26 февраля 1943-го года

топ 100 блогов vazart26.02.2023 в дневниках


Всеволод Вишневский, писатель, 42 года, политработник:
26 февраля.
Мы все увлекаемся «боевыми трофеями». Я подарил Саше немецкую пилотку и сумку, а С. К, — офицерскую немецкую фуражку, пробитую нашим снайпером (дырка в козырьке).
Весь день то брожу, то пишу... Ощущение перемен, сдвигов. Не имею информации, но ощущаю, догадываюсь о чем-то.
В кооперативе в очереди одна женщина рассказывала:
— Вот мы собрались под Новый год, все друзья... Хотелось отметить, что уцелели. А на сегодня большинство моих друзей уже погибло от недавних обстрелов. (Действительно, нашу Петроградскую сторону обстреливают часто.)



Всеволод Иванов, писатель, 49 лет, Москва:
Пятница.
Сидел — переваривал вчерашнее посещение завода. Надо писать!
Сводка — «Наступательные бои».
Без пунктов — взятых. Телеграммы из-за границы подобраны, требующие, так или иначе, второго фронта. Одна говорит, что, если, мол, дать немцам сейчас два месяца для поправки (подразумевая весну), то это будет непоправимой ошибкой, которую не исправить в два-три года. Возможно, конечно, все это отвод глаз — ссора наша с англичанами и американцами, «убедительнее» статьи — для того чтобы внезапно открыть второй фронт. Но нет ничего удивительного в том, что англичане и американцы боятся расшатанной Германии, как бы не появился в ней большевизм, из-за боязни готовы пойти на все.
Город усиленно готовится к газовой войне. Приятель Татьяны, газист, — сказал, что так как против этих газов не действительны противогазы, то им приказано выводить население из зараженных пунктов. Было два случая подлета к Москве бомбардировщиков... И если к этому добавить слова Бажана, который приходил сегодня ко мне за книгами, — что немцы сосредоточили в районе Ржева 90 дивизий, то есть миллион, то настроение Москвы будет слегка понятно.
В доме — праздник. Татьяна, с большим трудом, достала мне калоши — огромные, блестящие новые калоши на красной подкладке, с приложенными суконными стельками!
Академик Ферсман предложил красить заводы естественной минеральной краской — тускло-зеленой, под цвет выцветшей зелени. Это происходило в прошлом году. Для пробы окрасили один завод. Но, оказалось, что краска эта излучает инфракрасные лучи, и немцы в ту же ночь разбомбили этот завод совершенно. Рассказывал это студент-геолог, — им пример привели на лекции. Я только не понимаю, как немцы разглядели эти инфракрасные лучи?




Михаил Пришвин, писатель, 70 лет, Ярославская область, Переславль-Залесский район:
26 февраля.
Вчера до ночи крутила метель, и сегодня тот же ветер с утра и то же серое, нависшее небо и тепло.
Приказ Сталина к 25-й годовщине Красной Армии объясняет провал немцев под Сталинградом их слепым исполнением плана и неспособностью маневрировать, попросту говоря тем, что немцы вообще люди хорошие, честные, но довольно глупые. Так вот определяется народ, как и отдельные люди, в такой-то год, месяц, день, час, а может быть, и в роковую минуту закончился на Страшном Судилище. Так с французами было в 1783 году, так и с немцами в 1943: там революция, здесь «спасение цивилизации».
Мы же, дети русские, вырастали в гимназиях с немецким режимом и с учебниками и с французской свободой на словах в обществе. Оба эти противоположные начала — личной свободы и государственной необходимости во многих сердцах поселяли верование в западного настоящего человека. Эта уверенность в существе западного человека была так велика, что продремала во мне до сих пор.
Еще несколько лет тому назад в «Детгизе» при обсуждении кандидатуры Фаворского на иллюстрацию моей книги, я привел аргумент в пользу Ф-го, что его иллюстрации моей книжки «Жень-шень» имели большой успех за границей. На это мне ответили так, что всему есть время — это было раньше, заграница была для нас авторитетом, а теперь нет! И тут же вполголоса передали, что сигнал к этому в высшем источнике уже дан: мера по загранице должна быть оставлена. Мне такая самонадеянность была противна.
А вот теперь, когда немцы разбиты, встает образ западного человека, как бы вывернутого изнутри наружу кишками своими и всем механизмом человеческим, представленным шестернями, зубчатками, гайками, валами, винтами... Этот западный человек под Сталинградом разбился — и не встать ему. А настоящий западный человек в своем восточном синтезе — это будем мы? Или кто?




