Апокрифическая версия - 2.

топ 100 блогов radmirkilmatov30.06.2023

Новый Телеграмм некого ЕВП. Аудиозапись.

- Товарищ президент. Нахожусь в Гродненской области, село Солоцкин. На севере — 10 километров до Литвы, на западе — 5 километров до Польши. Готовы к наступлению в соответствии с планами... Разрешите спросить?

- Спрашивайте, товарищ генерал.

- Как же насчет оплаты, господин президент?

- Оплаты?... Что ж... Направо голову поверни... Литву видишь?

- Вижу...

- Бери.

Новый работодатель был щедрым на подарки и умел мотивировать.


Переброска армии в Белоруссию прошла «шумно». Все началось с невинной шутки в Телеграмме. Он там резче привык выражаться. Но тут военные подняли шум. Проститутки из СМИ подхватили. Лето- скучно. Вонючий пук превратился в ураган, из-за которого Шереметьево -3 заработало в 100 раз активней, и керосин там кончился. Переброску армии назвали «мятежом».

Серьезные пацаны не называли его «мятежником», но он не кайфовал от новизны. У себя на Родине он оказался в одном звании с Че Геварой. И нахера?

Как должен вести себя человек под ушатами незаслуженного дерьма? Чиновники представили события, полностью исказив картину произошедшего. Трусы. Обосрались так, что думать как люди не сумели.

Если можно на ровном месте обосрать его — это значит, тогда можно обосрать кого угодно. Вопрос был принципиальным. Отмыться. Теперь надо было брать Литву. Это означало парашютный десант. Сразу танки через границу до центра города - это еще полчаса. Максимум, час. За шесть часов подвезти инструменты и оборудование.

Взять кабинет министров, ключевых депутатов сейма, судей, руководителей городов и силовиков. Вывезти их семьи. Новая власть составят иммигранты полукровки. «Поприличней Тихановской... Могли бы пострашней подобрать»,- ворчал Батька. Викторыч хмыкнул, посмотрел на карты: «Теперь узнаете, клоуны, что такое настоящий акшен...»


Каким должен быть боевой генерал? Не на параде, а на войне?

Есть два типа генералов, армий и достижений:

- те генералы, которые умеют воевать

- и есть те, которые блестяще смотрятся на парадах, в кабинетах и на бумаге.

Первые генералы — абсолютно бестолковы во втором. Вторые — в первом. Это разные типажи, характеры, энергии. И они не могут ужиться друг с другом, как два полюса одного магнита.


Итак, в 1864 году трехтысячная русская армия пришла в Среднюю Азию, взяла Ташкент и похоронило Кокандское ханство. Местные жители приняли русских за освободителей и добровольно перешли под российское подданство. Санкт-Петербург охренел от «победы».

Зачем поднимать из «нафталина» истории о генерале полуторавековой давности ? История как грабли. Не бывает такого, что больше книг прочел — стал умней. Чаще — наоборот. Но наше подсознание само определяет,
- что является нормой,
- что недоразумением,
- а что невозможно в принципе -
Потому про историю генерала Черняева лучше знать. На всякий случай.

Побеждает тот, кто рассчитывает на больше ресурсов. По Черняеву — ресурсами были все: местное население, знание местности, безупречное снабжение, «страхование» купеческих караванов, торговля с местным населением.

Михаил Черняев был ярким харизматиком. Его начальник Штаба, полковник, в важный момент похоронил свою карьеру, «прикрыв» генерала. Он признался, что «в виду сложности ситуации, он скрыл от своего генерала Приказ из Петербурга о срочном вызове». 

Черняеву приписывают изобретение крытого фургона (такие фургоны параллельно изобрели на Диком Западе), защитного головного убора (ака-"буденновка"), систему военной подготовки, легшей в основу современных десантных войск. В истории это осталось за Суворовым, но сам Черняев высказывался против «квази-суворовщины», полагая, что муштрой, фанфаронством и фиглярством нельзя пробудить доверие солдат. Вера в своего генерала у его солдат была полной: участники походов звали себя «черняевцами».

В походных условиях, считал он, главное, если есть признаки уважения военного устава, дисциплины и генерала. Если есть такие признаки, то не надо цепляться к остальному.

