о материалистическом понимании истории.
marss2 — 19.11.2019
(перепост)
Пришли в церковь, пока ждали священника я иконы решил изучить.
Больше всего понравилась "Собор святых в земле Рязанской и
Муромской просиявших".
Тут, оказывается, некисло народу просияло.
Начиная с Бориса и Глеба, Петра и Февронии и ещё десятка князей и
царевичей времен царя Гороха.
Но основная масса просияла между неслучайными датами 1917 и
1937.
Время было, и я почитал биографии.
*****
Вот, к примеру, священник Николай Агломазовский дослужился до
священномученического звания в 1918 году.
Был он, видимо, человек убежденный. Добровольно вызвал я быть
фронтовым попом во время Первой мировой.
"Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в
людях веры: из всего наличного состава полка храм
посещали не более тридцати человек".
В 1917 и тех не осталось, и батюшка вернулся в родное
Агломазово.
Но и здесь повестку дня определяли другие вопросы.
«Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители
Неба, чем земли»- говорил он близким.
Крестьяне рубили господские и казенные леса, делили помещичью
землю.
"Болезнь духовная охватила народ" - пишут на сайте епархии.
****
Но в феврале 1918 в селе начался набор в Красную гвардию:
переговоры с немцами в Бресте как раз зашли в тупик, а Ленин писал
свое "Социалистическое отечество в опасности".
Народ в армию не рвался.
Возле церкви даже собралась толпа, которая постановила рекрутов
антихристам не давать, а идти в ближайший уездный город и там
разогнать большевистский Совет.
Позвали отца Николая.
Он с готовностью поддержал планы крестьян.
Прочёл даже проповедь и благословил мужиков "идти на борьбу с
гонителями Церкви Христовой".
Те пошли, вооружившись топорами и косами.
Но за 25 вёрст пути многие передумали и вернулись по домам.
А многие и вовсе убежали вперёд и предупредили большевиков об
опасности.
В итоге, советский актив успел установить на городской колокольне
пулемёт, и когда поредевшая толпа крестьян подошла, им над головами
дали очередь. Противники мобилизации разбежались.
****
Разногласия в селе продолжались.
На сайте епархии не пишут, чем занимался священник Николай летом
1918 года, но надо думать простор для деятельности у него был.
Большевики проводят политику военного куммунизма.
Продразверстка, комбеды, мобилизация.
Деревню разрывают противоречия.
Когда через несколько месяцев в село пришёл из города отряд
красногвардейцев, то списки на аресты готовил школьный учитель,
"местный безбожник" Пётр Филлипович.
А командир красноармейцев даже вычеркнул из этого списка часть
имён.
Но для попа Николая место там осталось.
18 арестованных приговорили к расстрелу.
Разрешили исповедоватьмя и причаститься и на закате повели к реке
Цне.
" Римские легионы идут" - сказал отец Николай про конвоировавших
его красноармейцев.
"Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»
- пели те, идя к месту казни.
У реки из 18 человек 13 убили.
В остальных не попали.
В темноте они пришли в деревню и рассказали про казнь, и про
трансваальскую песню, и про римские легионы.
В 2000 г. РПЦ канонизировала священника Николая в числе
"новомученников российских".
***
На иконе те, кто погиб в годы гражданской стоят слева.
А справа толпятся те, кто пострадал за веру в 30-е.
Я тоже почитал биографии.
Для российского общества, в котором идёт бесконечный спор
либералов, у которых "20 млн безвинных жертв" со сталинистами, у
которых "стреляли только за дело, но мало", материал очень
познавательный.
Совсем случайных людей среди новомученников нет.
Это твёрдый церковный актив и часто кулаки.
***
Наталья Скопинская была старостой церковного совета и казначеем
прихода.
Её семья относилась видимо к кулакам.
Дом был покрыт оцинкованной крышей, были две лошади, коровы, другая
скотина.
В колхоз они вступить отказались.
Наталья активно организовывала крестьян на протесты против закрытия
сельского храма или на демонстрацию против ареста священника.
Собирала подписи под требованиями освободить арестованных.
Возила им в тюрьму передачи.
Активно агитировала крестьян за религию.
И, как думали следователи, против колхозов и в целом, советской
власти.
Она сама политическую составляющую агитации отрицала.
По крайней мере угрозы физической расправы над сельским
коммунистами.
Но в глазах советской власти она выглядела, конечно, как
потенциально опасный элемент.
Примерно как активист ФБК или Левого фронта в глазах нынешних
властей.
Когда её арестовали, она была спокойна. "4 детей на иждевении,
отпустят".
Но не отпустили.
По приговору тройки НКВД расстреляли на Бутовском полигоне в
Москве.
***
Другие судьбы похожи.
Далеко не всех расстреливали.
Многим давали 5 лет Беломорканала.
Но если человек помирал во время заключения, его 70 лет спустя все
равно включали в списки на канонизацию.
Прямо как Сергея Магницкого сейчас.
В общем, занялся материалистическим пониманием истории.
***
Сколько угодно историй про то что поп написал донос, нарвшив тайну исповеди.
Махно, кажется, арестовали из-за такого случая.
что и говорить, церковь была идеологическим аппаратом государства, выполняя пропагандистские, цензурные, фискальные и отчасти полицейские функции
. Что, конечно, не исключало ни отдельных случаев подвижничества, ни личной убеждён ности многих священников
*****
граница между доносом и нарушение м тайны исповеди тоже часто нарушалась.
в общем и целом, именноа эта роль церкви в качестве идеологического аппарата царской монархии со всеми ее помещиками, карателями и недоедим, но вывезем, и привела к тому, что в каждом селе были "местные безбожники".
и убивали священников не за абстрактное исповедание Христа,
а именно за выбор своей стороны в гражданской войне.
хотя, конечно, разное бывало.
"Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне..."
https://www.facebook.com/alexey.sakhnin/posts/2448845378529700
|
</> |