50 лет бегству американцев из Сайгона


Беженцы заполняют вертолёт, но места явно хватит не всем
30 апреля 1975 года пала столица Южного Вьетнама — город Сайгон (ныне Хошимин). Пожалуй, это была одна из крупнейших побед коммунизма в мировом масштабе после 1945 года. Как говорил ещё до этого события Че Гевара: «Создать два, три… много Вьетнамов – вот наш лозунг... Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов – пусть с их квотами смертей и безмерными трагедиями, но и с каждодневным героизмом, непрерывными ударами по империализму: ударами, заставляющими его распылять свои силы и мешающими укрываться от ненависти народов всего мира!» (1967).
А ещё в тот же день было вошедшее в историю бегство американцев из Сайгона. Такое определение их поведению дал проамериканский «президент Южного Вьетнама» Нгуен Ван Тхиеу в своей прощальной речи (он сам тоже бежал в США):
— Америка не сдержала своего слова и не выполнила своего обещания сражаться за свободу. Вас, американцев, было 500 тысяч во Вьетнаме. Вас не победили, но вы бежали с поля боя…
Какие перед этим разыгрывались на редкость позорные для Америки сцены! Драки за места в вертолётах.

1975, апрель. Американец бьёт по лицу вьетнамца, пытающегося задержать закрывающуюся перед ним дверь вертолёта

Апрель 1975-го. Бегство американцев из Вьетнама
В историю вошёл драматичный фотоснимок голландского фотокорреспондента Хуберта Ван Эса, работавшего на американское агентство «Юнайтед пресс интернешнл»: на крышу одного из зданий, где жили американцы, сел первый транспортный вертолёт. И к нему выстроилась цепочка жаждущих бегства, которая навсегда стала символом поражения американцев во Вьетнаме.

В какой-то момент было принято решение прекратить эвакуацию вьетнамцев, и эвакуировать только американцев. Настал самый отчаянный момент. Майор Джеймс Кин, командир батальона морской охраны, охранявший посольство США в Сайгоне, писал: «Невозможно было даже представить себе размеры толпы, напиравшей на закрытые ворота посольства. Каждый размахивал документами и письмами, подтверждавшими «сопричастность» к США.

1975, апрель. Толпа вьетнамцев прорывается в здание американского посольства в Сайгоне
Один пожилой вьетнамец, работавший мойщиком посуды в баре для офицеров ВВС на авиабазе в Плейку, показывал всем письмо, написанное каким-то сержантом: «Господин Нха, предъявитель данного письма, преданно служил делу свободы в Республике Вьетнам». Также ему в том баре подарили игрушечную звезду шерифа, и вьетнамец искренне полагал, что это американский военный орден... Когда вьетнамцы внизу поняли, что эвакуация закончена, началось что-то страшное. Толпа прорвала ворота в комплекс, затем подогнали автоцистерну с водой и выбили двери в зал канцелярии. Вскоре толпа поднялась по лестницам на крышу, выбивая все двери. Морские пехотинцы сделали несколько попыток отговорить толпу от попыток прорваться, и в конце концов им пришлось открыть огонь...»
Этот момент потом называли самым позорным пятном в истории Америки. Американцы, вместо обещанной помощи, стреляли по людям, которым они гарантировали спасение в обмен на верную службу.
Среди тех, кто в то утро безуспешно пытался прорваться в посольство США, был майор авиации Южного Вьетнама Буанг Ли. Вместе с ним была жена и пятеро детей. В конце концов ему стало ясно, что никто больше не прилетит в посольство, чтобы вывезти оставшихся там людей. Тогда он посадил свою семью в небольшой спортивный самолёт и взял курс по направлению к базе Вунгтау. Там он увидел американский авианосец «Мидуэй». Однако американские военные суда в тот момент выглядели примерно так:

Всё было заполнено людьми, а также военной техникой. При третьем заходе майор Буанг Ли сбросил на палубу свой ремень с кобурой и положенной в неё запиской: «Подвиньте, пожалуйста, вертолёт на другую сторону, я могу сесть на палубу, у меня топлива ещё на час. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и 5 детей».
Майору невероятно посчастливилось: боевым кораблём командовал капитан Ларри Чамберс, первый афроамериканец в истории США, достигший столь высокой должности в американском флоте, и он принял неординарное решение: столкнуть в море вертолёты UH-1 «Ирокез» стоимостью 10 млн долларов каждый.

Американцы сбрасывают в море вертолёт


Вертолёт сброшен за борт. Эти фотографии облетели весь мир
В итоге семья майора Буанга Ли была спасена.
Бывший в этот момент на «Мидуэе» командующий военно-морской группировкой США в Южно-Китайском море адмирал Вильям Харрис позднее сказал, что не знает случаев продолжения карьеры капитана, по приказу которого была бы уничтожена столь дорогая военная техника. Но тут удача улыбнулась капитану Чамберсу: на общем фоне сплошного позора для американцев его поступок выглядел проявлением благородства и редким светлым пятном.
История «спасения вьетнамского майора Буанга» и его родных заслонила собой в американских масс-медиа тот факт, что тысячи, если не десятки тысяч точно таких же «майоров Буангов» были хладнокровно брошены американцами на произвол судьбы... или даже расстреляны при попытке прорваться к месту эвакуации...
А между тем в тот же день, 30 апреля, победители торжествовали свою победу.

Бронетехника (китайский лёгкий плавающий танк Тип-63) ломает ограду президентского дворца. 30 апреля 1975 года

Сайгон. 30 апреля 1975

Пленники — члены правительства Южного Вьетнама — сидят на лужайке у президентского дворца в Сайгоне под охраной солдата-победителя. 30 апреля 1975 года

Захваченные в плен южновьетнамские солдаты на лужайке у президентского дворца в Сайгоне. 30 апреля 1975 года

Вьетнамцы празднуют падение Сайгона. 30 апреля 1975 года

Сайгон, 30 апреля 1975 года

Победители в президентском дворце после падения Сайгона. 30 апреля 1975 года

Брошенная форма солдат южновьетнамской армии, переодевшихся в штатское, лежит вдоль дороги. 30 апреля 1975, окраина Сайгона

Снос памятника южновьетнамским воинам. Май 1975

Молитва вьетнамца. Рядом с изображением Будды — большой портрет Хо Ши Мина. 30 апреля 1975
А вот что ждало вьетнамских друзей Америки, которым удалось бежать, в самой Америке...

1977. Нгуен Сао Ку, бывший премьер-министр Южного Вьетнама, работает в ликёро-водочном магазине в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) после переезда в Соединённые Штаты после падения Южного Вьетнама
Ну, а сбылось ли пожелание и мечта Че Гевары о том, чтобы «на планете возникло два, три, много Вьетнамов»? В какой-то степени это стало сбываться: уже после падения Сайгона Апрельская революция 1978-го в Афганистане, победа сандинистов в Никарагуа в 1979-м, победа революции в Буркина-Фасо в 1983-м. А потом... всё, началась перестройка в СССР и полоса триумфов мировой реакции, которая продолжается до сих пор (несмотря на отдельные победы революционеров в Венесуэле, Непале и других странах).
|
</> |