Апология поручика Голицына. 6
krylov — 04.06.2013Casus Poloniae. Prezentów się nie oddaje
Итак, рассмотрим судьбу советского наследия в странах, освободившихся от коммунизма, в которых советофобия усиливается русофобией, причём советофобей и русофобией высокого накала, ставшими частью национальной идеологии и даже идентичности – как, например, в странах Прибалтики и в Польше.
Чтобы заострить ситуацию, рассмотрим судьбу советского наследия именно в Польше. Возьмём объект, в высшей степени «символически нагруженный», вызывающий крайне сильные чувства, именно на уровне «плющит и колбасит», причём построенный (по мнению поляков) именно с этой целью. И посмотрим, был ли он поляками уничтожен, и если нет – как и для чего использован.
Я имею в виду судьбу так называемой «девятой сталинской высотки» - огромного здания Дворца Культуры и Науки в центре Варшавы, возведённого в 1952-1955 году советскими рабочими и архитекторами на советские деньги по распоряжению Сталина, который таким образом сделал польскому народу «подарок со смыслом». А смысл был более чем прозрачный: здание – буквально подавляющее Варшаву (точнее, то, что от неё осталось) и богато украшенное советской символикой (c барельефами «поляки приветствуют советских освободителей» и т.п.) – стало зримым выражением советской мощи и доминирования. Ну и напоминанием об уничтоженном Александро-Невском соборе, воспринимавшегося как символ русского господства и снесённого поляками в 1924-1926 годах [1]. «Не хотели добрых русских царей – получили весёлого осетина». Плюс, конечно, широта жеста – стоимость сооружения сейчас оценивают в сумму, приближающуюся к миллиарду долларов [2].
Понятное дело, что «Пекин» [3] колол глаза гонористым полякам в самом что ни на есть прямом смысле слова. Не замечать этого сооружения было просто невозможно, не понимать его символического смысла – тоже.
"Варшавяночка в Варшаве". Извольте получить
Неудивительно, что после крушения коммунизма начались разговоры о том, чтобы от сталинского подарка избавиться, «вернув городу его исторический вид». Поскольку же русофобия в Польше является чем-то вроде гражданской религиии, то, казалось бы, подобные иницативы должны были бы ну просто автоматически вызвать массовую поддержку, а то и быть реализованными.
В реальности же разговоры о сносе высотки оказались не то что беспроигрышными, а просто невыигрышными. Всё, что было сделано народом, сбросившим коммунистическое иго (и чрезвычайно этим гордящимся) – это демонтаж (торопливый и не особенно удачный) нескольких особенно одиозных статуй и изображений. На само же здание, некогда столь раздражающее, никто всерьёз покушаться не стал.
Более того, польские власти, на словах поддерживая разговорчики насчёт сноса (или не мешая этим разговорам), на практике предприняли все возможные действия, чтобы здание спасти, обустроить и сделать из «мрачного памятника сталинизма» национальной гордостью. На недешёвое функционирование сооружения (а его обслуживание стоит немало) исправно выделялись деньги, более того – производилась реставрация, внутренние помещения отделывались под евростандарт, тихо и без шума снимались наиболее одиозные статуи и барельефы (при этом ни один из них не был уничтожен). Занимались и внешним обликом, с той же целью - так, в 1995 встроили в навершие огромные часы (заодно избавшившись от кое-какой символики), которые одно время считались самыми высоко расположенными башенными часами в мире [4]. Ну а с 2007 года PkiN числится памятником архитектуры и истории, и, как таковой, стал священным и неприкосновенным. Решение, кстати, принималось с трудом, и явно проталкивалось сверху.
