Китеж - сказка для взрослых. Но не для всех взрослых.
lena_malaa — 05.12.2011— Педофилы, по крайней мере, искренне любят детей…
(старый анекдот)
Хотите ли вы узнать, что такое Китеж?
Китеж - это община, в которой есть свои порядки и законы.
Люди приезжали сюда с целью воспитания детей и развития самого себя.
Китежане воспитывают людей-лидеров.
Создатель идеи Китежа кандидат исторических наук - Дмитрий Морозов.
Китеж будет развиваться как элитный город.
Пичугина Маша, Филипенко Александра. газета "Китежа"
Есть вещи, которые надо или понимать, или принимать. К ним относится многое, но в том числе и то, что принять, как и понять, сложно.
Когда-то я рассказывала про педагогический подвиг педагога-новатора Щетинина, создавшего секту (психокульт) имени себя под видом школы-интерната. Тема вызвала много возмущений и все такое, школа же государственная и значит, что финансирование тоталитарного культа Щетинина происходит еще и за наш счет.
Но стоит заметить, что в написанном нет ничего особого. Эта замечательная организация формата "секта для детей" является не единственной в своем роде. Кстати, выражаю искреннюю благодарность da_het за то, что напомнил об этой организации, я про нее знала давно, но никак не могла начать писать, слишком хреновая тема.
Да, и еще. da_het является фактическим соавтором моей темы, так как при всех разноречивых отзывах о "Китеже" я поверила тому, кто в нем был со стороны, и весьма деликатно раскрыл быт и атмосферу этой общины. Каменты в посте читать не только можно, но и нужно!
Возвращаемся к нашим баранам. 25 ноября 2011 года руководитель школы педагогической общины "Китеж" Максим Аникеев занял второе место на всероссийском конкурсе
Муниципальное образовательное учреждение «Китежская средняя общеобразовательная школа» построена на территории сообщества приемных семей «Китеж» в 1995 году.
Значит, мы сразу берем на карандаш то, что в "Китеже" предпочитают работать с сиротами из детских домов. Тяжелый вариант человеческого материала, не спорю, но при этом у этого материала есть два неоспоримых плюса - он никуда не денется, и он знал настолько худшее, что все остальное кажется лучшим.
Богоугодное дело помогать сиротам, скажете вы. Согласна. Но есть нюансы.
Первый звоночек для нас прозвучит, когда мы прочтем в "Литературной газете" (вот уж оплот реформаторов, либералов и прогрессивных людей!) за 1998 год о том, что в первое время "Китеж" одолели проповедники и блаженные, которым Морозов был рад, а сам Морозов "вполне благообразен, имеет интеллигентную бородку клинышком и честно завоеванную кандидатскую диссертацию. Он историк, индолог. Пятнадцать лет расшифровывал восемнадцать томов "Махабхараты", написанной за много веков даже до Библии и содержащей леденящие душу подробности и ядерной катастрофы, и экологического кризиса, пережитые тем, предыдущим человечеством. Жалкими несмышленышами кажутся перед лицом "Махабхараты" и Коперник, и Нострадамус, и Гегель. Морозов был внимательным читателем. Да и учителя ему попались дай Бог всякому. Плотно пообщался с Рерихом-младшим, занесло его и в Ауровиль. (с)
Хотя вот в другом месте я прочла, что Морозов не историк и не педагог, а простой журналист-международник.
Сейчас поклонники Морозова о нем говорят еще интереснее: Сам ДМ при интеллектуальном обаянии, на мой взгляд имеет признаки истеричности, неуравновешенности и склонности к показушничеству. Но как бы не управлялось сообщество, и кто бы его не возглавлял, в нем есть люди, немного сумасшедшие на мой взгляд, но искренние.
В 2003 году обстановку в "Китеже" на "сироте" оценивали очевидцы как ситуация пахнет керосином значительно сильнее, даже чем на сайте представлено.
Второй звоночек прозвучит при чтении здравицы и хвалилицы "Китежу", размещенную на моем любимом сайте эзотерики. Признание ключевой роли Учителя в воспитании: стержнем общины являются носители духовной культуры. Откровенные беседы на духовные темы - отличительная черта китежской жизни, и по этому поводу общинники собираются несколько раз в неделю. Хрен с ней, с духовностью (хотя для меня это скоро станет почти матерным), нам важнее то, что отца-основателя общины Морозова в статейке 2006 года величают Учителем с большой буквы.
Третий звоночек будет интересен моим постоянным читателям. Н.И.Козлов (создатель психокульта "Синтон") не только зацеловывает в десна "Китеж", но и обучает детей ценностям и знаниям "Синтона". Мы были у в Китеже у Дмитрия Морозова в гостях, девочки сразу влились в детский коллектив и с утра до вечера чем-то занимались: поскольку шла Неделя Востока, то они освобождали Мастера Ли, захваченного коварными последователями Черного Лотоса, изучали наставления Конфуция, изучали у-шу (стиль Птицы).
Это при том, что Морозов в числе своих учителей называл Ивана Ефремова. Также с большим уважением к нему относятся директор Максим Аникеев и Мария Щурова (Кривенкова). И не как человека или там писателя, а именно создателя "Часа Быка"
Поэтому, как мне кажется, никто из вас не удивится, что в далеком 2004 году один из бывших соратников Морозова и настоящий педагог Вячеслав Загорский честно написал о том, что семь лет назад "Китеж" по многим параметрам напоминает Тиберкуль (город главного "Христа" СНГ - Виссариона), а основным лозунгом общины стало "Оставь свое "я" за порогом".
Что за нравы царят в общине, можно узнать, к примеру, из этого сочинения ребенка:
Первые два года в Китеже казались мне мирной сказкой. Но последующие мысли и поступки привели меня к тому, что жизнь стала пыткой и постоянным конфликтом со взрослыми.
Я постоянно застреваю на мелочах, которые не несут в себе никакого отношения к реальной жизни. Я живу, похоже, персонажем из романа, но пока не подозреваю, что меня ждет. Либо я заточусь о жизнь, либо жизнь меня сточит. Честно сказать, я боюсь моего будущего.
Мне говорили, что внешний вид ни о чем не говорит, самое главное - это то, что находится у меня внутри. Я думал, что у меня уже достаточно внутри, и поэтому я вправе дорого и красиво одеваться. Самое главное было любой ценой достать вещи, а другое меня просто не волновало. Второй источник обиды - это то, что мне не позволяли делать то, что мне хотелось делать. Ведь говорили, что у нас есть неограниченные возможности, делайте все, что хотите. Вот я и слушал рэп. Я не подумал, что даю младшим не лучший пример. Ну, и, конечно, по молодости своей мне не нравилось, что меня разводят с девушкой. (с)
У меня нет детей, я не эксперт, но наверно есть разница между сломанным ребенком и воспитанным ребенком, что скажете?
Сразу отмечу. Где-то у меня в ссылках есть инфа, что у детей в Китеже нет ничего своего. Вообще. Даже одежда передается от старших к младшим, а личные вещи типа плеера немедленно отбираются и прячутся.
Само собой, там нет телевизоров, просиживания в интернете или в неразвивающих играх. Хотя по последним данным, интернет уже есть, но как редкая награда.
По ранее приведенной ссылке вконтакте рассказывает Дмитрий Веприк:
В последний день моего волонтерства ко мне подошла Маша Шибаева, и попросила не выкладывать в интернете снимков, сделанных мной в "Орионе".
"Я, конечно, могу не выкладывать, - сказал я. Но какая разница, я ведь могу воспользоваться вашими снимками, с вашего сайта. Я ведь собираюсь написать очерк об "Орионе"".
"Очерк, это интересно..." - сказала Шибаева - и отошла.
После этого все, кто заговаривал со мной, отзывались в комнату Морозова, и выйдя оттуда, сторонились меня как прокаженного.
После этого рассказ Морозова о том, что Китеж является клеткой (в биологическом понимании) становится весьма самокритичным.
Чуть ранее, в 2008 году, журналисты так описывали эту землю обетованную:
Мы ходим из дома в дом запросто, запоров и замков в «Китеже» нет. А в том домике, где нас поселили, их не было даже в туалете. На стенках в большом количестве почему-то висят индейские тамтамы, бесконечные книжные полки и множество пейзажей.
Оставшийся [взрослый] добровольно отказывается от будущего в Большом Мире. Даже просто выехать из «Китежа» сложно, потому что вся зарплата собирается в общий котел. На руки каждый взрослый член «Китежа» в месяц получает сто рублей. Для выезда в Большой Мир нужно на Совете доказать, что поездка действительно необходима. Правда, раз в год взрослые обязательно выезжают в отпуск -- развеяться.
Ну а результат какой, спросите вы. Наверно гении получаются, ну в крайнем случае м.н.с. в ассортименте. А я и не знаю, что ответить. На сайте синтона нас уверяют, что за 17 лет ни один ребенок не спился и не попал в тюрьму. Точка. А вот отсылка к биографиям воспитанников отсутствует. Почему-то.
Я что-то не повстречала даже сообщества китежских выпускников. Нет, может там какие-то где-то и создавались, но мне они не встретились. Это при том, что китежане вроде как разлетелись по всей стране - и если бы хотели общаться, то организовали бы электронную площадку на раз.
Говорят, что практически все китежане бегут из общины без оглядки, а тех, кто остается, долго обрабатывают. Вполне возможно - вот в этой статье рассказывается, как Морозов уговорил девочку Машу вместо работы археологом остаться в общине, а другая девушка рассказала, что на нее китежские жители обижаются на предательство, раз она не захотела остаться.
Это при том, что сама община уже не просто окуклилась, а стала целенаправленно воспитывать противопоставление "мы-они". Обязательно показывать детям образ городской жизни. Это даёт возможность детям в дальнейшем лучше понимать и сравнивать различный образ жизни.
Вот такие у нас встречаются государственные школы и государственные программы. Да, это конечно прекрасно, что там малолетних девочек не трахают, как это говорят происходит у Щетинина. Но сама по себе ситуация, когда организуется община ради общины и контроля за ее членами, тоже мягко говоря дурная.
Снова у меня грустная тема. Простите, но вот я не могу смеяться в таких случаях...