
7 дней в США. Краткий отчёт


Перелёт
Лететь в Штаты можно было напрямую, однако особенности нашей поездки были таковы, что прилететь мы должны были в Детройт, а улететь - из Лос-Анджелеса, и потому мы выбрали Эйрфранс и стыковочный рейс через Париж. Надо отметить, что эта авиакомпания задержала самолёты и на пути туда, и обратно: в Шарль-де-Голле нас вынудили тусоваться 2 лишних часа, а рейс из LA отложили на 3. В последнем случае на регистрации выдали компенсационный талончик на 10 долларов: его можно было реализовать в любом из ресторанов зала ожидания, но только при покупке еды или безалкогольных напитков, а вот пиво продавали лишь за реальные деньги. Что касается цен, то, например, весьма посредственная небольшая пицца стоит в LAX более 10-ти долларов.
Рейс из Москвы в Париж отправлялся рано утром, так что проснуться пришлось часа в 4. Самолёт был полупустой и удалось даже поспать на свободном ряду из 3-х кресел, а длился перелёт примерно 3,5 часа. Из Парижа самолёт уже летел туго набитым - примерно 9 часов, и в итоге мы приземлились в Детройте приблизительно в 7 вечера по местному времени.
Обратный путь в Париж длился уже порядка 11-ти часов и нам достался Боинг - гораздо менее комфортабельный самолёт, чем Аэробус. Французы раздают пледы, подушки, наушники и можно бесплатно посмотреть несколько десятков фильмов (без перевода на русский), достаточно ровно относятся к распитию напитков нашими пассажирами - за руку никого не хватали, а также угощают вином и пивом.
В целом могу сказать, что перелёт тяжёлый, поскольку кресла экономического класса не ориентированы на многочасовое сидение. И дело не в размере, не в тесноте, а вообще в эргономике, и если вы летите не на ПМЖ, то лучше подумать о премиальных местах.
Контроль на границе
Несмотря на прибытие не в самое позднее время (7 вечера по местному), Детройтский аэропорт был пустынным и в кабинках трудилось всего четверо контролёров. Среди парижских пассажиров было много восточных людей и их долго расспрашивали, сдерживая очередь и не открывая для американских граждан отдельных проходов, хотя такие имелись. Молодой офицер весело задал вопросы, для чего я приехал, где остановлюсь и надолго ли, и к заявленному мной сроку в иммиграционной карточке прибавил ещё семь дней. Карточку эту он совершенно бесцеремонно степлером присобачил к моему паспорту и с улыбкой сказал "Добро пожаловать в Америку!" На том и простились.

Отели
Мы пожили в трёх гостиницах, так что общие черты могу выделить. Прежде всего, приходится осваивать кондиционер - он градуирован в Фаренгейтах, так что приходится экспериментировать (разумеется, если только вы - не ботан, который вооружился таблицами пересчёта). Мне было комфортно примерно при 74-ёх градусах. В Вегасе стоял архаичный аппарат в виде шляпки древнего будильника с двумя рычажками - включить/выключить и тепло/холодно.
Все выключатели везде сделаны в лучших канонах 50-х - одинокий штырь из стены. Все унитазы - "наливного" типа, в которых стоит вода: минус такого клозета в том, что мочиться по-мужски, то есть стоя, проблематично, поскольку случаются брызги :) Все ванные представляют собой нечто среднее между нормальной, человеческой ванной и полом душевой кабинки - коротенькие неглубокие корытца, великоватые для стояния и явно дискомфортные, чтобы полежать. Самая важная особенность - в ванной не регулируется скорость подачи воды - вы выбираете только температуру!
Европейских розеток ни в одном номере не было, так что пригодился переходник, купленный "на этапе" в Париже. Все гостиницы были оснащены вайфаем и проводным интернетом, но в Детройте и Вегасе нас ждали хамские условия: 13 долларов в сутки за пользование весьма посредственным беспроводным каналом. Казалось бы, Штаты должны быть полностью и, главное, качественно, интернетизированы, но проблемы есть. В LA интернет был бесплатным и хорошим - можно было спокойно беседовать по скайпу через телефон.

