Музей УГМК самолеты: советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт Ту-22А
ru_aviation — 21.07.2024 Этот самолет в музее мы уже рассматривали, но мельком. На этот раз остановимся на нем основательнее, даже заглянем внутрь.... Итак, Ту-22 (самолёт «105А», изделие «Ю», изделие «А», по кодификации НАТО: Blinder) — советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции КБ Туполева.Самолёт строился серийно с 1959 по 1969 год в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех. Предназначался для замены парка машин Ту-16. В дальнейшем ударные варианты Ту-22 были полностью заменены на различные серии Ту-22М. В то же время Ту-22 в вариантах разведчика и постановщика помех эксплуатировались вплоть до начала 1990 годов.
Главный конструктор самолёта — С. М. Егер.
Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
Самолет в музее это Ту-22А (изделие 105А) 1052043 с двигателями ВД-7М построен на Казанском авиазаводе 22 в декабре 1961 года, заводской номер: 1052043 и серийный номер: 05-04. Вроде как это 23-я по счету машина. Первый полет совершен 6 июня 1962 года, пилотировал экипаж летчика-испытателя Бориса Вячеславовича Машковцева.
После принятия заказчиком, самолет был передан в в/ч 26355, где начал полеты только с марта 1963 года. Этот Ту-22А с бортовым номером 45 проходил войсковые испытания с марта 1963 года на базе 203-го ТБАП на аэродроме Барановичи. Самолет налетал всего 93 часа и в апреле 1966 года был передан на учебный аэродром в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ).
Самолет имел два бортовых номера: 42 - на створке передней стойки шасси и 45 - на вершине киля. Номер 42 был нанесен в ИВАТУ. В 90-х годах двигатели с него были сняты и сданы в металлолом.
На борту самолета нанесен знак "Отличный самолет", этот знак присуждался по результатам социалистического соревнования. Знак присваивался на год.
В настоящее время это самый старый сохранившийся Ту-22А - предпоследний серийный "А", в музее Монино последний серийный с номером 05-05.
На самолете выполнены следующие доработки конструкции для защиты экипажа, оборудования и агрегатов от воздействия светового и теплового излучения при взрыве атомной бомбы:
установлены защитные шторки на стекла кабин экипажа;
установлена дополнительная система автоматического закрытия створок бомболюка после сброса груза;
внешняя поверхность самолета покрыта специальными защитными красками и лакировалась исключительно бесцветными лаками. Все выступающие антенны и их обтекатели покрыты эмалью;
при работе на земле для поддержания в зоне грузоотсека температуры от +5 до +25 градусов, предусмотрена утеплительная палатка;
установлены двигатели ВД-7М (выпуска 1960 года) с запуском на керосине, хотя в те годы все ТРД запускались на бензине.
С сентября 2019 года самолет находится в музее в Верхней Пышме.
Общий вид на фоне здания музея.
Номер 42 на щитке носовой стойки.
Мотогондолы без двигателей.
Вид сзади.
Общий вид мотогондолы и номер 45 на киле.
Вид снизу. Сборка самолета продолжается.
Юлия Пампушко, Анюта Лебедева и Евгений Лебедев.
Общий вид.
Фото 134.
Колесо носовой стойки.
Из ниши носового колеса я попробую пробраться в кабину. Не удалось и поэтому следующая попытка через отсек за кабиной.
Вид вверх через люк.
Итак я внутри отсека за кабиной.
Герметичная перегородка?
Проход в кабину.
Общий вид отсека в который я пробрался.
Кто так пережал топливные трубы?
С другой стороны.
Лаз в кабину экипажа со стороны хвоста.
Кабина разграблена и тут очень сложно понять, что чем было....
Стойки под оборудование без оборудования.
Правый борт.
Остекление кабины. Видимо здесь было рабочее место оператора. У оператора два окна — вправо-влево назад.
Оглядываюсь по сторонам.
Система открывания люков.
Полозья для кресла оператора. Оператор сидел спиной по полёту.
Вид в сторону хвоста на отсеки, откуда я пробрался.
Посадка экипажа в кабину осуществлялась через три откидываемых вниз люка и опущенные вниз катапультные кресла. Это как раз такой люк.
Продвигаемся вдоль обшивки фюзеляжа в кабину летчика.
От приборной панели почти ничего не осталось.
РУДы и триммер?
Кресло летчика не в летном положении, а опущено на люк.
Подголовник.
Остекление фонаря кабины летчика.
Командир смотрел вперёд и вправо-влево, но кресло было немного смещено влево.
Штурвала нет.
Место его крепления.
Взгляд назад в сторону хвоста.
Защитные шторки на стекле кабины экипажа от вспышки ЯВ.
Педальный узел.
Пробираюсь еще дальше вперед на рабочее место штурмана.
У штурмана окна внизу фюзеляжа обеспечивали обзор вниз-назад.
Кресло штурмана.
Взгляд из люка над рабочим местом штурмана. Он наверное мог так вылезти и в полете, чем сильно бы смутил летчика:-))
Зато он наконец смог бы ему взглянуть в глаза:-))
Чуть более общий вид....
Окошечки вниз.
Стойки для оборудования кабины штурмана.
Фото 183.
Боковина.
Отдельно лежат какие то приборы, трогать не стал, вдруг они со светомассой постоянного действия?
Двигаюсь назад.
Фото 188.
В кабине оператора тоже какое то оборудование.
И его фонарь.
Кабельные трассы через герметичную перегородку.
И наконец люк вниз....
Фуф, выбрался....
Переходим к видам с квадрокоптера.
Общий вид самолета.
Хвостовое оперение.
Мотогондолы.
Центральная часть.
Носовая часть с кабиной.
Фото 42.
Верхние панели крыла сняты.
Общий вид.
С правого бока.
Общий вид сзади.
Пока квадрокоптер поднялся не очень высоко.
Правая консоль.
Панорама самолета.
Носовая часть.
Еще один общий вид сверху.
На фоне Ту-134А.
Фото 164.
Общий вид спереди.
Еще.
Фото 183.
Кабина.
Фото 186.
Общий вид слева.
Фото 199.
И еще немного крупнее элементов самолета сверху.
|
</> |