A la guerre
auvasilev — 15.09.2022 Я, наверное, плохой человек. Да, что там «наверное». Если уж я сам, тот, кто любит себя больше всех, столь сильно сомневаюсь, то при любом малейшем смещении точки зрения тут уже точно будет «наверняка». Но что, собственно, больше всего утверждает меня в таком мнении?Хотя я родился уже давно, для многих так и вовсе слишком давно, но всё равно это было через целых девять лет после окончания Войны и сам я её не застал. Однако вырос в окружении людей, которые в той иной иной степени, в основном достаточно серьезно, от неё пострадали. Даже мой дед Вячеслав Васильев, который, вроде бы, как сидел в лагере на Колыме с тридцать пятого, так и продолжал сидеть даже после моего рождения, вспоминал о значительном ужесточении условий в военное время, не говоря уже о том, что во многом из-за этого ужесточения тогда в тех же лагерях погибла его жена, моя бабка.
Потому с самого раннего детства фраза, так пронзительно позднее прозвучавшая в «Пяти вечерах», «Лишь бы не было войны» - отнюдь не кинематографический прием, а самая что ни на есть реальная основа всего жизненного фона тех лет. И действительно, всё, что угодно, любые сложности и мерзости, любой уровень материальной, духовной и интеллектуальной жизни, но, лишь бы не было войны.
Шли годы. Конечно, что-то менялась и в моих мыслях, и в моих чувствах. Но ещё даже всего немного более десяти лет назад, когда я случайно где-то наткнулся на высказывание Дмитрия Быкова, что бывают вещи и по ценнее человеческой жизни, то отреагировал довольно резко и неприязненно. Мол, возможно, и бывают, но подобное человек может сказать и решать только о жизни собственной, а чужая всегда должна оставаться для него ценностью самой высокой.
Нет, не то, что я столь кардинально изменил свое мнение, что теперь могу себе позволить судить, насколько ценна жизнь другого человека. Но вот «лишь бы не было войны» перестало быть для меня абсолютной аксиомой. Я даже не знаю, изменение это мировоззрения или просто к старости чувства и эмоции стали другими. Но автоматический, не всегда осознанный анализ опыта прожитых лет привел к тому, что «мир любой ценой» перестал меня устраивать.
Дистиллированный и абсолютный пацифизм, вполне возможно, прекрасен и благороден, но как-то не получается к нему приобщиться. Более того, с годами движение идет как раз в обратную сторону. Это и приводит меня к выводу о сомнительности моих человеческих качеств, с которого я и начал.
И, вероятно, это не прямо связано, но для меня близко и почти неразделимо. Когда я ещё лет в шестнадцать первый раз прочел «Слово о законе и благодати», то был восхищен его нравственным посылом и безусловно согласен с митрополитом Иларионом о верховенстве благодати над законом. Но основная часть моей разумной жизни и прошла в процессе трансформации этой идеи. И сейчас я полностью на стороне Измаила, которой мне неизмеримо ближе, чем Исаак.
Думаю, я окончательно вернулся к Закону. Потому вряд ли надо мной простирается благодать.
|
</> |