Детройт
Этот город встретил нас зимой - градусов 7 мороза, ветер… Мрачные тучи, высокие здания 70-х годов, пустые дороги в любое время суток и почти ни одного пешехода - грустная картина. Город переживает время упадка - население планомерно перебирается в пригороды, и это продолжается с 50-х годов. Несколько раз в прошлом веке здесь происходили столкновения между чёрными и белыми, а в те времена, что нынешние Штаты были колонией Великобритании, Детройт отличился в деле борьбы за независимость: на город напал индеец Понтиак с товарищами, и из Лондона прислали бумагу - мол, не ссорьтесь с местными и не расширяйте поселения на запад. Но на бумагу наплевали и продолжили теснить аборигенов, а в итоге от рекомендаций из Европы вообще отказались.
В Детройте очень много заброшенных зданий, улицы скверно освещаются, здесь неуютно. Через реку находится Канада, и американцы ездят туда по подводному туннелю за более дешёвым алкоголем и чтобы посмотреть стриптиз (там можно плясать вообще без одежды, тогда как на американской территории должны присутствовать трусы). А канадцы пересекают реку, чтобы работать в США.
В нескольких десятках километров от города в промышленной зоне находится музей автомобилей GM - там порядка 440-ка экспонатов, хотя единовременно выставлено только порядка 150-ти штук. Любопытно прослеживать историю дизайнерской мысли, а самое забавное - концепты разных лет, большинство из которых никак не отразились на современном автомобиле.

Дороги, заправки и автомобили
Многие дороги устроены по принципу наших бетонок - в их основе лежат плиты, поэтому полотно меньше портится, но есть стыки. Кстати, американские дороги я не могу назвать идеальными - довольно-таки много внушительных ям. Не так много, как у нас, но встречаются регулярно. Бросается в глаза, что ширина обычной полосы больше, чем у нас - как мне думается, сантиметров на 40-50, так что грузовик чувствует себя так же просторно, как у нас - легковушка. Очень много многоосных грузовиков, когда у прицепа - боюсь ошибиться - чуть ли ни 10 осей! Этакая сороконожка! Сделано это для уменьшения давления на покрытие, поэтому оно и служит дольше. Кроме того, все съезды сделаны очень плавными, чтобы всё тем же грузовикам было удобно. Есть ещё один интересный момент: за западе Штатов крупные магистрали называются "фривеями", а на востоке - хайвеями: мне объяснили, что за западе практически нет платных дорог ("фри"!), тогда как на востоке их полно.
Самая яркая деталь заправок - один пистолет на все типы бензина! То есть ты засовывает пистолет в бак и на колонке нажимаешь, каким типом бензина хочешь заправиться: их три и самый верхний - 91-ый. Стоит средний бензин примерно 21 рубль за литр. Если представить такие колонки у нас, гарантий заправки выбранным типом топлива не было бы никаких :)
Автомобили в массе своей больше российских и уж, тем паче, европейских. Любопытно, что в потоке можно наблюдать значительное количество машин с европейскими задними фонарями - то есть с оранжевым поворотником: это и японские, и американские машины, а вот немцы педантично ставят оптику местного стандарта. Правила езды днём с ближним светом нет. Если вам нужно перестроиться, препятствий вам не чинят, но пропускают, скажем там, чуть менее предупредительно, чем в Европе.