Ветераны говорили, что в походах у Черняева не было ни отсталых, ни больных. Солдаты несли только ружья и патроны. Остальное перевозилось на верблюдах, сохраняя силы солдат. Каким-то образом, его люди предвидели все. Даже на остановках разгоряченных солдат подпускали к воде только после часового отдыха.

Лето 1864-го года… Поход на Джамбул, Туркестан и Чимкент.

В мае 1864 года отряд (2000 человек при 22 орудиях) полковника Черняева направился из Омска на юг почти на 1500 верст. 4 июня 1864 года после двухчасового сражения отряд овладел крепостью Аулие-Ата (потом - Джамбул/ сейчас - Тараз). Потери гарнизона составили несколько сот убитых и раненых, русские потеряли 5 раненых. Комендант и 400 всадников покинули крепость, солдаты разбежались.

Тем временем, уже со стороны Оренбурга пришел другой отряд. Полковник Веревкин и 1500 человек дошли до Аральского моря, оттуда пошли вверх по Сыр-Дарье на Туркестан.

Апокрифическая версия - 2.
Апокрифическая версия - 2.

В Туркестане было около 30 тысяч населения, 10 пушек и двухтысячный кокандский гарнизон. 12 июня после трехдневной осады, потеряв 5 человек убитыми и 33 ранеными русский отряд захватил город.

Границу России сомкнули за пределами степи. Офицерам раздали ордена.Черняеву и Веревкину присвоили генерал-майоров. Начальником новой границы, «Новококандской линии» стал Черняев.

Но рядом был Чимкент: узел дорог, плодородные окрестности и удобный плацдарм для нападения. Командиры рассуждали просто: кочевники мириться с конкурентами не станут. Значит, без иллюзий. Враг обязательно нападет. Отступление исключалось: некуда бежать по голой степи.

В июле в самую жару Черняев перешел из Аулие Аты - до Туркестана, сделав крюк и провел рекогносцировку Чимкента. Там с 30 тысячной армией сидел Алимкул, регент Кокандского ханства.

«Помогали» внутренние смуты Средней Азии. Бухарский эмир пошел на Коканд. Погасив смуты в Чимкенте, Алимкул с войском ушел в Ташкент.

Не согласовывая ни с кем «сверху», в начале сентября Черняев направил на Чимкент отряды из Аулие-Аты и Туркестана. 21 сентября считавшийся неприступным Чимкент был взят. Войска проникли в крепость по водопроводу, через отверстие в стене крепости, гарнизон был поражен внезапностью и не оказал сопротивления. Русские потеряли 6 убитых и 41 раненый.

От Чимкента до Ташкента 120 верст. Встал вопрос о Ташкенте… По той же логике: рядом с «новыми русскими городами» есть важный пункт. Пока он не под контролем - в опасности только что взятые территории. Там преобладали мирные жители, ремесленники, жившие торговлей. Город задыхался от войны, разборок между кланами, налогов, поставок и постоя кочевников.

Зима – 1864/ 1865. История про здоровый аппетит.

Российские войска находились за полторы тысячи верст от Родины. Кокандское ханство разваливалась. Главным претендентом на его неостывший труп был бухарский эмир. 

Экспансия варваров из Петербурга вызывала там недоумение. Правившего 34 года в Бухаре Насруллу Хана, в 1860-м сменил его сын Мозаффар. Он завидовал Отцу, был обижен на беков, которых не мог заставить себя уважать. И не боялся войны.

Взяв Коканд, эмир Мозаффар услышал «медные трубы» Военной Славы. Он будет планировать атаку на Ташкент, потом Чимкент, чтобы следующей весной с армией отправиться на север и успеть дойти до зимы к Петербургу… Словом, Бухара считала русских временным недоразумением. А Ташкентские элиты, откровенно говоря, были готовы открыть ворота перед кем угодно.

Черняев в конце сентября с тысячей казаков отправился к Ташкенту «на разведку». Осмотр Ташкента и (вызванная нападением противника) перестрелка - привели к пробитию бреши в крепостной стене. Потери «разведки» составили 16 убитых и 42 раненых.

Превышение полномочий не вызывало возражений в Петербурге пока были победы. Они повышали престиж Империи, и вызывали шовинистический «угар» в столице. Но правительство устраивали только победы, не требовавшие расходов, и не отвлекавшие сил. Неудачная перестрелка под Ташкентом вызвала в столице истерику.

