120 лет назад. Царь знакомится с Григорием Распутиным
maysuryan — 14.11.2025

1 (14) ноября 1905 года император Николай II записал в дневник:
«Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много занимался и провёл вечер с Аликс».
Милица и Стана — жёны великих князей Петра Николаевича и Николая Николаевича, две черногорские княжны. Именно Милица и познакомила императора с «человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ.». Как вы уже поняли, это был не кто иной, как Григорий Ефимович Распутин (1869—1916).
1. А как же Распутин вышел на знакомство с великими княжнами? Об этом рассказывала в своих мемуарах фрейлина императрицы Анна Вырубова (Танеева):
«Григория Ефимовича ввел в дом Великих Княгинь Милицы и Станы Николаевны епископ Феофан, который был очень заинтересован этим необыкновенным странником. Их Величества в то время находились в тесной дружбе с этими Великими Княгинями. По рассказам Государыни, их поражали ум и начитанность Великой, Княгини Милицы Николаевны, которую близкие считали чуть ли не пророчицей. У неё Их Величества познакомились с Распутиным, и там же они стали с ним изредка видаться. Её Величество рассказывала мне о глубоком впечатлении, которое произвёл на них сибирский странник, — да и не только на них одних. Она рассказывала о том, как Столыпин позвал его к себе после взрыва в его доме — помолиться над его больной дочерью».

Фрейлина Анна Танеева (Вырубова, 1884—1964), слева, с сестрой Александрой
2. Вот словесный портрет Григория Ефимовича, составленный большевиком Владимиром Бонч-Бруевичем (1873—1955) на приёме у баронессы Варвары Икскуль: «Свободной и лёгкой походкой вошёл он в гостиную Варвары Ивановны, где ранее, оказывается, он не бывал, и с первых же слов, идя по ковру, напал на хозяйку: «Что это ты, матушка, навесила на стены, как настоящая музея, поди, одной этой стеной пять деревень голодающих прокормить можно, ишь ты, как живут, а мужички голодают...» Варвара Ивановна стала знакомить Распутина с гостями... Он тотчас же спрашивал, замужняя ли. А где муж? Почему приехала одна? Вот были бы вместе — посмотрел я на вас, каковы вы есть, как живёте... и очень весело, балагуря и шутя, непринуждённо повёл беседу. Моё внимание обратили прежде всего его глаза: смотря сосредоточенно и прямо, глаза всё время играли каким-то фосфорическим светом. Он всё время точно нащупывал глазами слушателей, и иногда вдруг речь его замедлялась, он тянул слова, путался, как бы думая о чем-то другом, и вперялся неотступно в кого-либо, в упор, в глаза, смотря так несколько минут, и, всё почти нечленораздельно тянул слова. Потом вдруг спохватывался: «Что это я», — смущался и торопливо старался перевести разговор.

Григорий Распутин. 1909
Я заметил, что (именно это упорное смотрение производило особое впечатление на присутствующих, особенно на женщин, которые ужасно смущались этого взгляда, беспокоились и потом сами робко взглядывали на Распутина и иногда точно тянулись к нему ещё поговорить, ещё услышать, что он скажет. После такого осматривания, когда он говорил совершенно о другом, обращаясь к другому лицу, он иногда вдруг резко поворачивался к тому, на кого он смотрел 15—20 минут тому назад, и, перебивая разговор, вдруг начинал протяжно говорить: «Нехорошо, мать, нехорошо, да... так жить нешто можно, смотри-кось, какая ты... Рази обидой исправишь... дело любовью надо... да... ну, что тут...» — и опять сразу перескакивал на другую тему или начинал быстро ходить по комнате, немного приседая и сгибаясь, быстро потирая руки. Всё это производило на окружающих впечатление. Начинали шептаться и говорили, что он что-то угадал, что он сказал правду, что он многое видит, и начинало создаваться настроение нервно повышенное, которое можно наблюдать и в монастырях вокруг старцев и провидцев».

16 октября 1918 года. В.И. Ленин и Владимир Бонч-Бруевич, первая прогулка Ленина после ранения
Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд (1850—1928), в салоне которой встретились Распутин и Бонч-Бруевич, дама, конечно, тоже была далеко не простая.

