Агнес ван ден Боссе — художница XV века
lana_1909 — 05.12.2021В прошлом году в своем ЖЖ я написала серию постов о женщинах-художницах старых веков. Самое раннее упоминание о женщине-художнице (найденное мною, конечно, на самом деле может и не так) относится к далекому 12 веку. Это была Геррада Ландсбергская. Хотя художницей в прямом смысле она не была. Она была всего лишь иллюстратором, автором иллюстрированной энциклопедии «Сад утех» (Hortus deliciarum, 1175).
А вот первые «настоящие» художницы начинают упоминаться лишь в 16 веке. И вот в книге Е. Мишаненковой «Средневековье в юбке. Женщины эпохи Средневековья: стереотипы и факты» нашла упоминание о художнице, жившей и творившей раньше. И звали эту художницу Агнес ван ден Боссе.
Нет, нет, не думайте, это не автопортрет Агнес ван ден Боссе. Это просто картинка для заставки. Настоящего портрета художницы не сохранилось. Да и сведений о ней мне удалось найти немного.
Известно, что Агнес ван ден Боссе родилась в Генте, самом большом городе Фламандии. Дата её рождения точно не известна. Исследователи предполагают, что родилась она в период 1435–1440 годов.
Её отец Тристран ван ден Боссе был уважаемым художником Гента. Так же как и брат Ливин. Нет ничего удивительного, что и Агнес занялась семейным бизнесом.
О том, что Агнес ван ден Боссе была не лишена таланта говорит тот факт, что девушку приняли в Гильдию художников Гента. И поручение за неё дал художник Йос ван Гент, тот самый, что выступал поручителем и для одного из наиболее значимых фламандских живописцев XV века Хуго ван дер Гуса.
Про личную жизнь Агнес известно тоже немного. Она вышла замуж за некоего Хейнрика Крэбба, сведений о котором не сохранилось. Можно предположить, что он тоже имел какое-то отношение к Гильдии художников. Потому что браки в те времена обычно совершались между людьми одной профессии. Агнес овдовела в 1468 году. Сведений о других браках не имеется. Так же как и сведений о её детях.
Откуда же известно имя Агнес ван ден Боссе и почему оно дошло до наших дней? В Городском музее города Гента хранится боевой штандарт с Девой и Гентским львом, автором которого является Агнес ван ден Боссе.
Флаг расписан с двух сторон. Выполнен он масляной краской и темперой на льне. По краям украшен шелковой зеленой лентой с вышивкой. Его размеры: ширина — 272,5 см, высота — 104 см.
Флаг был расписан по случаю празднеств в Генте и стал одним из серии флагов, заказанных городом в 1481–1482 годах. Можно предположить, что над этой серией работали и другие художники. А Агнес ван ден Боссе — одной из многих. Причем не из самых значимых.
Потому что флаг написан на льняной ткани, которая является самой простой тканью, используемой для изготовления штандартов.
Давайте рассмотрим флаг подробнее. Тем более что это единственная сохранившаяся работа художницы.
На узком конце флага изображена буква «G».
Изящная готическая позолоченная буква G обозначает город Гент.
На широкой стороне флага — композиция из девушки и льва.
С конца 14 века Гентская Дева была принята жителями Гента как фактический символ города, и его часто помещали на черном поле, чтобы заменить щит белым львом. Жители Гента считали, что Дева выступала в качестве символа города, а безудержный лев выражал боевой дух жителей Гента. Мотив, вероятно, заимствован из стихотворения Баудевейна ван дер Люера (1381 - 82).
Мы видим девушку с длинными светлыми распущенными волосами, одетую в платье из золотой парчи с широкой полосой из меха горностая внизу. Она стоит на ковре из травы, усыпанном цветами.
Девушка на этом флаге одета как готическая принцесса. Горностаевая кайма на подоле и воротнике ее наряда, а также богатая фигурная парча указывают на ее высокий социальный статус, а также на то, какое значение жители Гента придают заметному потреблению текстиля, производимого в их городе. Этот образ Гентской девушки соответствует традиционным готическим стандартам красоты. У нее маленькая грудь, а живот выступает из-под высокой талии. Она носит парчовое платье с узким поясом и узкими рукавами с длинными манжетами. Под платьем она носит нижнее платье с горизонтальным вырезом, что является традиционным стилем для того периода.
Рядом с Гентской девой изображен лев.
Лев изображен в геральдическом стиле красной краской. Изначально на ошейнике льва была нанесена позолота, но со временем она утратилась.
Дайан Вулфталь, современная исследовательница творчества средневековых художниц, отмечает, что работа Агнес ван ден Боссе — произведение не самого высокого качества. А самая большая ценность флага - историческая. Это единственный флаг, нарисованный на холсте, который можно с уверенностью отнести к ранней нидерландской школе, это единственная задокументированная картина фламандской женщины XV века.
|
</> |