Сергей Вавилов, физик, академик, 51 год:
Йошкар-Ола. Вернулся сегодня из Казани. В Академии развал. По примеру вице-президентов начинают всеми правдами и неправдами диффундировать в Москву, поодиночке, группами, лабораториями. Вовсе не из-за патриотических порывов, а для охраны собственных квартир, захвата зданий, теплых мест. В результате в Казани в академических институтах работа почти прекратилась, хлопочут о вагонах, билетах, пропусках, упаковываются и все нервозно дрожат, как бы их не обогнали.
Положение Физ[ического] И-та совсем дурацкое. Благодаря Шмидту и Иоффе злосчастное здание на Миуссах захвачено Электропромом, а потому нервозность у «фиановцев» больше, чем у других. Придется ехать в Москву. Но больше для того, чтобы совесть была чистой, сделать что-нибудь не надеюсь и перспективы мрачные.
В Казани празднования ХХV-л[етнего] юбилея Красной Армии, разговоры с ранеными. Явно «перегнутый» и переборщенный юбилей Ньютона.
Ясны пустые времена. Ходишь, живешь и часами, днями в голову и в действиях ничего не прибавляется. Кому нужна такая жизнь. Печка, горящая в чистом поле.
Ясны слабости связей с другими людьми и с самим собой. Нужна какая-то большая радость. Иначе не знаю, как быть и как доживать.



Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой, 18 лет, Ташкент:
Жизнь течет своим чередом. Получил хор. по физике. Ссоры с соседкой. Должен старику-молочнику 110 р. за булочки и лепешки. Вчера получил в распреде масло; сегодня продал его за 120 р. (400 г). 25 р. уже ушли: 5 р. на чистку ботинок (век уж не чистил), 12р. — пирожок с повидлом, 10 р. — бублик, 3 р. — конфета. Надо же есть. Сегодня в школу не пойду, буду обедать в Союзе, зайду на почтамт. Может, на Калининской дают козинаки — тогда возьму. У меня три карточки — моя и две от Шильдкрета. Так как есть деньги, то я смогу сытно пообедать в Союзе. Думаю, что молочнику дам 60-70 р., если не будет козинаков и обеды не будут очень дорогими. 28го пойду к П.Д. (позвоню ей завтра) и получу, по-видимому, причитающиеся 100 р. Был у Л.Г., забрал дневники. У нее были 10 и 12 №№ «И.Л.»; они дьявольски интересны, но, увы и ах, нигде их нельзя достать, а она, конечно, не одолжила. Единственный действительно интересный журнал — «И.Л.», а достать нельзя. Читал «Сущий рай» Олдингтона. Конечно, очень талантливо, но, на мой вкус, чересчур много эротики. И наивно все-таки. Французы лучше пишут, тоньше. Эх, что бы я ни отдал для того, чтобы прочитать хоть одну книжечку NRF за 1939й год! Нет, обязательно надо достать последние номера «И.Л.» — там есть статья Песиса о французской литературе, о Ромэне, Монтерлане... Все это необходимо прочесть. Сейчас начал «Подросток» Достоевского. От Али давно нет писем. Наши сводки стали «скромнее» — но недаром Сталин предупреждал против чрезмерного оптимизма и представлениях о близкой и легкой победе. Гарвин, лорд Бивербрук вновь требуют скорейшего открытия Второго фронта в Европе и говорят, что l’occasion может не повториться год или два и что сейчас — «самый раз» для удара на Германию с северо-запада, дабы поддержать наше великолепное наступление и не дать возможность Гитлеру перегруппироваться и реорганизовать свои силы. В телеграмме Рузвельта Сталину по поводу 25й годовщины РККА — ни слова о действиях объединенных наций. Корреспонденты задают Рузвельту всякие каверзные вопросы насчет 2го фронта и приказа Сталина, но Рузвельт увертывается. В Тунисе союзники отбили наступление войск держав оси и нанесли им тяжелые потери.


