рейтинг блогов

Африканский вояж

топ 100 блогов vikond6524.11.2022 Африканский вояж LZF-102-0001.jpg

Ровно 105 лет назад, 24 ноября 1917 года, завершился уникальный беспосадочный полет дирижабля  "Цеппелин" LZ-104 из Болгарии в экваториальную Африку и обратно. Целью экспедиции была доставка оружия, боеприпасов и медикаментов колониальным войскам генерала Пауля фон Леттов-Форбека, которые уже более трех лет в полной изоляции защищали от англичан колонию Танганика, она же - Германская Восточная Африка.

Появление в 1917 году дирижаблей нового типа, обладавших большой дальностью и грузоподъемностью, сделало возможным доставку в Танганику припасов по воздуху, несмотря на то что ближайшую немецкую авиабазу в болгарском городе Ямбол отделяло от этой колонии более шести тысяч километров.

Правда, лететь можно было только в один конец, так как на обратную дорогу даже новейшим воздушным кораблям объемом 68 тысяч кубометров не хватало горючего. Команду LZ-104 набрали из добровольцев, знавших, что после приземления у них не будет шансов вернуться, по крайней мере, до конца войны. Однако осенью 1917 года в Германии многие еще верили в победу, поэтому в добровольцах недостатка не было и экпиаж в составе 22 человек сформировали без проблем.

В бомбовые отсеки дирижабля вместо бомб загрузили 383 тысячи патронов, частично набитых в пулеметные ленты, 30 пулеметов со сменными стволами, 60 мешков с бинтами и лекарствами, а также - запчасти и аккумуляторы для радиостанций, машинки для снаряжения пулеметных лент, швейные принадлежности, ножи-мачете, инструменты и другие полезные вещи. Общий вес "гостинцев" составлял 15 тонн. После приземления дирижабль предполагалось разобрать, чтобы использовать детали его каркаса и полотняную обшивку для постройки жилищ, а двигатели - для электрогенераторов.

Старт LZ-104 трижды откладывали из-за неблагоприятных погодных условий, но утром 21 ноября он все-таки взлетел и направился на юг над Средиземным морем. Через сутки воздушный корабль достиг побережья Египта и продолжил маршрут. Казалось, что все идет по плану и еще через два дня дирижабль доберется до цели. Однако немцы не знали, что англичане давно раскрыли шифр, применявшийся в радиопереговорах с Леттов-Форбеком. Поэтому у них имелась вся информация о вылете дирижабля, его маршруте и месте назначения.

Разумеется, они приняли меры, чтобы сорвать доставку. 23 ноября, когда LZ-104 был уже над Суданом, пройдя более половины пути, на нем приняли экстренную радиограмму из Танганики. Леттов-Форбек сообщал, что британские орудия произвели массированный огневой налет на подготовленную площадку для посадки дирижабля, а потом ее атаковали английские войска. Немцы не смогли удержаться и отошли в труднодоступную горную местность.

Таким образом, садиться стало негде. Посовещавшись, команда решила возвращаться. Вечером 24 ноября воздушный корабль вернулся в Ямбол. Впоследствии решение экипажа было признано разумным и никакого наказания за невыполнение приказа воздухоплаватели не понесли. За время полета LZ-104 преодолел в оба конца 6800 километров, что стало абсолютным мировым рекордом дальности для летательных аппаратов, продержавшимся до 1924 года. Но в разгар Мировой войны на это никто не обратил внимания.

А дальнейшая судьба "африканского" дирижабля сложилась трагично, как и у многих его "коллег". 7 апреля 1918 года он по невыясненной причине взорвался в воздухе над Адриатическим морем. Никто из членов экипажа не выжил. Предположительной причиной катастрофы стал удар молнии или замыкание в электросистеме. Качественных фотографий общего вида LZ-104 не сохранилось, поэтому на заставочном фото его "брат-близнец" LZ-103.

Африканский вояж 17d87ce07d89a689e306ea14457b5e5e.jpg

 Генерал-майор Леттов-Форбек и его бойцы, из которых более 90% были неграми. Несмотря на отсутствие снабжения, они продержались в джунглях до конца войны и капитулировали только 23 ноября 1918 года, через две недели после подписания Компьенского перемирия. В 1919 году бравый генерал вернулся в Германию.

Африканский вояж The-crew-of-LZ-104-1024x755.jpg
 Экипаж LZ-104 возде носовой гондолы. Этот дирижабль относился к флоту, поэтому все воздухоплаватели носили военно-морскую униформу.

Африканский вояж luftschiff-59_01.jpgМаршрут полета дирижабля LZ-104 и его командный пункт со штурвалом.

Африканский вояж luftschiff-59_03.jpg
 LZ-104 выводят из эллинга.

Африканский вояж afrikasd.jpgРазрез LZ-104. Внутри корпуса видны емкости с водородом. Ради экономии веса этот дирижабль не окрашивался (краска на такой огромной "туше" с площадью поверхности более 17 тысяч квадратных метров потянула бы на центнеры) и имел желтоватый цвет полотна, пропитанного аэролаком.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Украинцы! Вот вы в тик токе активно лайкаете проход войск США по Одессе. У меня просто вопрос - вы всерьёз считаете что в случае войны США способны успешно воевать за вас? Мой ответ - США не способны грамотно зачистить даже 37 000 000 нищих, почти не вооруженных нормально афганцев. Амеры ...
Вчера ночью прошла граффити-акция Молодёжного комитета «Солидарности». ...
УШИ KALAKAZO: "☝️ Как называется синдром, когда человек с особой периодичностью производит навязчивые мысли? Правильно, обсессия или синдром навязчивых идей. В таком состоянии пациент неспособен избавиться от обсессивных размышлений, они управляют ими, он ими живет и день, и ночь. ...
Я сегодня плакала из-за кураги. Нет, я не опечаталась, именно из-за кураги. Желтенькой такой фигни. Сушеных абрикосов. Вкусное узбекское начало, или явление кураги. Дело было так: к нам на работу приходит узбек. Не, не тот узбек, с которым секс , другой. Что-то у меня много на ...
Несколько новых артов от Asterisk Kome ^_^ У капитана кончились сигареты. Капитан вообще - лучшая из постоянных героинь автора ^_^ Ещё капитан. Птички веселятся. Колониальная птичка. Птичка холодной войны. Современная птичка. Зимняя ...