
Американские канонерские лодки (8)


Речная канонерская лодка "Guam" в 1932 г. Рисунок Тони Брайана (Tony Bryan) из другой "оспрейки"
Операционную зону американских канонерок на Янцзы можно разделить на три основных участка – считая от побережья Тихого океана вверх по течению:

Карта Китая, подготовленная в Вест-Пойнте в 1941 г. Янцзы отмечена красным. Из-за огромного 500‑миллионного населения заработная плата в Китае была крайне низкой и царила нищета; в середине 1930‑х гг. ВНП Китая в пересчете на одного человека не превышало 60 юаней, что эквивалентно 400 долларам в 2019 г.
Американский флот впервые выдвинул требования к канонерским лодкам для действий в верховьях Янцзы в 1903 г. Только в 1912 г. инстанции дали ответ в виде ассигнований, выделенных Конгрессом еще в 1898 г. на давно уже отложенную постройку канонерок для Великих озёр. Увеличение бюджета и упрощение конструкции позволили заказать не одну, а сразу две речные канонерки в рамках выделенных изначально 260 000 долларов. «Пэлос» (PG-16) и «Монокейси» (PG-17) были построены в Калифорнии по старому британскому проекту, разобраны, перевезены в Китай и собраны на верфи «Шанхай Док энд Инджениринг Компани» в начале 1914 г.
«Пэлос» и «Монокейси» имели водоизмещение 204 т, длину 50,44 м, осадку 0,76 м и несли две 6-фнт пушки и шесть 7,62-мм пулеметов Льюиса. Две облегченных вертикальных паровых машины системы «компаунд» мощностью 1600 инд. л.с. обеспечивали им скорость 12,3 уз. К сожалению, «Пэлос» и «Монокейси» являлись “устаревшими уже в момент схода со стапеля”. В стремнинах они плохо управлялись, а их низкие вертикальные носы постоянно заливались водой. Тем не менее, «Пэлос» стал первой американской канонеркой, покорившей ущелье Янцзы и 28 августа 1914 г. дошедшей до Чунцина, находящегося в 1400 милях от побережья. За исключением ежегодных визитов в Шанхай на ремонт, «Пэлос» и «Монокейси» вели патрулирование Верхней Янцзы в течение следующих 15 лет.

Речные канонерские лодки «Пэлос» (PG-16/PR-1) и «Монокейси» (PG-17/PR-2) на завершающей стадии постройки на верфи «Мэйр Айленд» в Калифорнии в 1913 г. Позже они были разобраны, перевезены в Шанхай и снова собраны. Разумеется, моряки Патруля Янцзы дали «Пэлосу» и «Монокейси» («Palos» и «Monocacy») прозвища «Пафос» и «Монотонность» («Pathos» и «Monotony»).

«Пэлос» [на сайте navsource утверждается, что это "Монокейси" - прим. пер.] движется в ущелье Янцзы в 1916 г., почти наверняка, управляемая опытным китайским лоцманом. Верховья Янцзы ежегодно уносили около тысячи жизней и, конечно, были усеяны затонувшими останками многих несчастных судов.
19 декабря 1924 г. Конгресс одобрил постройку шести новых канонерских лодок для Янцзы, получивших номера с PG-43 по PG-48 – «Гуам», «Тутуила», «Пэнэй», «Оаху», «Лусон» и «Минданао». Оперативно-технические требования включали установку трех рулей и двух винтов в защитных тоннелях. Флот хотел оснастить их современными и мощными дизельными двигателями, но это оказалось нежелательным с точки зрения снабжения их топливом в Китае. Вместо этого применили паровые машины улучшенной конструкции с нефтяным отоплением. Каждая канонерка несла по две 76-мм зенитных пушки, способных противостоять огню пиратов с высокого берега, а также отражать возможные атаки самолетов, принадлежавших местным военачальникам.

«Пэнэй» (PG-45/PR-5) – самая знаменитая (или печально известная) американская канонерская лодка – во время приемных испытаний, 30 августа 1928 г. «Пэнэй» и пять однотипных кораблей стали последними канонерками для Янцзы, построенными Соединенными Штатами. «Пэнэй» и такая же «Оаху» (PG-46/PR-6) имели длину 58,2 м; однотипные «Лусон» (PG-47/PR-7) и «Минданао» (PG-48/PR‑8) были немного длиннее – 64,3 м, а «Гуам» (PG-43/PR-3) и «Тутуила» (PG-44/PR-4) слегка короче – 48,5 м.
Первой, 28 декабря 1927 г., вошла в строй «Гуам» (PG-43). Вместе с «Пэлосом» и «Монокейси», шесть новых канонерских лодок 15 июля 1928 г. получили новые префиксы PR (River Gunboats) и соответствующие бортовые номера. Две самых маленьких канонерки, «Гуам» (PR-3) и «Тутуила» (PR-4), могли плавать в верховьях Янцзы круглый год, поднимаясь даже выше Чунцина. Четыре крупных канонерки могли действовать в верховьях Янцзы, по большей части, только в полноводный сезон с мая по сентябрь. В целом, шесть новых канонерских лодок нравились экипажам Патруля Янцзы.

Речная канонерская лодка «Пэнэй» (PG-45/PR-5) по состоянию на момент своей гибели выше Нанкина в декабре 1937 г. В 1925 году американский флот заказал строительство всех шести речных канонерок опытной шанхайской верфи «Цзяннань». По каждому из трех похожих проектов было построено по две единицы, слегка различавшихся по размерам. Сами проекты были разработаны специалистами «Цзяннань» по американскому техническому заданию. Все шесть канонерок сошли на воду в 1926 г. Их силовые установки, вспомогательные двигатели, вооружение и стальной набор были доставлены в Шанхай для установки из Соединенных Штатов.
|
</> |