Иван Майский, дипломат, 59 лет, посол СССР в Англии, Лондон:
Был сегодня у Идена. Он так-таки не уехал в США из-за болезни премьера. Разговор был не очень приятного свойства.
Во-первых, Иден мне сообщил, что Черчилль все-таки решил оставаться при военных планах, намеченных в Касабланке. На следующий день после разговора со мной 17[-го] вечером Иден изложил мой проект премьеру, который им как будто бы заинтересовался и просил Идена представить ему по этому поводу меморандум. Иден просьбу Черчилля исполнил, и последний передал меморандум на рассмотрение генштаба. Генштаб представил премьеру свои соображения. Премьер ещё раз обдумал все относящиеся сюда моменты и пришёл к выводу, что мой проект непрактичен. Главное основание для такого заключения: переброска войск из САфрики в Англию займет столько времени, что войска не поспеют к операции через Ла-Манш. Ввиду этого Черчилль полагает, что после оккупации Туниса следует продолжить операции в Сред[иземном] море (Сицилия, Додеканес и пр.) и одновременно принять героические меры для подготовки — независимо от Сред[иземного] моря — другой операции через Ла-Манш. Черчилль готов пойти на неё даже без американцев, но, конечно, постарается нажать [на] все кнопки для скорейшего получения американцев. Всё это Иден рассказывал мне в предварительном порядке. Черчилль хотел повидать меня, как только поправится, и лично поговорить на данную тему.
В общем, всё это пахнет плохо. Операции в Тунисе из-за последних поражений американцев затягиваются. Едва ли они закончатся раньше апреля. Значит, операции в Сред[иземном] море начнутся не раньше июня-июля. Операции нелёгкие. Вероятно, они тоже затянутся, а главное, пойдут, надо думать, негладко. Внимание англичан будет сконцентрировано на подброске подкреплений куда- нибудь в Сицилию или Додеканес. Тоннаж будет загружен отправкой снабжения за тысячи миль от Англии. С операцией через Ла-Манш бритпра будет тянуть, примеряться, откладывать. Знаю я их!.. Англичане вообще ничего не умеют делать быстро. А тут ещё столько дополнительных препятствий на пути!.. Что же выйдет из второго фронта? И когда же придёт наконец действительная помощь Кр[асной] Армии? Нет, не нравится мне вся эта ситуация.
Вторым вопросом, который сегодня был затронут, явилось выступление [Дж. О.] Саймона в палате лордов 23 февраля. Бивербрук поставил вопрос о срочной необходимости второго фронта. [Дж. М.] Страболги его поддержал. [М. Х.] Тренчард и Листоуэл возражали против обсуждения этого вопроса. Саймон заключал от имени бритпра и произнёс отвратительную, истинно «саймоновскую» речь, смысл которой сводился к тому, что никакого второго фронта не нужно, так как британский флот, воздушные налёты на Германию, снабжение СССР и операции в САфрике в сумме и есть тот второй фронт, на который Англия может пойти.
Процитировав наиболее «криминальные» места из речи Саймона, я спросил Идена, кто же говорит правду от имени бритпра — те ли, кто обещают создание второго фронта в ближайшем будущем, или те, которые считают, что второй фронт уже есть?
Иден ответил, что точка зрения бритпра мне должна быть известна из моих разговоров с ним и Черчиллем, а также из переписки между Черчиллем и Сталиным.
Я возразил, что эти разговоры и переписка — достояние немногих лиц, речь же Саймона известна каждому. Во избежание смятения умов и всяких кривотолков в массах было бы желательно разъяснение истинной позиции бритпра в вопросе о втором фронте с публичной трибуны.
Иден никак не ангажировался, но обещал переговорить на данную тему с Черчиллем. Мне показалось, что Иден не недоволен моим демаршем. Вполне возможно: чувства между Иденом и Саймоном далеки от нежности!
Из-за своего выступления в палате лордов Саймон не мог попасть на наш приём 23 февраля. Он, однако, за час до приёма известил по телефону об этой невозможности. А вчера я получил от него дополнительно ещё личное, написанное от руки письмо, в котором Саймон высказывает «глубокое сожаление» по данному поводу, ибо он, видите ли, сгорал желанием персонально выразить своё восхищение «великолепными подвигами Красной Армии»... Саймон! Подлинный Саймон!
Я рассказал Идену о своём разговоре с королём на приёме 24 февраля. Иден был доволен и воскликнул:
— Очень хорошо, что король будет знать о действительном положении вещей. Это полезно.
Я разъяснил Идену также, что случилось с телеграммой [М. И.] Калинина. Она была отправлена из Москвы клером, получена на лондонском телеграфе в 2.40 минут утра 23 февраля, наше же радио обнародовало её только в 6 часов утра того же дня. Почему телеграмма не была доставлена королю до послеобеда 24[-го], не знаю. Иден обещал довести мои разъяснения до сведения короля.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выжимки из моей статьи на сайте «Истовый инженер» : ... Микросхемы ASIC, их родственники FPGA и выросшие с ними технологии проектирования позволили закладывать сложные ...
Вчера в час ночи в поселке Сидоровка нашли труп девушки, которую вы видите на фото: На ее теле эксперты насчитали более 20 смертельных ножевых ранений. Девушка известна в сети и кругах националистов под ником Алена СС. Алена СС - 30-летняя Елена Горбушкова, работавшая охранником в ...
Из того, что я слышу от разных мужчин и женщин, я могу сделать вывод, что ценность вагины упала до нуля. Какие-то шалавы жалуются, что рассчитывали на секс на третьем свидании, а мужик слился и не выходит на связь. Мужики говоря про отношения признаются "да мне уже этого секса не надо ...
Привет, друзья! Я уже чуть больше 2,5 лет веду свой журнал о путешествиях, стараюсь писать не часто, но регулярно (1-2 раза в неделю), но так, чтобы каждый отчет был полноценной историей. Не пишу хронологически, предпочитаю рассказывать о поездках ...
1. Одежда не должна содержать непристойной графики или текста 2. На одежде не должно быть текста оскорбительного для каких-либо групп, рас, етничностей, религий или полов 3. Одежда должна закрывать грудь, спину и середину тела 4. Одежда не должна быть прозрачной 5. У верха должны ...