![](/media/images/top/preview/livestaticflickrcom6553552717096846_966edfa199_h.jpg)
1911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 2
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
1911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 1
![21. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑÑÑожÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐннаполÑ. Щипание пеÑÑев](https://live.staticflickr.com/65535/52717096846_966edfa199_h.jpg)
21. Волынская губерния, Острожский уезд, местечко Аннаполь. Щипание перьев
![22. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑÑÑожÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐннаполÑ. СÑолÑÑ.jpg 22. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑÑÑожÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐннаполÑ. СÑолÑÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41266905/41266905_original.jpg)
22. Волынская губерния, Острожский уезд, местечко Аннаполь. Столяр
![23. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑÑÑожÑкий Ñезд, г. ÐÑÑÑог. РезÑик, вÑбиваÑÑий надпиÑÑ Ð½Ð° намогилÑной плиÑе.jpg 23. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑÑÑожÑкий Ñезд, г. ÐÑÑÑог. РезÑик, вÑбиваÑÑий надпиÑÑ Ð½Ð° намогилÑной плиÑе.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41267031/41267031_original.jpg)
23. Волынская губерния, Острожский уезд, г. Острог. Резчик, выбивающий надпись на намогильной плите
У стены стоит плита с надписью: «Муж достойный, наш учитель Элиезер, сын Самуила. Да будет душа его пребывать с душами праведников»
![24. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, г. Ровно. Ðа ÑпиÑеÑной ÑабÑике.jpg 24. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, г. Ровно. Ðа ÑпиÑеÑной ÑабÑике.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41267403/41267403_original.jpg)
24. Волынская губерния, Ровенский уезд, г. Ровно. На спичечной фабрике
На небольших фабриках, заводах, в различных артелях, расположенных в черте оседлости, трудилось немало евреев. Будучи социалистом-революционером и публицистом, С.А. Ан-ский стремился зафиксировать трудовые будни «фабричных пролетариев».
![25. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐежиÑиÑи. ÐиÑÑе веÑевок.jpg 25. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐежиÑиÑи. ÐиÑÑе веÑевок.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41267620/41267620_original.jpg)
25. Волынская губерния, Ровенский уезд, местечко Межиричи. Витье веревок
Витье веревок – традиционное ремесло в местечках. Конопляные нити для изготовления веревок пряли еврейские женщины.
![26. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐежиÑиÑи. ТкаÑ.jpg 26. ÐолÑнÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, РовенÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐежиÑиÑи. ТкаÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41267904/41267904_original.jpg)
26. Волынская губерния, Ровенский уезд, местечко Межиричи. Ткач
![27. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑдиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑдиÑев. Ðиква.jpg 27. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑдиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑдиÑев. Ðиква.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41268110/41268110_original.jpg)
27. Киевская губерния, Бердичевский уезд, г. Бердичев. Миква
![28. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. Синагога деÑевÑннаÑ.jpg 28. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. Синагога деÑевÑннаÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41268473/41268473_original.jpg)
28. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Синагога деревянная
Деревянные синагоги представляли собой значительные по размерам срубные постройки с высокими ломаными крышами. Характерной особенностью деревянных синагог было отсутствие декора на фасаде и насыщенность им внутри. Кроме центрального молельного зала в синагогах были дополнительные помещения: помещение для женщин (на втором этаже или в пристройке) с отдельным входом, для «хедера» (начальной школы), религиозного суда, заседаний правления общины и др.
![29. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. Ðлойз.jpg 29. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. Ðлойз.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41268714/41268714_original.jpg)
29. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Клойз
«Клойз» — небольшой молитвенный дом, объединявший прихожан по профессиональному признаку или направлению в иудаизме. Часто располагался в обыкновенном доме.
![30. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. ÐеÑ-гамидÑаÑ.jpg 30. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐаневÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðозин. ÐеÑ-гамидÑаÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41268967/41268967_original.jpg)
30. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Бет-гамидраш
«Бет-гамидраш», «бейт-мидраш» — религиозное учебное заведение, в котором каждый желающий мог в свободное время и в субботу изучать Талмуд и другую религиозную литературу.
![31. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, СквиÑÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ð Ñжин. ШамеÑ.jpg 31. ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, СквиÑÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ð Ñжин. ШамеÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41269181/41269181_original.jpg)
31. Киевская губерния, Сквирский уезд, местечко Ружин. Шамес
«Шамаш», «шамес» (идиш) — служка в синагоге.
По воспоминаниям участника экспедиции Ю. Энгеля Ружин было первое местечко, в которое отправилась экспедиция в 1912 г : «В Ружине нам пришлось туго. Грязь все время была на улицах невылазная, какой я в жизни не видывал. Заезд тоже неприветливый, без каких бы то ни было удобств».
