Жизнь в разных координатах

Полтора года назад я оказался учителем английского языка. Не из-за финансовых проблем (стучу по дереву). И неожиданно кайфанул, потому что считать себя учителем — оказалось намного приятнее, чем быть «манагером».
Так вот... в первые месяцы я запарился объяснять ученикам, что такое «Present Perfect». Сам я понимал его интуитивно, потому что учил английский за рубежом... Сложно объяснить детям то, что ты не можешь четко сформулировать по-русски...
Детям было сложно понять, почему «мы сегодня пришли в класс» или «читал ли ты книгу...» — по-английски это настоящее время. До истерики. Люди учатся, когда верят, что изучаемое ими — правильно и справедливо.
Тогда я объяснил это так: «Дети, вы ведь все — немного двуличные твари... Без обид. Мы все так живем, но часто не отдаем себе отчета, что мы двуличные гаденыши.... Сами посудите, дома вам надо быть в одном «образе», среди друзей — в другом, в школе — в третьем... И это не только про вас... Там живем мы все... взрослые...
Вы сами прекрасно понимаете, что то, что говорят у вас в семье — не надо говорить в школе. То, что говорят в школе — не надо повторять в компании друзей. А то, что происходит в дружеской компании, не надо рассказывать дома. Хотя «это» и неправильно, но речь не про этические вопросы, а о том, что вы уже «фильтруете свой базар». То есть, вы живете на три жизни — и у вас это неплохо получается.
Так вот... давайте, английский будет вашей «четвертой жизнью». Четвертым способом иначе «фильтровать базар». Другой стандарт, как вам надо говорить и думать.
О том, что такое объяснение сработало, я понял через неделю, когда ученики стали объяснять «Present Perfect» моими незатейливыми словами. И при том — уместно его применяя. «Настройки» до них дошли быстрее, чем до меня. Ай, молодцы... Хотя... чего скромничать, я тоже молодец.
После этого я сам «завис». У меня самого — три «роли» по жизни — или одна роль? Какова на самом деле моя «жизнь»? «Игра», в которую я играю для себя, когда меня никто не видит, и играть ни во что не надо?
Мы все немного двуличные гаденыши. Нам постоянно приходится думать одно, а говорить другое. Верить во что-то, а поступать совсем иначе». Обещать, и заранее знать, что не сможешь.
Что такое «Политика», как не способ чесать языком про то, во что не веришь? Что такое «Менеджмент», как не обман и кастовость? Что такое «Семья», как не постоянный поиск компромисса? А что такое «История»? То, что написано в учебниках и говорится по «зомбо-ящику» - ведь только официальный фольклор по поводу прошлого и якобы, его уроков.
Кто такие люди (в конце- мать- перемать, концов), если мы ведем себя настолько неразумно?
Признаться, я во всех своих бедах виню историков... Я всегда ждал от них мудрости, типа больше умных книг прочел — тем стал умней. А история не про это. История это инструмент манипулирования, запутывания, отчего настоящие уроки истории — ты уже понять не можешь...
Официальная история должна отличаться от настоящей. Не только в нашей стране, а вообще. Этой разницей История особенно интересна. Вообще инфантильно предполагать, что такую важную информацию, как уроки нескольких поколений — тебе дадут 1) полностью, 2) в детстве, 3) бесплатно, 4) без вранья и 5) без манипулирования.
Страна — это сложнейший социально экономический договор, который центру всегда было и будет выгодно, пардон, похерить... Ведь причины распада СССР, распада Украины, Югославии - в том, что настоящие условия объединения территорий и народов надо изучать, понимать, помнить и соблюдать.
В любой стране элиты всегда бегут и будут бежать в офф-шоры. Можно ли сделать жизнь такой, чтобы убегать не хотелось никому.
Если бы мне пришлось объяснять это моим ученикам, я бы сказал им, что у меня у самого также есть три Истории для моей страны. 1) Официальная версия — то, как ее видят публичные политики. Я в нее не верю, но это государственный фольклор. Его надо знать, чтобы жить и работать в нашей стране.
2) Либеральная версия. То, что это тюрьма народов, что «Мордор», все- песец... и Прочее. Это предельно циничная версия, которую надо понимать, стебать ее сторонников и не заморачиваться, когда из слышишь. Это взгляд многих друзей. Их нельзя бросать из-за политики.
И есть третья версия. «Частная семейная», она основана не на истории династий... Правители это менее 0,1% населения. Откуда там полезные уроки? Написанная ее официальными «подрядчиками». И история церкви, которая почему-то претендует на независимость от Истории династий...
Извините, если обидел. Но здесь не про «взаимо-факи». Может быть, другой взгляд на зеркало - поможет выделить в Истории более нужные уроки?
Третья ось координат, как оценивать Историю.
В «третьих координатах», как я гляжу на свою Историю... я отдаю себе отчет, что тупо не было бумаги, чтобы писать «древние источники», на которые ссылаются историки. Она — вранье и фейки.
Не было зданий, потому что не было обожженного кирпича, не было оконного стекла, не было энергоносителей, для производства кирпича и стекла.
Не было дешевого железа для «скобяных изделий», чтобы строить дома и корабли, листового проката, чтобы сделать лопату-заступ, не было доступных и массовых ножей и проволки, плугов и топоров, пилы и гвоздей.
Когда орудия труда — намного дороже — человек не может жить на территориях со сложным климатом. А все попытки «нарисовать» это прошлое Историей, не замечая дефицита — тупы и беспомощны.
Не было стальной иглы, стальных крючков для рыбной ловли, не было плетеных нитей для производства тканей и одежды, не было веревок... Короче... не было ничего из того, что составляет сегодня нашу цивилизацию. Ее начало — это начала механики, начала металлургии, начала 18 века, самое древнее. А до того — кочевники. Сезонные поселения. Откуда кочевники? Из Ирана и Индии — через Среднюю Азию и Кавказ.
Современный человек поездил по миру — и иначе может представить, насколько и как отличается жизнь и выживание в разных странах... Европа — это территории со средней температурой января выше нуля. Там возможно заселение с орудиями труда «ремесленного» производства. Но для освоения территорий России со средней температурой зимы -10 градусов требуется уже промышленное заводское производство. А это 18 век. Мы молоды. Как захотим САМИ, так и будет.
Третий взгляд - это не история древних государств. Это не история библейских сказок. В ней я верю в ту Историю, которую показал Джордж Лукас в «Звездных войнах». Космический десант, био-роботы, которые вырвались из под контроля и живут, руководствуясь «токами Фуко» в своих несовершенных процессорах.
История каждой другой страны — это как четвертое/ пятое/ шестое — другие «измерения». Другие оси координат. Другая логика, другие опоры. Разговаривая с носителями других культур — надо заново наводить порядок в голове. Пере-загрузиться.
|
</> |