рейтинг блогов

Африканский вояж

топ 100 блогов vikond6524.11.2022 Африканский вояж LZF-102-0001.jpg

Ровно 105 лет назад, 24 ноября 1917 года, завершился уникальный беспосадочный полет дирижабля  "Цеппелин" LZ-104 из Болгарии в экваториальную Африку и обратно. Целью экспедиции была доставка оружия, боеприпасов и медикаментов колониальным войскам генерала Пауля фон Леттов-Форбека, которые уже более трех лет в полной изоляции защищали от англичан колонию Танганика, она же - Германская Восточная Африка.

Появление в 1917 году дирижаблей нового типа, обладавших большой дальностью и грузоподъемностью, сделало возможным доставку в Танганику припасов по воздуху, несмотря на то что ближайшую немецкую авиабазу в болгарском городе Ямбол отделяло от этой колонии более шести тысяч километров.

Правда, лететь можно было только в один конец, так как на обратную дорогу даже новейшим воздушным кораблям объемом 68 тысяч кубометров не хватало горючего. Команду LZ-104 набрали из добровольцев, знавших, что после приземления у них не будет шансов вернуться, по крайней мере, до конца войны. Однако осенью 1917 года в Германии многие еще верили в победу, поэтому в добровольцах недостатка не было и экпиаж в составе 22 человек сформировали без проблем.

В бомбовые отсеки дирижабля вместо бомб загрузили 383 тысячи патронов, частично набитых в пулеметные ленты, 30 пулеметов со сменными стволами, 60 мешков с бинтами и лекарствами, а также - запчасти и аккумуляторы для радиостанций, машинки для снаряжения пулеметных лент, швейные принадлежности, ножи-мачете, инструменты и другие полезные вещи. Общий вес "гостинцев" составлял 15 тонн. После приземления дирижабль предполагалось разобрать, чтобы использовать детали его каркаса и полотняную обшивку для постройки жилищ, а двигатели - для электрогенераторов.

Старт LZ-104 трижды откладывали из-за неблагоприятных погодных условий, но утром 21 ноября он все-таки взлетел и направился на юг над Средиземным морем. Через сутки воздушный корабль достиг побережья Египта и продолжил маршрут. Казалось, что все идет по плану и еще через два дня дирижабль доберется до цели. Однако немцы не знали, что англичане давно раскрыли шифр, применявшийся в радиопереговорах с Леттов-Форбеком. Поэтому у них имелась вся информация о вылете дирижабля, его маршруте и месте назначения.

Разумеется, они приняли меры, чтобы сорвать доставку. 23 ноября, когда LZ-104 был уже над Суданом, пройдя более половины пути, на нем приняли экстренную радиограмму из Танганики. Леттов-Форбек сообщал, что британские орудия произвели массированный огневой налет на подготовленную площадку для посадки дирижабля, а потом ее атаковали английские войска. Немцы не смогли удержаться и отошли в труднодоступную горную местность.

Таким образом, садиться стало негде. Посовещавшись, команда решила возвращаться. Вечером 24 ноября воздушный корабль вернулся в Ямбол. Впоследствии решение экипажа было признано разумным и никакого наказания за невыполнение приказа воздухоплаватели не понесли. За время полета LZ-104 преодолел в оба конца 6800 километров, что стало абсолютным мировым рекордом дальности для летательных аппаратов, продержавшимся до 1924 года. Но в разгар Мировой войны на это никто не обратил внимания.

А дальнейшая судьба "африканского" дирижабля сложилась трагично, как и у многих его "коллег". 7 апреля 1918 года он по невыясненной причине взорвался в воздухе над Адриатическим морем. Никто из членов экипажа не выжил. Предположительной причиной катастрофы стал удар молнии или замыкание в электросистеме. Качественных фотографий общего вида LZ-104 не сохранилось, поэтому на заставочном фото его "брат-близнец" LZ-103.

Африканский вояж 17d87ce07d89a689e306ea14457b5e5e.jpg

 Генерал-майор Леттов-Форбек и его бойцы, из которых более 90% были неграми. Несмотря на отсутствие снабжения, они продержались в джунглях до конца войны и капитулировали только 23 ноября 1918 года, через две недели после подписания Компьенского перемирия. В 1919 году бравый генерал вернулся в Германию.

Африканский вояж The-crew-of-LZ-104-1024x755.jpg
 Экипаж LZ-104 возде носовой гондолы. Этот дирижабль относился к флоту, поэтому все воздухоплаватели носили военно-морскую униформу.

Африканский вояж luftschiff-59_01.jpgМаршрут полета дирижабля LZ-104 и его командный пункт со штурвалом.

Африканский вояж luftschiff-59_03.jpg
 LZ-104 выводят из эллинга.

Африканский вояж afrikasd.jpgРазрез LZ-104. Внутри корпуса видны емкости с водородом. Ради экономии веса этот дирижабль не окрашивался (краска на такой огромной "туше" с площадью поверхности более 17 тысяч квадратных метров потянула бы на центнеры) и имел желтоватый цвет полотна, пропитанного аэролаком.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно мы всей семьей снова посетили агропарк с лавандовыми полями, о котором я рассказывала в прошлом году. Конечно, от лаванды в это время года там мало что осталось, зато "красою тихою, блистающей смиренно" взор радовали бесконечные поля гортензий. Согласитесь: даже одна ...
Сдам 2-х комнатную квартиру в сталинском доме от метро 2 мин пешком,м.Октябрьскоеполе ул.Маршала Бирюзова д.8к2 3/5 этажного дома кух.9 комн.16-12 с балконом окна во двор,красивый двор во дворе фонтан, по мебели стенка диван и шкаф во второй ...
Прямо у входа в наш дом совершенно неожиданно, но решительно началась осень! 1. Для более яркого предъявления своей красоты она выбрала машину Серого. 2. Наверное, потому что на серебристом фоне моего автомобиля листья выглядят не так контрастно 3. и ярко. 4. Ночью шел ...
П.С. Что тут ...
Все говорят: ты должен есть в тишине, жевать, как следует и думать в это время только о пище. Как скучно, ребя, это делать без телека и компа! Вот трепаться во время еды я почему-то не особо. Я проглотила сотни книг в детстве, одновременно сгрызая ...