Армагеддон, ч.8

ГЛАВА II
САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ КНИГА БИБЛИИ
Вряд ли приходится сомневаться, что книга Откровение остаётся самой загадочной книгой Библии. Конечно, есть и другие претенденты – например, таинственные видения в книге Пророка Даниила. Они описаны там с 7 по 12 главу, прочтите их и убедитесь. Иоанн, автор книги Откровения, несомненно, тоже их читал; именно они послужили ему главным источником вдохновения для собственного визионерства примерно через две с половиной сотни лет. Но он значительно превзошёл предшественника: вместо шести он наполнил своими химерами целых двадцать две главы. Из-под его пера вышла настолько необычная, настолько причудливая, настолько переполненная символами, образами и загадками книга, что большинство людей просто не в состоянии её постичь как бы ни пытались. Это касается не только наших современников; книга сбивала с толку своих читателей на протяжении всей истории христианства. Все минувшие столетия она не пользовалась широкой популярностью, а читавшие её признавались, что находили её в лучшем случае тёмной. Даже переписчики были не особо заинтересованы в её копировании. У нас гораздо меньше рукописей Откровения, чем любой другой книги Нового Завета сопоставимого размера.
Понимание смысла Апокалипсиса считалось трудной задачей даже в среде первоклассных библеистов, которые над этим трудились долго и упорно. Взять хоть Мартина Лютера (1483-1546). Разумеется, больше всего он известен как основоположник протестантской реформации, который настаивал на том, что основой истинной христианской веры и практики может служить только Священное Писание, а не догмы и традиции католической церкви. Но Лютер был гораздо большим, чем просто религиозным реформатором. Он был истинным интеллектуалом, профессором богословия и учёным толкователем Библии. Его немецкий перевод Нового Завета (1522) стал для немцев такой же классикой, как и английский текст Библии короля Якова (1611) для англоязычных пользователей.
Несмотря на то, что Лютер утверждал главенство авторитета Священного Писания, а возможно, именно по этой причине, он не спешил относить книгу Откровения к числу богодухновенных текстов Нового Завета. В сделанном переводе он поместил его в приложение. Правда, в течение жизни его отношение к книге временами менялось: иногда он использовал её для нападок на Римско-католическую церковь как на воплощение зла. Как и другие реформаторы до него, Лютер называл папу римского «антихристом», «зверем» из Апокалипсиса, чьё число было 666.
И всё же Лютер порою признавался, что несмотря на долгие часы изучения и размышлений книгу он так и не понял. Он также был невысокого мнения о пафосных претензиях Иоанна на важность его сочинения, включая заявление, сделанное в самом начале: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр 1:3). Комментарий Лютера к этому стиху, несомненно, найдёт отклик у многих современных читателей: «[Автор говорит], что блаженны те, кто соблюдает то, что в нём написано; при этом никто не понимает, что же в нём написано».
То, что Лютер из Откровения понял, заставило его усомниться в её апостольском происхождении. В предисловии к своему переводу он пишет:
Что касается книги Откровения Иоанна, я оставляю за каждым право придерживаться его собственных взглядов и не хочу никому навязывать своего мнения или суждений: я передаю лишь собственные ощущения. Многое в этой книге остаётся для меня непонятным, что не позволяет мне считать её ни апостольской, ни пророческой. Во-первых, и это самое главное, апостолы не имеют дела с видениями, а пророчествуют ясными, недвусмысленными словами, как это делают Петр, Павел и Христос в Евангелии.... [Но] я не нашёл никаких признаков, что это [Откровение] было вдохновлено Святым Духом.
Многие, кто начинает читать эту книгу, чувствуют то же самое, и, возможно, именно поэтому они часто так и не дочитывают её до конца. И это жаль, потому что сама по себе книга необычайно интригующая и по-своему мощная. Только будучи прочитанной полностью и в собственном историческом контексте, она позволит читателю избежать ловушек, наставленных фундаменталистами, которые раздёргивают её на цитаты.
Прежде чем говорить о смысле книги, следует знать её содержание. Так что в настоящей главе я кратко перескажу её и продемонстрирую, что бояться там нечего. Не стану перегружать вас подробным комментированием каждого стиха или отрывка. Вместо этого я дам обзор каждой главы в целом, выделяя лишь те фрагменты, которые особенно важны для её понимания.
|
</> |