной дымке в какой-нибудь сцене 3D-шутера, взволновала оные лучшие умы человечества совсем недавно. А вот, скажем, проблема связи стояла перед человечеством издревле. Что и не удивительно, ведь люди не могут жить, не обмениваясь с миром и друг другом информацией. То есть – поддерживая связь.
XX век прошёл под эгидой новейшего на тот момент вида связи – радио. Насколько был важным вопрос радиосвязи показывает хотя бы лето 1941 года, когда почти полностью лишённые раций советские танки не могли действовать слажено. А вот танки Манштейна были полностью радиофицированными, что позволило танковым массам вермахта осуществлять настолько стремительные марши, что за ними не поспевала даже собственная пехота.
Ничуть не менее драматично вопросы радиосвязи проявились на тихоокеанском театре Второй мировой войны, где главными противниками выступали Япония и США. Пребывая несколько веков в полной изоляции от Западной цивилизации, в конце XIX века Япония совершила революцию Мэйдзи, направленную в первую очередь на преодоление многовековой отсталости Японии в сфере образования и науки. И хотя всем нам крайне симпатичен герой Тома Круза в фильме «Последний самурай», тем не менее приходится признать, что помогал он отжившим своё самураям-ретроградам, которые тянули Японию в средневековое болото, думая, что квашеная Мизуна в самурайских бородах и красивый рогатый шлем – это и есть настоящие духовные скрепы, которые могут противостоять артиллерии американских линкоров.
В Японии в конце XIX века победил всё же не Нобутада (которому столь трогательно и бессмысленно помогал капитан Олгерн), а сторонники линии, считавшие, что для противостояния военной мощи Запада надо в первую очередь стать не менее образованными, чем Запад. Это в итоге дало Японии такой импульс развития, что в 1904-1905 г.г. маленькая Япония смогла потягаться с одной из крупнейших мировых держав – Российской империей – и выйти победителем. Чуть позже Япония достаточно быстро поглотила Китай и прилегающие территории. На повестку дня встали США. Но тут японцев ожидало страшное разочарование.
После 1945 года многие умные японцы усиленно анализировали причины военного поражения. Пришли к выводу, что одним из важнейших факторов отставания японской армии от американской стала радиосвязь. После этого у японских патриотов было два пути. Первый – рисовать друг для друга кайга с мессаджами о том, что США ответят за Хиросиму и японцы скоро закидают Вашингтон атомными бомбами. Другой – проглотить обиду и учиться у американцев радиоэлектронике. Японские патриоты выбрали второй путь. Это в итоге привело к тому, что к 70-м годам ситуация в мировой радиоэлектронике стала таковой, что Марти Макфлай, просвещая доктора Эммета Брауна в 1955 году о будущем утверждал: «Всё самое лучшее делается в Японии». И ведь он был стопроцентно прав – именно из сотрудничества американской компании Intel и японской Busicom в 1971 году родился первый в мире микропроцессор (Intel 4004) и к чему всё это привело мы можем наблюдать сегодня (порой, правда, неодобрительно качая головой).
[ Продолжение здесь (PDF, стр.30 и далее) ]
|
</> |