![32. ÐовогÑад-ÐолÑнÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐÑÑÑополÑ. РазвозÑики ÑелÑÑеÑÑкой водÑ.jpg 32. ÐовогÑад-ÐолÑнÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐÑÑÑополÑ. РазвозÑики ÑелÑÑеÑÑкой водÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41269397/41269397_original.jpg)
32. Новоград-Волынский уезд, местечко Острополь. Развозчики сельтерской воды
![33. ÐовогÑад-ÐолÑнÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐÑÑÑополÑ. Синагога деÑевÑннаÑ..jpg 33. ÐовогÑад-ÐолÑнÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐÑÑÑополÑ. Синагога деÑевÑннаÑ..jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41269695/41269695_original.jpg)
33. Новоград-Волынский уезд, местечко Острополь. Синагога деревянная.
![34. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑиÑев. Ðиква.jpg 34. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑиÑев. Ðиква.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41269864/41269864_original.jpg)
34. Подольская губерния, Летичевский уезд, г. Летичев. Миква
«Миква» – бассейн для ритуальных омовений, после погружения в который человек или предмет становятся чистыми.
![35. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑиÑев. СÑаÑик.jpg 35. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, г. ÐеÑиÑев. СÑаÑик.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41270065/41270065_original.jpg)
35. Подольская губерния, Летичевский уезд, г. Летичев. Старик
Голова и плечи мужчины покрыты талитом (молитвенным покрывалом), на голове - ермолка
![36. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ. ÐладбиÑе.jpg 36. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ. ÐладбиÑе.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41270423/41270423_original.jpg)
36. Подольская губерния. Кладбище
На переднем плане деревянное надгробие с надписью: «Здесь покоится Иехошуа, сын Израиля Лейба. 16 тевета 670» (соответствует 28 декабря 1909 г.). На заднем плане среди могил стоит участник экспедиции А. Рехтман.
![37. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðеджибож.ÐейÑ-мидÑÐ°Ñ Ðаал Шем Това.jpg 37. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðеджибож.ÐейÑ-мидÑÐ°Ñ Ðаал Шем Това.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41270760/41270760_original.jpg)
37. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Меджибож.Бейт-мидраш Баал Шем Това.
«Бейт-мидраш», «бет-гамидраш» — религиозное учебное заведение, в котором каждый желающий мог в свободное время и в субботу изучать Талмуд и другую религиозную литературу.
Исраэль Баал Шем Тов — основатель хасидизма.
![38. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðеджибож. ÐнÑеÑÑÐµÑ Ð±ÐµÐ¹Ñ-мидÑÐ°Ñ Ðаал Шем Това.jpg 38. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко Ðеджибож. ÐнÑеÑÑÐµÑ Ð±ÐµÐ¹Ñ-мидÑÐ°Ñ Ðаал Шем Това.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41270995/41270995_original.jpg)
38. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Меджибож. Интерьер бейт-мидраш Баал Шем Това
![39. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐиÑ
алполÑ. Синагога деÑевÑннаÑ.jpg 39. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐеÑиÑевÑкий Ñезд, меÑÑеÑко ÐиÑ
алполÑ. Синагога деÑевÑннаÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41271044/41271044_original.jpg)
39. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Михалполь. Синагога деревянная
В XVIII в. помещения для женщин в синагоге переносят на второй этаж пристроек, они образуют галереи с одной или нескольких сторон (кроме восточной стены) с отдельным входом
![40. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑоÑкÑÑовÑкий Ñезд, г. ÐÑоÑкÑÑов.Ðом.jpg 40. ÐодолÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑбеÑниÑ, ÐÑоÑкÑÑовÑкий Ñезд, г. ÐÑоÑкÑÑов.Ðом.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/41271311/41271311_original.jpg)
40. Подольская губерния, Проскуровский уезд, г. Проскуров.Дом
Участник экспедиции А. Рехтман (крайний справа под навесом) беседует с жителем местечка.
Отличительной особенностью еврейских домов была галерея. Дома не имели ограждений и галерея, делавшаяся как на втором этаже дома, так и просто на уровне земли, служила символическим отделением внутреннего личного пространства от внешнего общественного.
![1911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 2 1911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 2](/images/main/1911-1912-evrei-yugo-zapadnogo-kraya-chast-2-95925e.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/f86be9e90e6c452971caad167c50a3f06edf6cb2/2rMO0shLYRWuJ4Z4feh0O8lCH6DgG7nd0pc2Swtf7O_NFR6Z4X7bJubiHumio6lVA2_7Lk1fR7fKsKAYj-2gyt-t4_nDwrYS93zpb5xckjs)