На почитать.

Суворов-помещик.
Тогдашний способ комплектования армии отрывал
крестьян от дома и семьи почти на всю жизнь и во всяком случае
делал их, по отбытии службы, негодными к прежним занятиям. В
деревнях убыль человека из семьи была для нее истинным бедствием и
иногда оставляла неизгладимый след. Суворов принял против этого
меры. Он постановил обязательным для всех имений правилом — своих
людей в рекруты не отдавать, а покупать со стороны, ибо «тогда
семьи не безлюдствуют, дома не разоряются и рекрутства не боятся».
В подобных людях недостатка не могло быть; торговля крепостными
людьми считалась тогда делом довольно обычным; их даже возили по
ярмаркам и выставляли на базарных площадях, а у многих
неразборчивость в выборе средств наживы доходила до того, что
неводящихся в рекруты отправляли в Сибирь на поселение, в зачет
ближайшего рекрутского набора, и зачетными квитанциями торговали.
Цены на людской товар существовали различные: парни, годные в
рекруты, стоили от 150 до 300 рублей и выше, смотря по спросу и по
местным условиям. Этим обстоятельством и воспользовался Суворов. Он
приказал покупать для рекрутства чужих людей, разверстывая цену
рекрута по имуществу каждого, всем миром, при священнике, и в
подмогу миру определил из своих оброчных денег по 75 рублей за
каждого рекрута
безвозвратно 21.
Одна деревня поблагодарила за это распоряжение. но
в остальных поднялся вопль. Стали указывать, что при покойном
родителе этого не водилось и крестьянам было легче; что уже другой
год неурожай, продавать нечего, от скудости крестьяне пришли в
упадок, и тому подобное. Одна вотчина объясняла, что в ней есть
бобыль, который податей не платит, не работает и годами шатается
неведомо где; того ради староста с выборными просит милости, чтобы
того бобыля за все крестьянство отдать в рекруты. Суворов
рассердился и приказал рекрута купить теперь же непременно и впредь
покупать, иначе грозил старосте и прочим розгами. Бобылю не
следовало дозволять бродяжничать: «в сей же мясоед его женить и
завести ему миром хозяйство; буде же замешкаетесь, я велю его
женить на вашей первостатейной девице, а доколе он исправится, ему
пособлять миром». Приказ подействовал, но крестьян нисколько не
убедил.
Одним из поводов к освобождению вотчин от поставки
своих рекрут натурою был малый прирост населения, Суворовым
замеченный. Это же обстоятельство побуждало его всячески поощрять
браки и вообще способствовать увеличению семей. «Крестьянин
богатеет не деньгами, а детьми; от детей ему и деньги», говорил и
писал он постоянно. Прибегал он и к другим резонам: «Богу не
угодно, что не множатся люди; не весьма взирать на Богатство,
понеже у Бога богатый оскудеет, а скудный обогатеет. Я по сему
впредь строго взыскивать буду. В этом особливо иереям, как отцам
духовным, не токмо увещевать, но решать и утверждать». По
крепостным обычаям, он не долго раздумывал насчет браков крестьян и
особенно дворовых; если они не спешили и напоминания помещика не
производили действия, то нередко отдавался лаконический приказ:
«женить таких-то на таких-то в такой-то срок». В письмах его к
управляющим и миру беспрестанно встречаем напоминания ни приказания
в роде такого: «дворовые парни как дубы выросли, купить девок»;
«вдовцам таким-то надлежало бы первее всего жениться»; «вдову
Иванову, как она в замужество не желает, никому не дозволяю
сватать; помочь ей миром в выстройке избы, срубленной умершим
мужем». При недостатке своих невест и дороговизне чужих, делался
иногда вывод девиц из одних вотчин в другие, на довольно далекие
расстояния. Для ундольских парней Суворов приказывает купить 4
девицы в новгородских деревнях и назначает от себя подмоги до 200
рублей. «Лица не разбирать, лишь бы здоровы были. Девиц отправлять
в Ундол на крестьянских подводах, без нарядов, одних за другими,
как возят кур, но очень сохранно». Иногда за невест для дворовых
людей Суворов платил и дороже, так как от них требования были иные,
чем от простых крестьянок. Один из его адъютантов, снабженный такой
комиссией в Москве, доносит, что девиц, которые бы умели «шить
порядочно, мыть белье и трухмалить, меньше как за 80 рублей
приобрести нельзя, а 50 рублей стоит ничего не
знающая» 22.
http://samoderjavie.ru/node/813
|
</> |