1911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 2
humus — 01.03.20231911-1912. Евреи Юго-Западного Края. Часть 1
21. Волынская губерния, Острожский уезд, местечко Аннаполь. Щипание перьев
22. Волынская губерния, Острожский уезд, местечко Аннаполь. Столяр
23. Волынская губерния, Острожский уезд, г. Острог. Резчик, выбивающий надпись на намогильной плите
У стены стоит плита с надписью: «Муж достойный, наш учитель Элиезер, сын Самуила. Да будет душа его пребывать с душами праведников»
24. Волынская губерния, Ровенский уезд, г. Ровно. На спичечной фабрике
На небольших фабриках, заводах, в различных артелях, расположенных в черте оседлости, трудилось немало евреев. Будучи социалистом-революционером и публицистом, С.А. Ан-ский стремился зафиксировать трудовые будни «фабричных пролетариев».
25. Волынская губерния, Ровенский уезд, местечко Межиричи. Витье веревок
Витье веревок – традиционное ремесло в местечках. Конопляные нити для изготовления веревок пряли еврейские женщины.
26. Волынская губерния, Ровенский уезд, местечко Межиричи. Ткач
27. Киевская губерния, Бердичевский уезд, г. Бердичев. Миква
28. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Синагога деревянная
Деревянные синагоги представляли собой значительные по размерам срубные постройки с высокими ломаными крышами. Характерной особенностью деревянных синагог было отсутствие декора на фасаде и насыщенность им внутри. Кроме центрального молельного зала в синагогах были дополнительные помещения: помещение для женщин (на втором этаже или в пристройке) с отдельным входом, для «хедера» (начальной школы), религиозного суда, заседаний правления общины и др.
29. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Клойз
«Клойз» — небольшой молитвенный дом, объединявший прихожан по профессиональному признаку или направлению в иудаизме. Часто располагался в обыкновенном доме.
30. Киевская губерния, Каневский уезд, местечко Козин. Бет-гамидраш
«Бет-гамидраш», «бейт-мидраш» — религиозное учебное заведение, в котором каждый желающий мог в свободное время и в субботу изучать Талмуд и другую религиозную литературу.
31. Киевская губерния, Сквирский уезд, местечко Ружин. Шамес
«Шамаш», «шамес» (идиш) — служка в синагоге.
По воспоминаниям участника экспедиции Ю. Энгеля Ружин было первое местечко, в которое отправилась экспедиция в 1912 г : «В Ружине нам пришлось туго. Грязь все время была на улицах невылазная, какой я в жизни не видывал. Заезд тоже неприветливый, без каких бы то ни было удобств».
32. Новоград-Волынский уезд, местечко Острополь. Развозчики сельтерской воды
33. Новоград-Волынский уезд, местечко Острополь. Синагога деревянная.
34. Подольская губерния, Летичевский уезд, г. Летичев. Миква
«Миква» – бассейн для ритуальных омовений, после погружения в который человек или предмет становятся чистыми.
35. Подольская губерния, Летичевский уезд, г. Летичев. Старик
Голова и плечи мужчины покрыты талитом (молитвенным покрывалом), на голове - ермолка
36. Подольская губерния. Кладбище
На переднем плане деревянное надгробие с надписью: «Здесь покоится Иехошуа, сын Израиля Лейба. 16 тевета 670» (соответствует 28 декабря 1909 г.). На заднем плане среди могил стоит участник экспедиции А. Рехтман.
37. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Меджибож.Бейт-мидраш Баал Шем Това.
«Бейт-мидраш», «бет-гамидраш» — религиозное учебное заведение, в котором каждый желающий мог в свободное время и в субботу изучать Талмуд и другую религиозную литературу.
Исраэль Баал Шем Тов — основатель хасидизма.
38. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Меджибож. Интерьер бейт-мидраш Баал Шем Това
39. Подольская губерния, Летичевский уезд, местечко Михалполь. Синагога деревянная
В XVIII в. помещения для женщин в синагоге переносят на второй этаж пристроек, они образуют галереи с одной или нескольких сторон (кроме восточной стены) с отдельным входом
40. Подольская губерния, Проскуровский уезд, г. Проскуров.Дом
Участник экспедиции А. Рехтман (крайний справа под навесом) беседует с жителем местечка.
Отличительной особенностью еврейских домов была галерея. Дома не имели ограждений и галерея, делавшаяся как на втором этаже дома, так и просто на уровне земли, служила символическим отделением внутреннего личного пространства от внешнего общественного.