.

Да потому что это - лишь одно из проявлений распространённого шаблона мышления. И я постоянно встречаю другие его проявления. Ну вот скажем, есть интервью - точно есть, вы уж сами найдите - Милы Кунис (родившейся в СССР на Украине), где она говорит, что в детстве верила, что Винни-Пуха придумали в Союзе. Вот некий "средний советский ребёнок", и она совершенно не задумывалась, что где-то в мире есть Англия, что там жил автор книги, что это был английский текст, из которого лишь позже сделали фильм, итд. Это не осознавалось. Я кстати, когда в детстве читал, сразу обратил внимание на автора. Правда я постарше был, лет в десять-одиннадцать. А кто-то не обращает, это обыденно.
Яркие проявления, которым нет числа, - гордость за некие "достижения", при том, что контекст достижений не осознаётся совершенно. Например, сколько русских знают о том, что "Василий Ливанов - лучший Шерлок Холмс всех времён и народов"? Думаю, процентов 95. А теперь задайте вопрос всем этим процентам: в каком году произошло это признание? В рамках какого соревнования, опроса, конкурса? Королева, да? Прямо на заседании английского совмина, что ли? А королева у нас кто, главный киноман Европы? Она же не Путин, чтобы блистательно разбираться абсолютно во всём, как мы сейчас видим. А с кем сравнивали? Кто участвовал? Кто на втором месте? А кого из западных холмсов видел гордящийся? Вопросы-то очевидные. Осмелюсь верить, что уже далеко не 95% смогут ответить что-либо внятное. Но это их не останавливает.
Ну и там, "песня русской группы покорила весь ютуб" - опять же, при полном неведении говорящих, что значит "покорила", с кем соревновалась, в каком стиле написана, что в этом стиле написано за 40 лет в Британии, и проч. ТАРПЕДА ЧЕМПИОН, понимаете ли.
Это же не единичное явление. Повторю: я-то постоянно обращаю внимание на такие штуки. А кто внимание не обращал, тот, конечно, начинает скрупулёзно проверять факты. Ну и молодцы, согласен. Доверяй, но проверяй.
*
Дальше можно попинать эту тему. Например, я совсем не утверждаю, что это исключительно русское явление. Да боже упаси. Другое дело, что речь-то идёт о явном подражании зарубежным образцам. И Холмса, и Пуха, и синт-поп не в России придумали. И тут, понимаете, если синт-поп на самом деле родился в Европе, они там имеют моральное право ни черта чужого не знать. Так и то знают о наших порой больше, чем мы сами.
Дальше, есть разные модели обращения с чужим наследством. Можно явно сохранять все ссылки на источник: "А сейчас мы послушаем сказку итальянского писателя..." Можно конгениально переводить. Можно адаптировать, изготовлять то же самое, только своё. Калькировать стиль и технику, но менять сюжет, персонажей, имена...
Но вообще я не хотел останавливаться на этом вопросе. Тут картина ясна, на мой вкус.
|
</> |