Электромобиль "Вольт"
"Вольт" - это экологический прорыв: у этой машины передний привод только от электродвигателя, а 1,4-литровый бензиновый мотор только заряжает здоровенный Т-образный аккумулятор. Из-за него задний диван пришлось поделить на два кресла, причём более неудобной посадки я не встречал нигде: ты упираешься головой в стекло задней дверцы (не потолка!) и чувствуешь себя полным полудурком! Однако на этом эргономический негатив, кажется, заканчивается. Спереди достаточно комфортно - что-то вроде салона "Круза", а все настройки сделаны по-европейски, включая подвязку, которая не имеет с классической американской "лодкой" ничего общего. Благодаря электродвигателю машина очень и очень резво разгоняется, а полного запаса бензина и аккумулятора хватает на 600 км хода. Правда, заряжается аппарат долго и для этого нужна зарядная станция: она стоит порядка 2 тысяч долларов с установкой, зато полная батарея обходится всего в 1,5 доллара! На батарее можно проехать 60 км. Стоит эта тачка 42 тысячи, но в этом году соберут всего 10 000 штук, а до России она дойдёт не ранее 13-го года.
Шоппинг
Господа, хочу вас расстроить: в Америке мы не встретили по-настоящему дешёвой и хорошей одежды! Я несколько раз слышал истории путешественников о том, как они где-нибудь в Нью-Йорке прикупили "левики" за 11 долларов и были от этого безмерно счастливы, но такого я не видал. Да и нужно понимать, что "левики" - это ширпотреб, это уровень, если можно так выразиться, "жигулей" - это не крутизна, не мода. Да, мы посетили пару аутлетов по дороге, но общий уровень брендов крайне средненький - наверное, верхней планкой являются Хильфигер и Кляйн. Самые дешёвые штаны можно было взять за 27 долларов, да и то если ты покупаешь пару за 55, а модные модели стоят в районе 70 долларов и выше.
Нужно заметить, что вещи, сделанные американскими брендами, стоят значительно дешевле, чем в России: например, свитерок Хильфигер, который у нас впаривают за 5-6 тысяч, там стоит 40 долларов, но это просто обычный добротный свитер. Это не та вещь, глядя на которую окружающие скажут: "Класс, у нас такого нет!" Можно, видимо, хвастаться, как круто ты сэкономил на этой шмотке, но стоит ли? Я вам честно скажу: в аутлетах я не купил ни-че-го.
Такая же средненькая шляпа продаётся в обычных мегамоллах, только цены уже строго 50+. Неудивительно, что никакой "американской моды" на улицах обычных городов нет - люди "просто одеты". При этом вещи действительно интересные, от мировых брендов типа Гуччи стоят дорого настолько, что, как мне рассказывают соотечественники, женщине проще раз в 1,5 года слетать в Европу за порцией классного шмотья. Другое дело, что для 95% американцев мода не носит практического характера: в одной из гостиниц мы наблюдали, как около 100 женщин, освободившиеся после какой-то конференции, ждали из "валета" (парковка с парковщиком, который забирает и пригоняет машину ко входу) свои тачки. Среди них были стройные и не очень, высокие и низкие, симпатичные и не слишком - но не было ни одной, которая выглядела бы стильно! Какое-то пальто, какие-то туфли, какие-то брюки, какая-то сумка… Крайне однообразно и уныло. Это было в Детройте, и некоторые скажут, что в NY или том же LA публика будет иной, но мы ведь говорим об обычной Америке, а не о той, где тусуются богачи и звёзды! Так что ниши девочки, даже при более скромных доходах, одеваются куда как более привлекательно, изящнее. За что вам огромное спасибо!
Как нужно одеться, чтобы выглядеть как американец
Я поинтересовался у ровесника, работающего в пресс-службе местного предприятия, какой прикид нужно купить, чтобы выглядеть как настоящий американец? Я ожидал рекомендаций купить казаки, джинсы, клетчатую рубашку, жилеточку со шляпой ковбойской - но ответ меня прибил: "Buy a T-shirt!"

