АЛТАРЬ СВОБОДЫ

undefined тоже на эту тему, но чуть подробнее, а я наконец-то понял, что мне все это напоминает. Долго крутилась в голове аналогия, но ускользала, и все-таки поймал...
Если кто помнит серию моих очерков о Парагвайской войне, возможно, вспомнит и упоминание о т.н. Парагвайском легионе. Была такая воинская часть, - всего 226 штыков, - сформированная из парагвайских, как сказали бы сейчас, "людей со светлыми лицами", бежавших за кордон по причине пребывания в оппозиции к "рэжыму Лопеса" и осевших кто в Бразилии, кто в Аргентине на прикорме у тамошних властей.
С восторгом поддержали коалицию, сыграв (как "выразители воли большинства паргвайского народа") важную роль в легитимации "тотальной войны", объявленной Бразилией, а в 1869-м, после падения Асунсьона, организовали "триумвират" - марионеточное "временное правительство", непопулярное настолько, что даже казармы "легионеров" от партизан приходилось защищать бразильским солдатам.
Война, однако, продолжалась: Марискаль ушел в горы, народ, невзирая на лишения, гигантские потери, репрессии и тот очевидный факт, что победить уже нельзя, складывать оружие не собирался, - и тогда один из "триумвиров", Хосе Диас де Бедойя, написал графу д'Э, командующему оккупационной армией, докладную записку, смысл которой заключался (цитирую по публикации Альберто Амерлана) в следующем:
"Для преодоления кризиса, во имя полного и безвозвратного торжества демократии на нашей милой и несчастной земле необходимо уничтожить всех парагвайских мужчин старше 12 лет, а также несколько тысяч женщин в наказание за то, что не заставили мужей, братьев и сыновей отказаться от службы в армии диктатора, несмотря на просьбы полномочных представители угнетенного народа. Только так, Ваша Светлость, вы сможете обеспечить укрепление дружественного Бразилии народного управления в Парагвае, безопасность нового правительства и вечную благодарность нашего народа".
Перед тем, как передать письмо по назначению, сеньор Диас де Бедойя показал его коллегам по "триумвирату", предложив подписать, однако те, - Карлос Лойсага, тоже из "беглых", и Сирило Риварола, до войны ярый оппозиционер, отсидевший в тюрьме, но ушедший на фронт, раненый, взятый в плен и в плену перешедший на сторону бразильцев, - отказались, так что, 15 мая 1870 письмо было передано
графу с одной подписью, а 16 мая зять императора наложил резолюцию: "Выдать негодяю 2000 реалов за услуги и выслать в Буэнос-Айрес, запретив появляться на территории Империи!", - что и было сделано. Несколько позже, 30 августа после заявления о том, что передача Империи 2/3 территории Парагвая с 80% плантаций йерба-матэ, обеспечивавших 90% поступлений в бюджет, это перебор, был (в ночной рубашке) выброшен за аргентинскую границу сеньор Лойсага, а 1 сентября президентом
под присмотром бразильцев "всенародно избрали" сеньора Риваролк, тотчас подписавшего все, что от него потребовали. Умествно отметить, что в выборах приняли участие только "граждане, подтвердившие свою приверженность Свободе" (207 "легионеров" и 132 вернувшихся эмигранта). Прочие 20 тысяч мужчин (2% от довоенного мужского населения) к первым в истории Парагвая демократическим выборам, как "приспешники тирании" и "враги освободителей" допущены не были.
|
</> |