Малочисленность русских войск портила впечатление от успехов. Успехи уже были значительными, не надо гнаться за новыми победами. Благоразумие требовало укрепиться в занятых позициях. Любое поражение ставило ситуацию на грань катастрофы. Словом, поход к Ташкенту не входил в планы российского Правительства: ни в ближайшие, ни в будущие. Короче, считалось политически не верным- в отсутствие приказа брать хотя бы один город, взять уже три, и потом Ташкент еще «сверху».

Весна 1865.

В январе 1865 территории Аральского моря до Иссык-Куля были объединены в Туркестанскую область. Губернатором Туркестанской области был назначен Черняев.

Министерство иностранных дел возражало против этого назначения. Его успехи были известны, но потребности в агрессивных военных действиях не было. Достаточно было создать резиденцию русского консула в Ташкенте. И уходить...

Тем временем, в Оренбурге сменилась Власть. Новый генерал-губернатор Николай Крыжановский (1818-1880) требовал воздержаться от любых военных действий и хотел лично отправиться в Туркестан с проверкой.

Ссылаясь на угрозы Бухарского ханства, не дожидаясь Крыжановского, военный губернатор Туркестанской области Черняев в апреле 1865 выступил к Ташкенту с отрядом в 1951 человек, при 12 орудиях. У противника было не менее 30 000 солдат, 50 орудий, городская стена 25 верст в окружности и стотысячное население.

28 апреля 1865 год русские вышли к крепости Ниязбек (25 верстах от Ташкента), контролировавшей водоснабжение города. После бомбардировки весь следующий день, гарнизон сдался (потери русских войск — 7 раненых и 3 легко контуженных). Русские пароходы подошли с Сырдарьи с юга и доставили десант к крепости Чиназ.

Черняев отвел от города два рукава реки, снабжавших Ташкент водой. 7 мая русские войска заняли позицию в 8 верстах от города. Город окзался блокирован. Из Коканда с шеститысячным войском и 40 орудиями подошел Алимкул. 9 мая прошло сражение, где кокандские войска потеряли 300 убитых и 2 пушки. Потери русских составляли 10 раненых и 12 контуженых.

В тот день Алимкул погиб. Гибель регента подкосила гарнизон. Нехватка воды вызвала волнения в городе. Прошел месяц. В итоге, беднота поднялась против кочевников: в ночь с 9 на 10 июня сменивший Алимкула во главе гарнизона Сеид Хан - покинул город.

15 июня войска начали штурм. Неэффективность артиллерии для обороны и разбросанность гарнизона — облегчали прорыв укреплений. Жители содействовали русским.

После двухдневных уличных боев сопротивление в городе закончилось. Вечером 16 июня к Черняеву прибыли парламентеры. На следующий день старейшины преподнесли ключи от города. Черняев потерял 25 убитых, 89 раненых, 28 контуженых. Позднее он получил прозвище «Ташкентский лев».

Чтобы восстановить в городе нормальную жизнь и подорвать анти-русские настроения, Черняев провозгласил неприкосновенность веры и обычаев, сохранение шариата, гарантировал от постоя и мобилизации, отменил произвольные поборы. Горожане на год освобождались вообще от любых податей и налогов. На другой день после взятия города в сопровождении всего двух казаков он объехал город, а вечером пошел в местную баню, словно был среди соотечественников.

Армия Черняева обеспечивала порядок, торговлю и самоуправление. Генерал выполнял работу мудрого Правителя, и стал неожиданным символом нового порядка.

Он жил просто, не пировал и не грабил, вникал в дела и был доступен каждому. Говорил просто, конкретно и справедливо, воспринимая Власть, как Крест, а не как Награду. Он держал при себе адъютантов, телохранителей и переводчиков, каждый из которых мог говорить от лица генерала. Простотой и справедливостью решений он влюблял в себя население. Он вел себя так, как Тот, в кого хотелось верить.

Легенда про письмо Эмира.

Прошло несколько дней после взятия Ташкента. Местная армия еще не сдала оружие, а русские отряды стояли у самих ворот, не решаясь расположиться внутри города из опасения попасть в западню. Тем временем, армия бухарского эмира вошла без боя в Ходжент.

