Битва при Доркинге

топ 100 блогов watermelon8307.07.2025 Битва при Доркинге fcacf654-d5f9-404a-850f-65c57c31b0be.png

Громче всех «держи вора!» кричат представители той же почтенной профессии, а англичане накануне Мировой войной любили расписывать гипотетические вторжения на Британские острова, породив жанр Invasion literature.

Начиналось же всё в 1871 году, когда май-баловник, май-чародей веял свежим своим опахалом. В редакцию Blackwood’s Edinburgh Magazine — мрачно-консервативного журнала, где печатались истеричные люди правых взглядов, уволенные за бездарность колониальные чиновники и будущие джингоисты, ковыляющей походкой сапёра вошёл аноним в чине подполковника.

Анонима звали Джордж Томкинс Чесни — военный инженер, он служил в Бенгальской армии, участвовал в подавлении Сипайского восстания, а затем по состоянию здоровья вышел в отставку и занимался теперь двумя вещами: преподаванием и предсказанием будущих ужасов, которые обязательно случатся с Британской империей, если не заняться её вооружёнными силами прямо сейчас, а ещё лучше — вчера.

Доведись подполковнику жить в постсоветской России девяностых годов XX века, и он пришёл бы в газету «Завтра», но вышло, как вышло.

Войдя в издательство, автор многочисленных военных прожектов, неизменно отправляемых под сукно, наконец-то нашёл людей, готовых его выслушать. Рукопись прочли, взяли в печать и выпустили под незатейливым названием «Битва при Доркинге». Успех превзошёл все ожидания — о которых мы, впрочем, можем только догадываться, но кто же из начинающих писателей не мечтает о славе? — и в течение следующих месяцев повесть стала темой номер один.

Восемьдесят тысяч проданных экземпляров только в первые недели, перевод на основные европейские языки, отдельные издания в Новом Свете и британских колониях. Гарри Поттеру и Джоан Роулинг такое и не снилось — чтобы сам премьер-министр отвечал на запросы в парламенте, действительно ли возможно описанное в книге?

О чём же она? Сюжет в общем-то прост, и нечего искать в нём литературных сокровищ: состарившийся очевидец битвы при Доркинге вспоминает в начале двадцатых годов XX века о событиях пятидесятилетней давности.

Тучи на политическом небосклоне сгущались, но Великобритания продолжала наслаждаться миром, слушая успокоительные речи либералов (а не бравых подполковников из Индии). Меж тем, уже отложилась Канада, решившая, что с США ей будет безопаснее, чем с экономящим на армии Лондоном, нарастали центробежные процессы и в остальных владениях Британской империи.

А что же правительство? Бездействует! В этот момент начинается восстание в Индии, куда более опасное, чем Сипайское. Лучшие войска Британии отправляются на подавление, другие всё ещё находятся в Канаде, а неизвестное европейское государство с немецким акцентом уже приступает к внезапному нападению без объявления войны.

(На самом деле разведка доложила точно, но безвластные министры ничего не предприняли, so typical.)

Первому удару подвергаются главные силы Королевского флота, расположившиеся в Ла-Манше. Гордые броненосцы (технически, впрочем, устаревшие, ибо проклятые либералы экономили и на эскадрах) не могут защитить меловых скал Дувра, потому что коварный враг применяет «фатальные машины» — подводные взрывные устройства, то ли мины, то ли торпеды.

Флот уничтожен и неприятель высаживается в Сассексе. Сорок тысяч солдат в пикельхаубе маршируют по английской земле — они эффективны, организованы, метко стреляют и пользуются телеграфом. Британцы телеграфом не пользуются, их командование растеряно, плохо обученные солдаты гарнизонов и ополченцы могут только слепо-храбро гибнуть.

Нарастает паника, жители Юго-Восточной Англии устремляется к Лондону, а остатки армии занимают оборону у Доркинга, где 20 мая разворачивается последнее сражение. Битва непродолжительна, поскольку немецкоговорящий противник обходит с фланга, сминая британскую оборону. Артиллерия разносит батальон за батальоном, управление войсками потеряно и спустя три дня солдаты кайзера победно входят в Лондон.

Англия теряет статус великой державы, теряет Британию, флот и все колонии. Отделяется даже Зеленый остров, на котором — ну кто же не знает этих ирландских пьяниц? — теперь царит анархия. Гибралтар и Мальту забирают себе немцы, заодно занявшие часть английских территорий на манер демилитаризованных зон.

Очевидец-автор не может скрыть дрожи в голосе. «Когда я смотрю на свою страну теперь — её торговля исчезла, фабрики молчат, гавани опустели, всё в нищете и упадке — и вспоминаю, какой была Великобритания в моей юности, я спрашиваю себя: есть ли у меня вообще сердце или хоть капля патриотизма, если я всё это увидел — и ещё живу?»

Самое же обидное, замечает он, так это то, что всё «было так легко предотвратить... мы сами довели до этого — своей близорукой беспечностью», ведь «народ не желал видеть, насколько искусственным было наше процветание — что всё держалось на внешней торговле и финансовом доверии».

...

На «Битву при Доркинге» немедленно ответили «Второй армадой», где уже Британская империя в одну калитку отбивала нападение США и Европы, а вышедший из анонимов подполковник стал генерал-майором и депутатом Палаты общин от консерваторов. Ломались копья, обсуждались возможности, традиция раз в два-три года выпускать что-нибудь военно-апокалиптическое прочно утвердилась.

Принято считать, что жанр Invasion literature закончился в 1918 году, но это, разумеется, не так. Впоследствии он перешёл к американцам и россиянам, мутировав среди последних в «попаданчество» и «военно-фантастическую прозу».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Сегодня прошел по этому участку. Работы там ещё много. По некоторым слабым слухам ...
У меня сегодня выходной день, и как всегда планов громадьё, и как всегда дня будет мало, и борьба между желанием что-то сделать, до чего руки не доходили давно, и желанием вообще ничего не делать пока не имеет победителя... Ах, то ли акварелью пейзажи из окна писать, то ли пирогов испечь.. ...
..про вступительные экзамены из шкилы в шкилу. Опыта у меня нет. Личного опыта вступления тоже нет. Есть наблюдения текущего года из непосредственного общения с участниками. Школимые свалили из муниципальной шкилы на раёни в без номера, экзаменами через лицей ВШЭ, сами, без ансамбля , ...
Напоминалку себе решила выложить. Уставшая я сегодня и сердитая.  А вообще, я белая и пушистая. Как подумаю, что на работе творится, так вся шерсть дыбом становится, и мысль все больше темные.  Но ведь к людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Вот я ...