Илья Репин. «Дама в красном платье» (портрет В.И. Икскуль фон Гильденбанд). 1889
Но очень характерна выволочка, которую немедленно с порога устроил ей Григорий Ефимович за её богемно-аристократический образ жизни. И которую она вынуждена была проглотить.
3. А вообще Григорий Ефимович человеком, безусловно, был далеко не глупым, на голову выше всей современной ему российской «элиты», даром что писал с многочисленными ошибками (иногда думается: уж не нарочно ли, ведь при его уме выучиться грамоте ничего не стоило). Понимал, что Россия стоит на грани катастрофы, да и прямо писал об этом, сравнивая положение России с положением «греков», то есть Византийской империи накануне её падения.
«В настоящее время, как у греков (перед падением Византии — А.М.), все епископы грамотные и боголепие соблюдают и служат, но нищеты духа нет, а народ только и идёт за нищетой духа, толпами пойдёт за ней, потому что боголепие высоко, а нищета духа выше. Без нищеты епископ заплачет, если креста не дадут, а если она есть в нём, то и худая ряса приятна — и за худой рясой пойдёт толпа... А почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много — храм и пуст». Это цитата из книжки Распутина «Мои мысли и размышления» (Петроград, 1915). И, заметим, пишет это отнюдь не ярый критик режима, а близкий и доверенный друг царского семейства... А уж кто постучится в ворота такой смертельно больной державы — турки-османы, которые в своё время явились засвидетельствовать кончину «Второго Рима», или кто-то другой — не суть важно... Кто-нибудь, да непременно явится.
Понимал он и все пороки правящей аристократии, о чём тоже писал в своём своеобычном стиле: «Я бы рад не гордиться, да у меня дедушка был возле министра, таким-то родом я рождён, что они за границей жили. Ах, несчастный аристократ! Что они жили, и тебе так надо! Поэтому имения проживают, в потерю разума вдаются: не сам хочет, а потому что бабушка там живала... Всё-таки сатана умеет аристократов ловить. Да, есть из них, только трудно найти, как говорится — днём с огнём, которые являют себя в простоте, не запрещают своим детям почаще сходить на кухню, чтобы поучиться простоте у потного лица кухарки... Эти люди — полководцы всего мира».
Проблема была в том, что те аристократы, которые готовы были и сами «поучиться простоте у потного лица кухарки», и детей поучить, давным-давно уходили в ряды революционеров, как тот же дворянин Бонч-Бруевич, или другой дворянин, запечатлённый с ним на фотографии выше, некто Владимир Ульянов-Ленин... А те, что оставались, наоборот, были преисполнены спеси и глубочайшего презрения и к кухаркам, и к «кухаркиным детям». Помнится, один из циркуляров Министерства народного (!) просвещения времён Александра III, запрещавший обучать в гимназиях «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», так и прозвали — «циркуляр о кухаркиных детях».


4. О чём же мог Григорий Ефимович вести беседы с императорской семьёй? Наверное, примерно о том же, о чём он писал в приведённых выше цитатах, и что проповедовал баронессе Икскуль: «Что это ты, матушка, навесила на стены, как настоящая музея, поди, одной этой стеной пять деревень голодающих прокормить можно, ишь ты, как живут, а мужички голодают...»
Анна Вырубова: «Он им рассказывал про Сибирь и нужды крестьян, о своих странствованиях. Когда после часовой беседы он уходил, он всегда оставлял Их Величества весёлыми, с радостными упованиями и надеждой в душе».
Вероятно, на отношение царской семьи к Распутину влияли и его, как считалось, способности целителя. Анна Вырубова описывала один такой случай: доктора не могли остановить кровотечение из носа у наследника, страдавшего гемофилией. «Я видела его, когда он лежал в детской: маленькое, восковое лицо, в ноздрях окровавленная вата... Императрица стояла на коленях около кровати, ломая себе голову, что дальше предпринять. Вернувшись домой, я получила от неё записку с приказанием вызвать Григория Ефимовича. Он приехал во дворец и с родителями прошёл к Алексею Николаевичу. По их рассказам, он, подойдя к кровати, перекрестил Наследника, сказав родителям, что серьёзного ничего нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушёл. Кровотечение прекратилось... Доктора говорили, что они совершенно не понимают, как это произошло. Но это — факт. Поняв душевное состояние родителей, можно понять и отношение их к Распутину».

