Роковой окурочек


Ровно 35 лет назад, вечером 18 ноября 1987 года, произошла одна из крупнейших катастроф в истории метрополитена. В эскалаторном тоннеле лондонской станции "Кингс-Кросс" вспыхнул пожар, в котором погиб 31 человек и еще около сотни получили тяжелые ожоги и отравления угарным газом. Согласно выводам следственной комиссии, наиболее вероятной причиной пожара стал непогашенный окурок или спичка, брошенная кем-то из пассажиров и провалившаяся между ступеней эскалатора.
К тому моменту на дне тоннеля лежали кучи мусора, щедро политого капавшим с эскалаторов машинным маслом и представлявшего собой отличную горючую смесь. Этот мусор копился много лет, с тех пор как руководство лондонской подземки ради экономии уволило большинство уборщиков. На станции "Кингс-Кросс" их число сократилось с двенадцати до двух в смену, а оставшиеся едва справлялись с поддержанием относительной чистоты на платформах. В другие места они даже не заглядывали.
Сейчас это покажется дикостью, но вплоть до 1985 года в лондонской подземке разрешалось курить, причем не только на платформах в переходах и вестибюлях, но даже на эскалаторах. В феврале 1985-го произошел пожар на станции "Оксфорд", к счастью не повлекший человеческих жертв и вызванный брошенной сигаретой.
После этого курение в метро запретили, но штрафы за нарушение запрета были ничтожны, а за его соблюдением никто не следил, так как под сокращение попали не только уборщики, но и дежурные по станциям. Поэтому курильщики дружно игнорировали новые правила и продолжали дымить как ни в чем не бывало, пока не случилась трагедия.
В наклонном эскалаторном тоннеле, на дно которого упала горящая сигарета или спичка, снизу вверх идет постоянный ток воздуха, из-за которого он работает как вытяжная труба. Этот воздушный поток моментально раздул возгорание, а уже через 20-30 секунд пламя перекинулось на деревянные ступени и пропитанные горючим лаком фанерные стенки эскалатора.
А еще через несколько секунд вспыхнули 20 слоев масляной краски, покрывавшей перекрытие тоннеля, а также - укрепленные на нем многочисленные рекламные панели с бумажными плакатами. Образовалось сплошная стена огня, которую тем же потоком воздуха выбросило как из огнемета в наземный кассовый вестибюль, встроенный в здание железнодорожного вокзала "Кингс-Кросс". Именно там погибло большинство жертв катастрофы. К счастью, она произошла не в час пик, иначе, пострадавших было бы гораздо больше.
Огонь удалось потушить лишь через несколько часов, но при этом погиб командир лондонской пожарной бригады Колин Таунсли, чье обугленное тело было найдено на следующий день возле билетных касс. А непосредственного виновника катастрофы так и не нашли. После этого кошмара британские власти резко ужесточили наказания за курение в метро и распрядились заменить горючие материалы в конструкции эскалаторов негорючими.
На заставке - современное фото вокзала "Кингс-Кросс", в который встроен наземный вестибюль одноименной станции метро.

Пожарные машины возле здания вокзала, освещенного пламенем. Снимок сделан в ночь с 18 на 19 ноября 1987 года.

Кассовый вестибюль и эскалаторы после пожара.

Типичный деревянный эскалатор лондонской подземки. Сейчас таких уже не осталось.
|
</> |