"Аэлита", 1924
lana_1909 — 28.11.2021После прочтения романа А. Толстого «Аэлита», захотелось пересмотреть и фильм «Аэлита».
Фильм «Аэлита» снят в 1924 году режиссером Яковом Протазановым на студии «Межрабпом-Русь». Фильм «Аэлита» был первым, созданным этой кинокомпанией.
И еще одно первенство принадлежит этому фильму — он был первым полнометражным фантастическим фильмом, снятым в нашей стране.
Сценарий к фильму написал Фёдор Оцеп, и, надо сказать, что в сценарии мало что осталось от романа Алексея Толстого.
А вообще, интересное дело. Роман был издан в 1923 году, а уже через год вышла его экранизация. Быстро работали. А ведь фильм не так уж прост. Особенно в его сценическом оформлении.
Фильм и роман
Как я уже написала, в фильме мало что осталось от романа. Даже в самом важном моменте. Если в романе Лось и Гусев летали на Марс, то в фильме все эпизоды, связанные с Марсом, происходят в фантазиях инженера Лося.
Кардинально изменена романтическая история. Никакой возвышенной любви между марсианкой и землянином нет. Да и сама Аэлита в фильме представлена еще той стервой.
Лось же оказался порядочным семейным человеком, хотя порой и с неподобающим советскому человеку поведением. Жена, смерть которой «романный» Лось трагически переживал, в фильме жива и здорова и честно трудится во благо советской родины.
В фильме появились и другие герои, которых не было в романе. Например, продажный номенклатурный работник Эрлих и его жена, горе-сыщик Кравцов, играющие важную роль в сюжете фильма.
Структура фильма
Фильм «Аэлита» условно можно представить как «два в одном». Эпизоды, происходящие в Москве, чередуются с марсианскими. Причем, каждый из них представлен как фантазии то Лося (марсианские), то Аэлиты (земные).
Жизнь 20-х годов представлена интересно. Игровые эпизоды совмещены с почти документальными кадрами. Транспорт, улицы, жители города проходят перед глазами зрителя, создавая историю времени. Это очень ценные кадры.
В фильме отражены и исторические реалии. Грандиозные стройки, зарождение НЭПа. Различие между жизнью простых жителей и подпольных богачей показана в фильме хорошо.
Коротенький эпизод с туфельками посетительниц ресторана и лапти крестьянок, приехавших в Москву говорит больше, чем целые исторические тома.
Совершенно другие «марсианские» эпизоды. Они сняты во все больше входившим в популярность стиле конструктивизма. Марсианские декорации были выполнены советским художником и сценографом Виктором Симовым.
Марс выглядит таким, каким изображали проекты будущего тогдашние авангардисты. Каменный город, стремящийся ввысь, с множеством геометрических деталей: дверей-треугольников, прямоугольных лестниц, мостов с идеальной полукруглой формой.
Отдельно хочется поговорить о костюмах к фильму «Аэлита». Изначально над костюмами работал Исаак Рабинович, художник по костюмам МХАТа, затем пригласили Александру Экстер, одну из «амазонок авангарда», художника Камерного театра Александра Таирова. Консультации по костюмам им давала Надежда Ламанова — одна из первых российских и советских модельеров, в ее ателье мод шили наряды еще для царской семьи.
Эскизы Экстер к костюмам были выполнены в духе работ авангардистов начала ХХ века: четкие прямые линии, геометричность форм, цилиндры, круги и кубы. Она не боялась экспериментов и при изготовлении костюмов использовала самые неожиданные материалы: картон, металл и пластик.
Одним из интереснейших элементов ее работы стали головные уборы марсиан: планетарные кольца и жезлы у Аэлиты, шлем Тускуба, делающий его похожим на Кащея из детских сказок, шапки-коробки у роботов-солдат, замысловатая спираль у служанки Ихошки.
Актеры
Режиссер Яков Протазанов всегда славился умелым подбором актеров. И фильм «Аэлита» не стал исключением. Ему удалось собрать для съемок потрясающий актерский состав.
Незабываема в фильме Юлия Солнцева, исполнившая в фильме роль Аэлиты, королевы Марса.
Это первая роль Солнцевой в кинематографе и справилась она с ней великолепно.
Первой в кино была и роль Наташи, жены Лося, для актрисы Валентины Куинджи.
Если и Солнцева, и Куинджи отметились в будущем еще и в других фильмах, то для Александры Перегонец роль очаровательной Игошки, служанки Аэлиты, оказалась единственной в кино.
Не менее запоминающие и мужские роли в фильме.
Николай Баталов в роли красноармейца Гусева.
А разве можно забыть горе-сыщика Кравцова, роль которого исполнил гениальный Игорь Ильинский (тоже первая роль в кино)
Значение фильма
Почти сто лет прошло со времени создания фильма, а он до сих пор смотрится с большим интересом. Да, фильм черно-белый. Да, фильм немой. Но не смотря на это, вполне современный.
Кстати, по выходу фильма он в России не имел большого успеха. Долгое время его считали не заслуживающим особого внимания неудачным коммерческим экспериментом.
Зато за рубежом фильм был оценен очень высоко, считается классикой кинематографа, досконально изучается студентами и историками кинематографа, считается одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино.