Психология архипастырства
diak-kuraev — 30.05.2017 от antikonformizm"Опыт личного общения показал мне следующее.
Живёт себе человек, воспитывается в церковной среде, верующий. Поступает в семинарию, там решает принять монашество. Оканчивает учёбу, становится иеромонахом. Решает продолжить учёбу в более авторитетном заведении. Оканчивает и становится он игуменом.
Тут надо сделать оговорку, что никаких прямых параллелей между названием и служением давно не существует. То есть игумен может вполне не иметь ни единого подчинённого, монах не жить в монастыре, а митрополит может руководить тем же регионом, что и епископ. То есть все эти словечки, это чистая аналогия с военными (или полицейскими) званиями. Может же майор работать на полковничьей должности (например нач.отдела Д.Евсюков), вот может и епископ рулить как просто монастырём, так и регионом годящимся в обозначение «митрополия».
Ну и вот «грудой дел, суматохой явлений» становится наш формальный игумен архимандритом. Он уже стоит на какой-то вторичной должности, является каким-нибудь замом или типа того, в общем, пребывает на старте. Впереди маячит то самое, то, что у него уже вызывает не досеминарский восторг, а граничащую с ненавистью зависть. Его раздражает, что несведущее быдло по-особому ахает при виде архиереев, которым он мог бы уже и сам стать и односеминарцы его уже многие стали, а кто-то и помоложе, но сам-то он знает, кто есть кто и себя то видит вовсе даже не худшим. Утешает лишь та самая заветная перспектива – ничего скоро и я так же, скоро и мне так же!
Он молится, живёт обычной небогатой, не бедной жизнью, пытается наводить мосты с чинушами и мусорами (мечтает быть значимым и влиятельным или хотя бы быть на такого похожим, блеснув при случае загадочной фамилией кое-кого), награждает их доступными орденами, те в ответ с понимающими улыбочками слащаво желают ему поскорее крестика на клобук, подчёркивая, что они как бы в теме и понимают величину этого казалось бы маленького различия. Говорят свои чиновьичьи тосты на бесконечных официальных попойках. Вокруг суетятся лошки вроде меня, подобстрастно заглядывающие в рот и искренне полагающие, что эти человеки не такие как все прочие человеки (ведь благодать и всё сопутствующее, наверняка не врут, наверняка обо мне-дураке молятся, я ж кто – овца, а то пастыри(!), случись что со мной – они места себе не найдут – каждая овца ведь у них на счету, на вид иной раз и не скажешь, а это ведь так, слёзы поди ночами за человечество льют ну как Серафим Саровский).
Тем временем, наш герой полон снисходительности, лёгкой надменности и мучительных ожиданий. Ну когда же уже! Ну почему такой-то тупица уже в «генералах», а я по-прежнему «при дверях». Ну конечно, этот пидор, тот жополиз, у этого дядя в патриархии, эх всюду блат, эх сколько ж требуется смирения!
И вот, однажды, правдами ли, лавандосом, измором или терпением вершина взята! Журнал, решение, синод и т.п. галиматья – всё это вопиет об одном – свершилось!!!
И тут понеслась. Каждая мелочь ценна, каждый нюанс выстрадан. Я не лох викарный – я самый что ни на есть! Я не тупой как такой-то, да и помоложе его буду – хе-хе! Всё теперь я князь. Да какой нафиг князь, тоже мне звание, как Мышкин какой-то, я Царь (поверьте я слышал именно такие слова «я царь» и без всяких шуток, постарайтесь прочувствовать тему)!
Вокруг поздравления, лесть с прошлой, иеромонашеского периода, вообще не соизмерима, попы трепещут заглядывая в глаза, старые попы проранивают скупую слезу упоминая имя нового босса (Le roi est mort! Vive le roi!) в контексте: «вот я такой старый никчёмный человек, стал сыном такого молодого отца.» В общем всё – ты звезда!
Сказать, что вера утрачена, будет несправедливо. Она осталась. Но по форме конечно уже далека от той досеминарской. Ты же ведь теперь Царь! Даже не какой-то там избранный скотом (выражаясь языком Царя Александра Первого) президентишка – ты поставленный Самим Богом Царь! Вы с Богом отныне коллеги. Ну и дальше начинает вспоминаться всё, что повидал у архиереев, начинаешь реализовывать эти воспоминания у себя. Сказать что переборщил может только невежда – недобрал, вот что будет однозначная правда. Смиренно пользуешься тачкой прошлого архиерея – потому что аскет. Великодушно оставляешь всем подряд чаевые, ибо жадность чужда сему чистому сердцу. Забиваешь на идею купить самолёт/новую_тачку/загородный_дом/новый_загородный_дом – да на всё потому что ты не стяжателен, ведь в конце концов ты монах!
Да там внизу всякая завистливая пена оставшаяся позади твоего величественного корабля шипит о роскоши (о что они о ней знают!), обсуждают твои обыкновеннейшие бренные машины (да знали бы они какие машины могли бы быть если поднапрячься), стонут о каких-то крохах для всяких БОМЖей (идиоты не ведают, что у Царя не просят навоз, его просят у конюха) но что самое забавное, некоторые тараканы считают, что имущество и ресурсы дал мне не Бог, а они сами пожертвовали (вот где оно неверие-то и величайшая глупость) – ну что поделать, их надо прощать. Я то не быдло, не глупый простолюдин, я Божьей милостью благороднейший из господ – архиерей, если коротко - просто Царь и слава Богу за всё!
Вот такие у человека становятся мысли, когда огонь и вода позади и наступает черёд медных труб. Надеюсь теперь Вы понимаете, что их нисколько не тронет ни Ваш вопрос, ни кажущиеся Вам очевидными несоответствия между декларируемыми и соблюдаемыми порядками. Да, формально они все «нижайшие послушники» и «грешнейшие из грешников», но надо же понимать что к чему, ну а если визави глуп, то будет великодушно и милосердно его «свинюшку» просто не замечать.
Примерно такие мысли у этих в действительности одиноких и бедных людей (это уже без сарказма). И много очень искренних и светлых порывов раздавлено и зажато в их душах тяжким бременем славы. Их ослепляет лесть и оглушают медные трубы. Они и сами уже не поймут, что хорошо, что плохо, где чёрное и где белое. Ради чего происходит то или иное, подспудно плача и сомневаясь, ну угодны они хоть Богу-то? Ну Он-то видит их смятение, их соблазны? Он учитывает те искренние жертвы, которые они всё же стараются сотворить? И у них уже нет человека, которому можно довериться, излить душу и обрести утешение. Так что, даже напоминая им о реальности, не стоит их ненавидеть. Мы сами возносим их к этим высотам, да по незнанию, по восторженности, по наивности, но тем не менее мы соучастники, а стало быть нельзя в проблемах совместно выстроенного королевства кривых зеркал винить только их. Мы сотворили кумира и заслуженно пожинаем плоды".
http://diak-kuraev.livejournal.com/1609388.html?thread=378754220#t378754220
***
antikonformizm также просит помочь людям:
"Хочу попытаться собрать денег на покупку б/у трейлера для бомжующих матери с двумя детьми. Надо 150 000 рублей. Я и фото и видео процесса сделал бы. Ну не дело же храмы золотить, а через людей перешагивать. Какие мы тогда христиане. В то что в потире кровь получается верим, мол так сказал Бог, а в то что в каждом БОМЖе Христос получается нет? Поэтому на серебряный потир и 5 тыщ баксов не жалко, а на человека две не можем насобирать?
Давайте попробуем. Я всё организую. Машина у меня есть. Куплю трейлер поселю туда этих людей. А может полтом и другим кому. Помогите начать хоть неудалением моих таких сообщений. Спасибо.
Ниже фотки трейлеров, номер моей карты сбера и фотки той семьи, кого хочу заселить.
После первого же взноса сразу начну отчётность у себя в жж.
номер карты сбербанка 4276 3800 5126 4922"
http://diak-kuraev.livejournal.com/1607375.html?thread=378605775#t378605775
***
Досыплю цитат от себя:
"Трудно представить себе какое-либо другое на земле служение, которое подверглось бы такому извращению и изуродованию, как архиерейское у нас. Стоит только беглым взглядом окинуть путь восхождения к архиерейству, чтобы признать, что враг рода человеческого много потрудился, дабы, извратив, обезвредить для себя самое высокое в Церкви Божией служение” (Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954. С. 213).
Здесь кстати привести воспоминание знаменитого французского католического философа Жака Маритэна. В 1910 г., когда юноша Маритэн впервые взял в руки церковный календарь, его духовник “патер Клериссак очень смеялся по поводу того чувства ужаса, которое охватило меня, когда я увидел фотографии наших епископов” (Maritain J. Carnet de notes. Paris, 1965. P. 92).
|
</> |