Интересна судьба дальнейших попыток поиграть на этой поле. Так, Радослав Сикорский, польский министр иностранных дел и довольно популярный политик, в том самом 2007 году поднял вопрос о демонтаже здания, «символе сталинизма», рассчитывая на массовое одобрение варшавян. Напомню, выступить в Польше против чего-то российского, да ещё и советского, да ещё и сталинского – это всё равно что выступить в Москве против запланированного лично Путиным чеченско-таджикского гей-парада, финансируемого при этом Чубайсом с личного благословения Збигнева Бжезинского. То есть «эффект гарантирован». Сикорский же нажал на все клавиши – начиная от того, что поляки должны «пережить катарсис» и кончая «неэкологичностью здания» и «расходами на капремонт». Ну и пообещал на месте сталинского монстра устроить парк, чтобы поляки могли там катать колясочки, учинять пикнички и всячески прогуливаться, кормя белочек и не перегружая старые Лазенки.
Первые опросы населения показали, что большинство поляков относятся к советскому дворцу отрицательно и Сикорского как бы поддерживают. (Правда, опрошено было всего 10000 человек, «считайте процент»). Однако немедленно возникли движения за сохранения здания, вроде бы возглавляемые какими-то «простыми польскими ребятами», куда немедленно вписалось немало народу, в том числе пресловутых креаклов.
[В отличие от России, креаклы в Польше действительно есть, так как «креатив» там является нормальной частью экономической системы (как в любом современном государстве).
A propo – кратенько об этом. 50% стоимости современного товара – это упаковка. Так вот, «креатив» - это символическая упаковка, разновидностью которой является упаковка реальная (а не наоборот). Производители символической упаковки и есть креативный класс (точнее, прослойка). В России что-то такое тоже водится, хотя прослоечка эта хиленькая и очень недовольная своим положением, так как паковать приходится в основном начальское дерьмецо, и к тому же его на всех не хватает. «Но это наши проблемы» - в большинстве стран нормального мира всё-таки что-то да производится, причём во всех сферах, от зубных щёток до политических идей, только успевай заворачивать.]
Так вот, «креаклы» вдруг-таки заняли позицию, суть которой хорошо выражает ставшая популярной наклейка-трафарет:
Я думаю, фраза не нуждается в переводе. Если коротко – это СУТЬ подлинно европейского отношения к таким вопросам.
При этом поляки сделали всё, чтобы сгладить то самое ощущение «глаза колет». Как я уже говорил, здание очищено от наиболее неприятной «сталинской» символики. Надменное доминирование здания над Варшавой будет сглажено благодаря строительству вокруг него современных небоскрёбов. А в самом здании будет расположен Музей Коммунизма.
PKiN сейчас. Освоено.
И, разумеется, никакого парка с белочками на этом месте не будет. Подарки не отдают.
Вот и русские имеют право так же отвечать на любые советские заходы на тему – «или целуйте пятку Ленина-Сталина, или откажитесь от того-то и сего-то, что было сделано при них».
Нет, ребятушки. «Мать не продаётся, в жопу не даётся» (с). Целовать поганого лениносталина мы не будем, а распорядимся с ним как пожелаем: хучь в землю закопаем, хучь в музее выставим на потеху народную, хучь из его башки пресс-папье понаделаем или там пивных пробок. А всё созданное при лениносталине будем рассматривать как законную компенсацию (повторяю, крайне недостаточную, по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок»), причём созданную трудом наших предков и их же мученичеством, то есть как наше трижды законное имущество.
[1] Стоит отметить, что собор был снесён не просто «польским правительством», а именно поляками. Так, был выпущены бумаги специального патриотического займа на снесение собора – чтобы каждый поляк мог поучаствовать в его разрушении «хоть грошиком». Кажется, это единственный (и уж, во всяком случае, самый масштабный) случай в истории.
[2] При этом на советский Дворец Советов «дэнэг нэ бил, слюшай, да, савсэм дэнег нэт».
[3] Название - Pałac Kultury i Nauki – сокращается до PkiN, что издевательски расшифровывалось поляками как Pekin.
[4] Через пару лет поляков обошли японцы – ну, теперь часы «самые высокие в Европе» - и этого достаточно, чтобы согреть польскую душу.
) после продолжу (
|
</> |