1987 Время, когда последние стали первыми

топ 100 блогов marss226.11.2019

Дело не только вот в этом ощущении слабости власти, которая становилась все более наглядной с конца 1988 года, когда прибалтийские республики начали свой путь к обретению независимости, а Закавказье впервые обагрилось кровью.

В конце концов, точкой своего рода акмэ для «перестройки» был 1987 год, когда шлюзы для запретной культуры уже открылись, а власть еще казалась вполне твердой.
Уже были напечатаны «Собачье сердце» и «Защита Лужина», уже вышли на экраны все фильмы Андрея Тарковского и Алексея Германа, а единству страны еще ничего не угрожало.
Казалось бы, вот то мгновение истории, которое хотелось бы задержать.
Я буду говорить сейчас даже не о «перестройке», а вот именно о феномене 1987 года – действительно особого года нашей жизни.
Именно этот год был своего рода карнавалом, сатурналиями, смешением верха и низа, официоза и андерграунда.
Все непризнанное, нетитулованное, не отмеченное регалиями, лишенное званий и должностей стало, напротив, увенчанным славой и почетом, востребованным, прославленным.
Режиссер, снявший всего один, но запрещенный фильм, становился классиком, а маститый режиссер, создатель каких-нибудь Лениниан оказывался вмиг изгоем.
Такого рода слома культурных иерархий страна не видела, наверное, со времени 1860-х годов, когда Александр II тоже произвел своего рода «перестройку».
В брежневские годы все понимали, что главный писатель страны - это Георгий Марков, главный режиссер – это Сергей Бондарчук, главный композитор – Тихон Хренников, хотя и Александра Пахмутова тоже главный, но в своем роде, главный философ – это председатель философского общества СССР - академик Константинов, а главный журналист – редактор «Правды» Виктор Афанасьев.
Но уже в 1987 году место Маркова поделили Андрей Битов (от городской прозы) и Валентин Распутин (от прозы деревенской), место Бондарчука скончавшийся в декабре 1986 года Андрей Тарковский и новый глава «перестроечного» Союза кинематографистов Элем Климов, а место Хренникова с Пахмутова – Альфред Шнитке, с одной стороны, и Борис Гребенщиков, с другой.
Самым великим философом эпохи почти официально был признан Мераб Мамардашвили. Об академике Константинове уже никто не вспоминал. Ну а Виктора Афанасьева в качестве первого пера России сменил его однофамилец Юрий Афанасьев.
Как 1992 год уничтожил денежные сбережения населения, так 1987 год обвалил сложившиеся иерархии

****
Понятно, что 1987 год – это проклятие для всех начальников.
Для всех, кто имеет какие-то сложившиеся репутации, основанные прежде всего на формальном статусе, а не на мнении какой-то важной референтной группы.
Вдруг снова окажется, что какой-нибудь глава какого-нибудь общества филателистов в России (условно, конечно) – отнюдь не самый главный и не самый лучший филателист, а лучшую коллекцию марок собрал,
напротив, тот, кому это общество указало на дверь (поскольку марки он коллекционировал не совсем правильно, не так, как велят инструкции).
Ведь это же станет жизненной катастрофой для официальных филателистов и небывалым шансом для филателистов альтернативных, которые, конечно, смогут публично заявить о своих правах.
Ведь тогда окажется, что правильной жизненной стратегией было как раз не делать официальную карьеру, но максимально дистанцироваться от всех номенклатурных постов.
Как говорили в прошлом, так можно далеко зайти.
Но, с другой стороны, ситуация, когда филателистами считаются только исправно платящие свои взносы члены соответствующего общества, и все места на всех международных форумах собирателей марок забиты только ими, рано или поздно становится невыносимой.
***
Уже потом, в девяностые и нулевые, старые иерархии были частично восстановлены в своих правах.
Александре Пахмутовой заслуженно возвращено право считаться одним из лучших композиторов-песенников нашего времени, только что было торжественно отмечено ее 90-летие.
Никто не сомневается в том, что Сергей Бондарчук был замечательным режиссером, и «Судьба человека» вместе с «Войной и миром» вошли в классику советского кино.
Иными словами, иерархии сменились, частично оказались восстановлены, но какие-то люди свои верхние позиции утратили необратимо. И по гамбургскому счету, может быть, не всегда справедливо.


https://www.vesmirbooks.ru/books/catalog/political/2510/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут вот ведь какие дела творятся, леди и джентльмены: хотят в федерации российской производство ближнемагистрального пассажирского самолета наладить. Уже два года хотят и все распоряжения издают, а позавчера еще одно издали, от Коллегии ВПК, что не преминул отметить в своем твиттере ...
InoPressa: тема дня Мученик или вор на скамье подсудимых, вердикт не должен писаться в Кремле В Москве началось оглашение приговора по второму уголовному делу против Ходорковского и Лебедева. Западные СМИ называют это экзаменом для Медведева ...
Убийцы.   - Ваши врачи лечить не умеют! Они убийцы! Слова больно хлестали по нервам. Черт возьми, где моя броня? Почему улыбка сползает с лица? Почему злобное ненавистное поднимается из гнилого нутра? - Что случилось? - Помнишь, я ...
*Самый смешной подарок подарила catcorn, авосечку для ношения невыносимого. Милая, ...
"Не сворачивает тот, кто смотрит на звезду" Леонардо да Винчи Легко ли идти своим путём? И есть ли он этот "свой путь"? Стоит ли вообще задумываться о том зачем ты пришел в этот мир? Может быть достаточно просто встать утром, поесть, попробовать ...