Архитектурная перекличка эпох в Можайске
architectstyle — 10.10.2025

На заглавном фото - два храма Можайска: красный, с выразительными барочными формами и росписями в нишах апсиды, и старый белокаменный, более суровый и сдержанный позади него. Это как раз те самые церкви Иоакима и Анны, о которых пойдёт речь.
На следующем фото - старый, белокаменный храм с заметными следами древней кладки у основания. Перед нами не просто церковь, а редкий для Подмосковья памятник - видны аккуратно подогнанные блоки и остатки кирпичных наслоений более поздних эпох - прекрасная иллюстрация архитектурной "памяти" здания. В центре заметен древний дверной проём, позже превращённый в окно.
1.

Ресурс hramy.ru приводит следующие исторические сведения:
Древний белокаменный храм Иоакима и Анны был построен в 1390-х годах и разобран практически весь, за исключением одного северного придела Леонтия Ростовского, в 1867 году. Этот придел в 1770-х годах был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту – церкви "под звоном" нечасто встречаются в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых утрачены. Декор храма представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью, по проекту Т.И. Семенова к ней была пристроена трапезная, а фасады облицованы. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма – бывшая северная стена основного объема древней церкви.

Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Действительно, основу здания составляет почти правильный кубический объём, покрытый четырёхскатной кровлей. Центральные участки фасадов завершены окнами-люкарнами, придающими лёгкость массивным стенам. Над кровлей возвышается крупный барабан, поставленный на выразительный постамент. Его прорезают четыре арочных проёма. Когда-то в них звонили колокола, отчего храм, по сути, совмещал функции и церкви, и звонницы. Чтобы сохранить привычный для русской архитектуры облик пятиглавия, по углам выложены декоративные тумбы (верха утрачены), - словно эхо древней традиции.
2.

3.

Внешний облик храма отмечен стилистическим многообразием: барочные наличники окон апсиды и люкарн соседствуют с элементами псевдоготики XVIII века - аркатурным убранством барабана и декоративных тумб. С восточной стороны к основному объёму примыкает необычайно крупная, почти во всю ширину стены, полукруглая апсида - редкое решение для русского зодчества. Всё это вместе создаёт удивительное ощущение многослойной истории, застывшей в камне: крепость, монастырь и приходской храм - всё здесь слилось в одно.
4.

Рядом, в 1867-1871 годах, по проекту Казимира Гриневского возвели новый храм - крупный, торжественный, в духе эклектики. А в 1892 году архитектор Павел Егоров надстроил его колокольню, сделав её одной из главных доминант Можайска. Нарядный силуэт с кокошниками, арками и шатром придаёт ансамблю праздничность и лёгкость. Сочетание красноватых стен, белых деталей и зелёной кровли создаёт силуэт - типичный для эклектики конца XIX века. Над старой белокаменной церковью, выросшей из древней крепостной стены, словно парит новая - розово-белая с нарядной колокольней.
6.

.
Старая белокаменная церковь хранит следы древнего белокаменного храма, новая - дыхание XIX века. Вместе они образуют редкое в Подмосковье сочетание - живую архитектурную летопись, где камень рассказывает о переходе от средневековья к новой эпохе. Стоя между этими двумя храмами, особенно остро чувствуешь дыхание времени.
7.

|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Азиатское фиаско: с чем вернулся Трамп после поездки в Китай
Контрольная точка: Полночь
Трамп в ярости от сообщений о появлении российского командира Е.Пригожина рядом
Все нет как просто!
«30-процентный откат с бюджетных денег»: генерала Росгвардии Мирзаева осудили
Календарь
Впервые за 20+ лет автократии обогнали демократии.
Перешли на стойловое содержание