1908. Царское Село. Григорий Распутин с императрицей Александрой Фёдоровной, пятью детьми и гувернанткой
Но разговоры и встречи Распутина с императорской четой бывали вовсе не так часто, как принято думать. Вырубова: «Если я говорю, что Распутин приезжал 2 или 3 раза в год к Их Величествам, — последнее время они, может быть, видели его 4 или 5 раз в год, — то можно проверить по точным записям этих полицейских книг, говорю ли я правду. В 1916 году — год его смерти — лично Государь видел его два раза».
Оказывало ли общение Распутина с императором влияние на политику? Видимо, не слишком большое. Вырубова: «Вспоминаю только один случай, когда действительно Григорий Ефимович оказал влияние на внешнюю политику. Это было в 1912 году, когда Великий Князь Николай Николаевич и его супруга старались склонить Государя принять участие в Балканской войне. Распутин, чуть ли не на коленях перед Государем, умолял его этого не делать, говоря, что враги России только и ждут того, чтобы Россия ввязалась в эту войну, и что Россию постигнет неминуемое несчастье».
Известен ещё один пример, когда Распутин попытался в чём-то убедить Николая II в области политики. Правда, речь шла об архиважном вопросе — вступлении России в Первую мировую войну.
Накануне начала войны, в июле 1914 года, на Распутина у него дома, в селе Покровском, совершили покушение. Убийцу подослал монах Илиодор, когда-то друживший с Распутиным, а позднее написавший о нём воспоминания, озаглавленные «Святой чёрт». Крестьянка Хиония Гусева попросила у Распутина милостыню. Когда он полез в кошелёк за монетой, она ударила его ножом в живот. Придерживая рукой вспоротые кишки, Распутин сумел поленом выбить нож из рук Гусевой. Он даже защитил её от самосуда (потом эту женщину отправили в дом для умалишённых).

Григорий Распутин, епископ Гермоген и монах Илиодор, позднее устроивший на него покушение. Фото Карла Буллы
Рана считалась смертельной. Распутин вылечился только с помощью каких-то особых трав, известных ему.
В дни, когда он лежал раненый, в Европе вспыхнула Первая мировая война. Незадолго до её начала Распутин отправил царю две телеграммы, в которых умолял его ни в коем случае «не затевать войну».
Анна Вырубова: «В это время пришла телеграмма от Распутина из Сибири, где он лежал раненый, умоляя Государя: «Не затевать войну, что с войной будет конец России и им самим и что положат до последнего человека». Государя телеграмма раздражила, и он не обратил на неё внимания».
Вырубова в мемуарах ещё раз вернулась к этой истории и описала реакцию императора как ещё более жёсткую:
«Как я уже писала, в начале войны с Германией Григорий Ефимович лежал, раненный Гусевой, в Покровском. Он тогда послал две телеграммы Его Величеству, умоляя «не затевать войны». Он и ранее часто говорил Их Величествам, что с войной всё будет кончено для России и для них. Государь, уверенный в победоносном окончании войны, тогда разорвал телеграмму и с начала войны, как мне лично казалось, относился холодно к Григорию Ефимовичу».
«Разорвал телеграмму»! Такие дела. Вот вам и всё безмерное влияние Григория Ефимовича в области политики.
Но на политику и историю России действительно оказало большое влияние другое. Что именно? Не сам Григорий Ефимович, а — распутинский миф. Но это — совсем другая тема...

Григорий Распутин в кругу своих последователей
|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Кот-заводчик
В Египте открылся крупнейший в мире археологический музей
На каком масле жарить?
Повышение утильсбора в России отложили до 1 декабря, но дальше п****ц.
Попал под лошадь
про смех
Прописи
Авиашоу в Мочище ч14: выступление заводского Су-34.

