
15 советских карикатур против Голливуда и комиксов


1928. Константин Елисеев (1990—1968). «Легче на поворотах. Председатель Совкино: — Зачем ты гонишь все буржуазные картины?! С пустым местом хочешь остаться?»
Проникала ли в СССР западная культура? Ну, конечно, проникала. И притом вполне легально. И совершенно открыто вела агитацию за... капитализм. Да, именно так. И так было на протяжении всего существования Советского Союза.
Насколько остро стоял вопрос в 1920-е годы, можно судить хотя бы по заглавному рисунку.
Вот продолжение темы:

1927. Монтаж К. Елисеева. «Веселье до упаду. (Жуткая кино-драма в 9 частях). История о том, как одна жизнерадостная парочка весело провела свой воскресный отдых. Соединённая постановка всех наших кино-фирм»
После войны мало что изменилось, разве что влияние западного кино ещё больше возросло. Я уже писал о значении американского фильма «Серенада солнечной долины», который стал культовым среди советских стиляг.
Композитор Виктор Лебедев (1935—2021) вспоминал:
«Каждый приходил к этому [образу жизни стиляг] по-разному, но я — через музыку. И вообще многие люди приходили через музыку. Где-то в девятом классе или в восьмом мы увидели фильм «Серенада Солнечной долины». И музыка в нём настолько поразила нас и настолько восхитила, что я сел тут же за рояль играть все эти мелодии, а «In the Mood» Гленна Миллера, который там исполнял оркестр, исполнялся типа буги-вуги, был такой достаточно модный в то время ритм. И мы одновременно захотели скопировать всю одежду, которая была у джазменов в фильме … С «Серенадой солнечной долины» подул воздух другого мира абсолютно, если хотите — свободного. Наивность содержания не давала возможности глобально к этому отнестись, но тем не менее… вот с этого всё пошло. Эти фильмы — как прозрение какое-то».

Советская афиша культового среди стиляг фильма «Серенада солнечной долины». 1944
Вот несколько характерных карикатур против западного кинематографа:

1958. С. Чистяков. «Ночной Нью-Йорк. — Ну что ты перед каждой афишей руки поднимаешь! Нельзя быть таким нервным!»

Лев Бродаты (1889—1954). «Вот этот кольт ваш сожитель до гроба!
— До того дострелялись, что совсем убили киноискусство!»

Лев Бродаты. «Настоящий американский юмор кончился в тот час, когда умер Марк Твен. (Из доклада на совещании сатириков и юмористов).
Марк Твен (Тому Сойеру и Геку Фину): — Уйдём отсюда, дети! Здесь теперь шутки плохи!..»

1951. Леонид Сойфертис (1911–1996). «Голливудское воспитание. Перед сеансом: – Дайте два билета!.. После сеанса: – Руки вверх!»

Лев Бродаты. «Жертвы Голливуда.
— Сколько лет вашему сыну, мисс?
— Восемь.
— Тогда приходите завтра. Сегодня принимаются передачи для детей среднего и старшего возрастов»

Юлий Ганф (1898—1973). «Воспитанные Голливудом». 1956—1957

Евгений Щеглов (1927—1991). «Светская американская семья. (Судя по фильмам голливудских киносценаристов). Отец — подлец. Мамка — хамка. Племянница — пьяница. Брат — дегенерат»

1947. Виталий Горяев (1910—1982). «Сделано в Голливуде.
— Я придумал для вас прекрасный сюжет, мисс! Молодая девушка страдает манией тайных убийств. Она убивает свою горничную, шофёра такси и трёх любовников. Горничная, превратившись в привидение, является к своей хозяйке по ночам. Потом героиню сажают в сумасшедший дом, где в неё влюбляется врач, тоже тайный убийца, и они вдвоём...
— Это всё очень мило! Но не находите ли вы, что ваш сюжет несколько пресен? В нём совершенно нет ужасов».

1968. Марк Абрамов (1913—1994). «Школа Голливуда. Американские фильмы о гангстерах, монстрах, ограблениях, убийствах и прочих ужасах воспитывают отпетых головорезов и хладнокровных убийц». Из зарисовок американской жизни.

1959. Борис Лео (1905−1975). «Ещё об американском образе жизни. − SOS! Спасите наши души!».

Предыдущий рисунок. Фрагмент

В 1966 году, на XXIII съезде партии (это был первый «брежневский» съезд) эту тему поднял Михаил Сергеевич... нет, не Горбачёв :) а Соломенцев, тоже будущий член Политбюро, а тогда — первый секретарь Ростовского обкома КПСС. Он сказал в своей речи:
«Иностранные фильмы с каждым годом всё больше и больше заполняют репертуары наших кинотеатров. В Ростовской области, например, в минувшем году демонстрировалось 220 фильмов, из которых 109 зарубежных. Многие буржуазные фильмы несут чуждые нам идеи, наносят большой вред делу воспитания, они исподволь порождают индивидуализм, стремление к лёгкой жизни, затуманивают сознание юношества сомнительными идеалами. Что, кроме вреда, могли дать нашей молодежи такие фильмы, как «Скарамуш», «Секретарша» и другие им подобные? (Аплодисменты.) Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами. Но мы против бесконтрольности в этом важном деле. Любой фильм, в том числе и зарубежный, если он демонстрируется на советском экране, должен способствовать воспитанию людей в нужном нашему обществу направлении. (Аплодисменты). К сожалению, товарищи, советские фильмы не всегда следуют лучшим традициям отечественного киноискусства. Мы ещё редко видим на экране образ современника, достойный подражания, мало создаётся произведений для подростков и юношества. И не много ли стало демонстрироваться фильмов со «строгим», но очень притягательным и интригующим для молодежи предупреждением: «Дети до 16 лет не допускаются»? Нам надо серьёзно над этим подумать. И прежде всего задуматься тем, кто осуществляет репертуарную политику кино».
Характерна эта примирительная оговорка: «Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами».
Доставалось и западным комиксам, хотя в СССР они проникали меньше, чем кино.
Здесь ребёнок открывает обложку комикса, как дверь в мир криминала.

1962. Наум Лисогорский (1910—1986). «Дверь в преступный мир»

1961. Борис Лео. «Сбылось. — Я же говорила, Джек, что дети — это обуза, они нас свяжут по рукам и ногам...»
На столе лежит проткнутый ножом комикс...
В эпоху перестройки западное кино уже безо всякого разбора хлынуло на экраны видеосалонов, а потом и кинотеатров.

Рисунок Юрия Черепанова (1922—2016)

1989. Рисунок Виктора Луговкина
|
</> |
