рейтинг блогов

Африканский вояж

топ 100 блогов vikond6524.11.2022 Африканский вояж LZF-102-0001.jpg

Ровно 105 лет назад, 24 ноября 1917 года, завершился уникальный беспосадочный полет дирижабля  "Цеппелин" LZ-104 из Болгарии в экваториальную Африку и обратно. Целью экспедиции была доставка оружия, боеприпасов и медикаментов колониальным войскам генерала Пауля фон Леттов-Форбека, которые уже более трех лет в полной изоляции защищали от англичан колонию Танганика, она же - Германская Восточная Африка.

Появление в 1917 году дирижаблей нового типа, обладавших большой дальностью и грузоподъемностью, сделало возможным доставку в Танганику припасов по воздуху, несмотря на то что ближайшую немецкую авиабазу в болгарском городе Ямбол отделяло от этой колонии более шести тысяч километров.

Правда, лететь можно было только в один конец, так как на обратную дорогу даже новейшим воздушным кораблям объемом 68 тысяч кубометров не хватало горючего. Команду LZ-104 набрали из добровольцев, знавших, что после приземления у них не будет шансов вернуться, по крайней мере, до конца войны. Однако осенью 1917 года в Германии многие еще верили в победу, поэтому в добровольцах недостатка не было и экпиаж в составе 22 человек сформировали без проблем.

В бомбовые отсеки дирижабля вместо бомб загрузили 383 тысячи патронов, частично набитых в пулеметные ленты, 30 пулеметов со сменными стволами, 60 мешков с бинтами и лекарствами, а также - запчасти и аккумуляторы для радиостанций, машинки для снаряжения пулеметных лент, швейные принадлежности, ножи-мачете, инструменты и другие полезные вещи. Общий вес "гостинцев" составлял 15 тонн. После приземления дирижабль предполагалось разобрать, чтобы использовать детали его каркаса и полотняную обшивку для постройки жилищ, а двигатели - для электрогенераторов.

Старт LZ-104 трижды откладывали из-за неблагоприятных погодных условий, но утром 21 ноября он все-таки взлетел и направился на юг над Средиземным морем. Через сутки воздушный корабль достиг побережья Египта и продолжил маршрут. Казалось, что все идет по плану и еще через два дня дирижабль доберется до цели. Однако немцы не знали, что англичане давно раскрыли шифр, применявшийся в радиопереговорах с Леттов-Форбеком. Поэтому у них имелась вся информация о вылете дирижабля, его маршруте и месте назначения.

Разумеется, они приняли меры, чтобы сорвать доставку. 23 ноября, когда LZ-104 был уже над Суданом, пройдя более половины пути, на нем приняли экстренную радиограмму из Танганики. Леттов-Форбек сообщал, что британские орудия произвели массированный огневой налет на подготовленную площадку для посадки дирижабля, а потом ее атаковали английские войска. Немцы не смогли удержаться и отошли в труднодоступную горную местность.

Таким образом, садиться стало негде. Посовещавшись, команда решила возвращаться. Вечером 24 ноября воздушный корабль вернулся в Ямбол. Впоследствии решение экипажа было признано разумным и никакого наказания за невыполнение приказа воздухоплаватели не понесли. За время полета LZ-104 преодолел в оба конца 6800 километров, что стало абсолютным мировым рекордом дальности для летательных аппаратов, продержавшимся до 1924 года. Но в разгар Мировой войны на это никто не обратил внимания.

А дальнейшая судьба "африканского" дирижабля сложилась трагично, как и у многих его "коллег". 7 апреля 1918 года он по невыясненной причине взорвался в воздухе над Адриатическим морем. Никто из членов экипажа не выжил. Предположительной причиной катастрофы стал удар молнии или замыкание в электросистеме. Качественных фотографий общего вида LZ-104 не сохранилось, поэтому на заставочном фото его "брат-близнец" LZ-103.

Африканский вояж 17d87ce07d89a689e306ea14457b5e5e.jpg

 Генерал-майор Леттов-Форбек и его бойцы, из которых более 90% были неграми. Несмотря на отсутствие снабжения, они продержались в джунглях до конца войны и капитулировали только 23 ноября 1918 года, через две недели после подписания Компьенского перемирия. В 1919 году бравый генерал вернулся в Германию.

Африканский вояж The-crew-of-LZ-104-1024x755.jpg
 Экипаж LZ-104 возде носовой гондолы. Этот дирижабль относился к флоту, поэтому все воздухоплаватели носили военно-морскую униформу.

Африканский вояж luftschiff-59_01.jpgМаршрут полета дирижабля LZ-104 и его командный пункт со штурвалом.

Африканский вояж luftschiff-59_03.jpg
 LZ-104 выводят из эллинга.

Африканский вояж afrikasd.jpgРазрез LZ-104. Внутри корпуса видны емкости с водородом. Ради экономии веса этот дирижабль не окрашивался (краска на такой огромной "туше" с площадью поверхности более 17 тысяч квадратных метров потянула бы на центнеры) и имел желтоватый цвет полотна, пропитанного аэролаком.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На мой взгляд, не стоит спешить с вводом наших сухопутных войск в Газу и проведением наземной операции В подземных туннелях, которыми перерыта Газа на сотни километров, пока сидят тысячи террористов в ожидании ввода израильских войск. Они надеются внезапными вылазками из под земли ...
Четвертый задавальник - за весенний семестр второго курса. В оформлении - какое-то подобие вакуумно-люминесцентных 16-сегментных индикаторов. Семестр начинается бодро, масса лабораторных работ, причем у факультетов появляется все больше своих уникальных предметов: ...
А у нас опять рубрика разоблачения всякой ереси, скачущей по стенкам в соцсетях. На этот раз отметился Андрюша. Вот смотри, Андрюша. Давай посмотрим на мир глазами таких из себя просвещенных людей, свободных от религиозного мракобесия и всего такого. Я, к счастью, не настолько ...
Все-таки запад Украины значительно религиознее чем то к чему я привык в своей предыдущей жизни на востоке. Поначалу меня очень удивляла привычка здороваться словами "слава Ісусу Христу". А уж как я был впечатлен когда вживую увидел семью которая начинала ужин с молитвы. До того такое ...
Обедал когда, рядом один индиец у двух других индиек спрашивает, как на их языке будет "пожалуйста" (забыл уже); я спросил, о каком языке речь - гуджарати; спросил, это индо-европейский? Тут меня срезали. Мол, индоевропейские и дравидские языки были ...