Кофе
Почти в каждом американском фильме есть сцена распития кофе в ресторане: официант несёт прозрачную банку, в которой плещется "кофе" из прокапывательной установки. Работает эта дрянь примитивно: сквозь молотый кофе проливается кипяток, становящийся "кофе". В каждом гостиничном номере стоит такой миниатюрный прибор: с виду это машина типа "Неспрессо", но только с виду! Вы наливаете в чашку воду (4 доллара за бутылку в номере), из чашки - в аппарат, затем вкладываете в выдвижной лоток пакетик из бумаги с кофейным порошком, и машина эта тупо кипятит воду и проливает сквозь пакет. Сколько бы сливок и сахару вы ни добавляли, гадость остаётся гадостью! Без преувеличения. Даже "чарующий аромат" того кофейного дерьма, что продаётся у нас как растворимый, и тот лучше.
Неудивительно, что Старбакс считается хорошей кофейней - здесь, по крайней мере, знают, что сквозь кофе пар нужно прогонять под давлением. Я заметил, что на улице очень много людей, которые ходят со здоровенными картонными стаканами и пьют кофе через крышку - и поинтересовался, как часто и как много они кофеманят? Выяснилось, что система тут такая: утром человек покупает самый большой стакан кофе (наверное, больше "поллитры") и пьёт его… весь день!!! То есть кофе давно остыл, а его потихоньку посасывают. Для конченных извращенцев есть кофе в банках типа пивных - уже холодный.
Еда и порции
Наконец-то я раскрыл секрет ожирения американской популяции: это не фастфуд, дорогие мои - это гигантские порции!!! На загородной трассе мы заехали в традиционный ресторанчик барбекю, где подавали самые типовые местные блюда - это куриные крылышки-ножки и рёбра. Когда один из нас заказал рёбра, ему вынесли блюдо длиной 50 см (я не преувеличиваю!), на котором лежал 45-сантиметровый кусок мяса на костях! Съесть целиком он это никак не смог. А вот за соседним столом, где обедала группа местных, тарелки были пустые. Вдобавок, забивается весь этот мясной беспредел холодной газировкой: когда просишь колы, приносят примерно полуторалитровый стаканище с колой и льдом и одну соломинку… В наших ресторанах в такой посуде носят соки для всех.
Надо сказать, что и стейки, и курица, и рёбра сами по себе очень вкусны - здесь используется хорошее мясо. Но! Местная традиция предполагает заливать еду особыми соусами, отдалённо напоминающими те, что в Бигмачных числятся как барбекю-соусы, то есть некий сладенький замес с чем-то горелым. И кстати, вот этот приторный запах жареного-пережареного фритюра, совершенно особенного масла со сладковатым привкусом отличает местную кухню. Запах только для тех, кто голоден! Попробуйте сытым пройти мимо Макдональда - и вы испытаете примерно то же чувство.
В хороших ресторанах, конечно же, нет ни вони, ни соусов, а подают лишь вкусное мясо. Однако если вы хотите выпить пива, то сильно обломаетесь: всё пиво тут удивительно водянистое, как будто его разбавили. Даже Гиннесс. Единственный сорт, который мне понравился, называется "Shock Top" (Шак-Тап) и подаётся с кусочком апельсина, это нефильтрованное пиво, слегка оранжевое на цвет. Американский виски из кукурузы, широко представленный и у нас, уже не удивил - настоящая самогонная отрава :)
Женщины
Американские женщины в массе своей не привлекают особого внимания, и сравнительно с Европой будут, пожалуй, несколько посимпатичнее современных немок. Как я уже сказал, одеваются они не по моде, а просто-в-какие-то-вещи. В LA можно встретить привлекательных дам, но этот город нельзя назвать типично американским - там много звёзд и приезжих, и потому типичная красавица в Штатах - это просто милая женщина по нашим меркам. Да, именно "милая" - самое точное слово! Лишний раз убедился, какие у нас женщины замечательные.
Внутренние авиарейсы
Несмотря на расхожие легенды о возможности путешествовать по Америке за 10 долларов, на практике перелёты оказались вполне сопоставимыми с нашими, Например, 5,5-часовой перелёт Дельтой из Детройта в LA стоил больше 400 долларов, а когда на регистрации выяснилось, что агентство "Американ Экспресс", которое в Москве бронировало билеты, зачем-то сняло бронь именно с меня, организаторам пришлось тут же покупать тикет по цене в 570 зеленью!
Несмотря на длительность полёта и его цену, бесплатно американцы не кормят - предлагают приобретать коробочки с сухомяткой. Со мной сидели две девицы, которые уплетали орешки, галеты, какое-то печенье и прочую ерунду, иногда макая её в микро-ванночку с каким-то сыром (?). Я не ратую за свежий борщ на борту, но такое питание однозначно убого.
Ещё более занимательна система досуга в полёте: очень многие дисциплинированно катали свои карточки и за 6 долларов смотрели фильм! Каждый фильм по 6 долларов… Да-да, традиционную байду про авторские права я могу и сам прогнать, но есть вопрос: а французы - они с другой планеты? Очень странно.
В экипаже лайнера трудились 3 пожилые стюардессы, с которыми я разговорился: одна 20 лет назад уехала из Польше, другая - из Франкфурта, а третья, что была настоящей американкой, родилась в семье эмигрантов из Португалии. Они были очень приветливыми и сообщили, что кризис у них ни фига не закончился и что если потерять работу, что это автоматом означает потерю всего, поскольку всё взято в кредит, и найти новое место всё труднее и труднее.