Оттуда эмир прислал Черняеву письмо, напоминая, что не только Ташкент принадлежал его предкам, но и Россия была им подвластна. Потомок Чингисхана требовал немедленного отступления из Ташкента, в противном случае, угрожая истребить всех в городе до последнего.

Положение отряда 1500 человек с 85 ранеными на руках между стотысячным населением только что покоренного города и почти таким же бухарским войском - выглядело трагически. Обложить оборонительную стену в двадцать четыре версты не было возможности. Агенты бухарцев могли беспрепятственно проходить в Ташкент.

Черняев собрал старейшин и приказал переводчику прочесть письмо. Потом напомнил примеры посещения армиями разных городов, сопровождавшихся резней не только правоверных, но и для их жен и дочерей. Он предложил городу не думать об альтернативах.

Черняев объявил, что сам выйдет на встречу бухарцам, и если успех будет на его стороне, то все останется по старому. Старейшины удивились. Этот иностранец собирался сделать так, как должен был поступить их собственный Полководец. И то, после долгих уговоров. Что делает справедливый человек, когда видит перед собой настоящего Героя? Беки взялись за бороды и прокричали хвалу Аллаху.

Эмир не решился пойти на Ташкент, и повернул в Ферганскую долину. Политика: грабить больного соседа- безопасней и выгодней, чем воевать с сильным.

Люди, которые иначе смотрят на рутину и ритуалы – иначе ведут переговоры. Иначе работают, иначе руководят.

Говорят, что мастера в Делах– абсолютно бесполезны в Разговорах. И наоборот. О том, как надо вести переговоры – много слов. Но важен конкретный результат.

Кокандского хана Худояра считали марионеткой. Он стал ханом в юности по воле кочевников. Рос, одинаково ненавидя членов своей Семьи и покровителей, уничтожая по возможности и тех, и других. Его выгоняли и привозили на трон четыре раза, продолжая считать пустым местом.

Почему Худояр стал работать на русских? Черняев на переговорах увлек хана тем, о чем Худояр не смел мечтать. Черняев гарантировал ему достойную старость и гарантированную смерть в своей постели. Иногда для успеха важно просто посмотреть на ситуацию чужими глазами.

С момента выхода двух отрядов из Оренбурга и Омска — до взятия Ташкента — прошло всего 13 месяцев. А ситуация к Югу от Сибири уже поменялась радикально. Ведущий противник России на юге — оказался раздавлен. И кем? Их собственным генералом. ч

С момента выхода двух отрядов из Оренбурга и Омска — до взятия Ташкента — прошло всего 13 месяцев. А ситуация к Югу от Сибири уже поменялась радикально. Ведущий противник России на юге — оказался раздавлен. И кем? Их собственным генералом. 

Начало здесь: 

(1) Апокрифическая версия.: radmirkilmatov — ЖЖ (livejournal.com)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Социальный городок Морозовых: вчера и сегодня Основатель рода Савва Васильевич Морозов родился около 1770 года в селе Зуево, а первые фабрики (помимо Москвы) построил в селе Орехово, основав тем самым фабричное местечко Никольское. Ныне это всё Орехово-Зуевский городской округ. Не ...
Фото: Давид Френкель По всей стране сегодня пройдут акции сторонников Навального. Митинги и пикеты запланированы в десятках городов, самые массовые из них – в Москве и Санкт-Петербурге. Всероссийская мирная акция Навального оказалась приурочена ко дню рождения Владимира Путина, ...
До Большого театра Вий решил прогуляться пешком. Тверскую быстро очистили от праздношатающейся публики, на всем маршруте заработали динамики, из которых послышалось волчье завыванье. Он шел очень довольный собой – приземистый, дюжий, ...
Сегодня на повестке дня у нас груши. Очень дорогие моему сердцу. Так что, можно сказать, что все прожито лично, прочувствовано каждой точкой опоры и продумано тем пространством головы, которое не заняли волосы.                     Второй ...
Главный аргумент сторонников строительства храмов где только можно и нельзя - благоустройство прилегающей территории. Я решил проверить, как это выглядит на примере главного храма Донецка, Свято-Преображенского собора. Как я понимаю, этот храм ...