200-летие со дня рождения Энгра

Марка СССР, выпущенная 1980, августа в честь 200-летия со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра, на марке автопортрет Ж.О.Д. Энгра и его картина «Источник», номер по каталогу№ 5105, номинал — 32 коп.

«Источник» (фр. La Source) — картина
французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Работа над
полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в
Париже. Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой
картины Энгра — «Венера
Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми
античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Два
ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф, написали сосуд, из
которого льётся вода, и фон картины.

Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.
Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. № RF 219).

Обнажённая, босая девушка с сосудом, из которого льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку. Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане.
В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных.

Картина была принята современниками с энтузиазмом. Теофиль Готье в статье об «Источнике» писал:
Художественный критик Шарль Блан назвал девушку из «Источника» «прекраснейшей из женских фигур». Позднее картину воспринимали более прохладно, считая «надуманной и сентиментальной» и ставили в один ряд с обычными салонными произведениями. Кеннет Кларк, признавая прекрасным в «некоторых деталях» рисунок, отмечал «общую вялость и сухость композиции» и то, что ранние работы Энгра более выразительны.
Тем не менее «Источником» вдохновлялись такие художники, как Сёра, Ренуар, Майоль, Пикассо и Магритт. В 1885 году Винсент Ван Гог в письме к брату отозвался об «Источнике» следующим образом:
…эта вещь была, есть и всегда будет чем-то поистине новым.
Источник: wikiart.org
В статье использована марки и открытки из коллекции volynko "Живопись на марках"