Лас-Вегас
В казино Вегаса возникло такое ощущение: куда-то подевались все бандиты и сюда ломанулся самый банальный лоховатый обыватель! Здесь снуют толпы девочек в неких подобиях вечерних нарядов, а местами можно увидеть одетых в жёлтые майки парней - они раздают прохожим визитки с контактами шлюх. Здания на центральной улице выглядят ночью весьма впечатляюще: здесь есть кусочек Венеции с реальными гондолами, а также грандиозное шоу с "поющими фонтанами" - этакая "водомузыка" :) Повсюду целующиеся парочки всех возрастов и фасонов, которые, видимо, приехали обвенчаться на скорую руку - в городе я увидел множество часовен, где можно быстренько обставить свадебную церемонию. Кажется, именно здесь по пьяни вышла замуж даже Бритни Спирс :)

Лос-Анджелес
Этот город поразил меня одноэтажностью и пробками: при населении в 17 млн он занимает площадь втрое большую, чем Москва - здесь принято селиться в отдельных домах с участками земли. Есть, конечно, небоскрёбный сити и район многоэтажек 70-80-х годов постройки, но "частный сектор" преобладает. Здесь нам показали торговый центр "нового типа", пришедший на смену привычным уже нам мегамоллам: теперь магазинчики располагаются не под единой крышей, а в зданиях на открытой солнцу и ветру пешеходной улице. Мы побывали на бульваре Робертсон - там находятся, скажем так, бутики, где продаётся много интересной одежды. Для сравнения: если в народных магазинах портки стоят 70 долларов, то здесь модные джинсы типа "Истинная религия" оценены в 360. Правда, нужно учесть, что в России такие стоят уже 25 кусков.
Мы жили в знаменитом районе Беверли-Хиллс, но Мадонну не видел, зато быстро понял, что мы оказались в еврейском квартале: кругом сияют неоновые звёзды Давида и ходят парни с пейсами и в шляпах :) Самой весёлой была сцена в китайском ресторане, где сидели одни евреи и справляли день варенья: китайская кухня в еврейском квартале американского города :)
Из городских пейзажей сильное впечатление производят нефтяные насосы в городской черте - качают и качают!

Океан
Погода в LA была превосходная - ПЛЮС 26 по Цельсию, но вода для купания холодноватая - 15 (хотя говорили, что под новый год здесь купались наши туристы из Красноярска). Здесь на пирсах расположены рестораны со свежими морскими обитателями, пляж - шириной метров 200 с чистым песком, а вдоль всего побережья тянется извилистая асфальтированная дорога длиной несколько десятков километров, по которой катаются роллеры и велосипедисты. Атмосфера здешняя почему-то напомнила мне что-то очень советское - из благополучных ещё 80-х годов…

Смена часовых поясов
Ощущения от смены часовых поясов ("jet-lag") вызывают неприятные воспоминания: это странная смесь головной боли, мути в голове от простуды, недосыпа и одновременного нежелания спать! В общем, болезненная фигня, победить которую можно только какой-то работой, поскольку эти ощущения напрочь мешают развлекаться и отдыхать. Собственно, у нас так и было - мы крутились в очень жёстком темпе.
Мы прилетели вечером по местному времени и легли спать "вовремя", но в 4-5 утра у всех случилась самопроизвольная побудка. Во второй день поспать удалось побольше, но к вечеру состояние было космическим. И только день на четвёртый-пятый вы окончательно приходите в себя, если, конечно, дисциплинированно стараетесь жить по местному времени. Знаю людей, которые, вернувшись в Россию, целыми неделями не могут возвратиться в наш часовой пояс, когда работа позволяет не посещать офис: такие просыпаются в 2-3 дня и ложатся только перед рассветом.
В Детройте у нас была разница с Москвой 8 часов, в LA - уже 11, но это не имело никакого практического значения - мне было абсолютно по барабану, сколько сейчас времени :) И никакого ощущения этого самого времени, кстати. Возможно, в какой-то степени помогло то, что несколько месяцев назад я перестал носить часы на руке: конечно, время повсюду - на мобиле, в машине, везде, но когда этого приборчика нет на тебе, как-то спокойнее относишься к темпу жизни. Не пробовали? :)

Фотографии: Витус
|
</> |