
Россия 2012 — 2023: сравниваем

В недавней теме возник вопрос о том, как прекрасна была Россия в 2012 и как низко она пала нынче. Я ничего такого не замечаю, но вдруг мне мерещится.
Поэтому сравним объективные цифры по нескольким параметрам.
К слову об ощущениях, что вот там (в 2000-2012) всё шло вверх, зарплаты росли непрерывно, а теперь такого нету, хнык-хнык. Этот феномен объяснил покойный экономист Олег Григорьев:
Что касается ситуации 2023 года, надо смотреть не на рост этого конкретного года — рост есть, и неплохой — около 3.5% (в начале 2023 обещали спад на 1-2%), но в 2022 году был как раз спад около 2%, а по некоторым направлениям спад был больше в силу трансформации экономики.
В США такое тоже бывало:
https://en.wikipedia.org/wiki/U.S._Automobile_Production_Figures
Тут производство автомобилей по маркам и по годам, сравните 1928 и 1932 например, или 1988 и 1990. Но понятно, что от неудачного года уже произведенные авто никуда не деваются — накопленное богатство есть накопленное богатство. И вот про это накопленное в России богатство в части автомобилей мы поведем разговор.
По всем другим моментам будем сравнивать.
ПРОПИТАНИЕ

Мы видим, что строго говоря, в части питания у нас жизнь не меняется с 2011-2012 года. Роста на 10%, как и спада, нет ни по каким продуктам. Я вчера читал о рыболовстве и импорте рыбы — так вот и тут колебания есть, причем к лучшему, но существенных изменений нет.
В некоторых продуктах есть рост больше — в сыре, например:
На душу, значит, потребление превысило 6.5 кг сыра.
В 2012 было вот так:
«Рекомендуемая норма потребления сыра на душу населения составляет 6,5 килограмма в год, но, по данным специалистов, в нашей стране этот показатель не превышает 4 килограммов.» До Франции остается килограммов 9 на сегодня, но неужто кто-то верит, что при условном президентстве Навального мы уже начали бы производить и закупать 2.2 млн тонн сыра?!
Тем самым рост потребления сыра в стране составил порядка 65% с 2012 года.
ЖИЛЬЕ
Тут продвижение есть (2010-2021):
«По сравнению с переписью 2010 г., доля домохозяйств, обеспеченных электричеством, выросла с 97 до 99%, следует из данных переписи. Кроме того, сократилась доля населения, использующего печное отопление в домах – с 15 до 10%.
Процент семей, у которых в доме есть центральное отопление, снизился с 63 до 56,5%, о наличии централизованного водоснабжения сообщили 76% (раньше было 79%).
Доля домохозяйств, у которых проведен газ, осталась прежней – 68%. При этом сетевым газом обеспечены 61% (в 2010 г. – 56%), а баллонным газом – 7,5% (ранее таких было 13%).
По данным переписи, уменьшилась доля домохозяйств, в жилище которых отсутствуют горячее водоснабжение (с 25 до 11 %), канализация (с 17 до 5%), ванна, душ, баня, сауна (с 10 до 3%), туалет (с 0,4 до 0,2%).
Согласно данным переписи 2021 г., стационарная телефонная связь есть у 9 млн домохозяйств в России (17% опрошенных), мобильная – у 41,5 млн семей (80,5%). Проводной интернет подключен у 15 млн семей (29%), беспроводной – у 13,7 млн (27%).
Во время переписи 2010 г. наличие стационарной связи указали 28,8 млн семей (55% опрошенных), доступ в интернет (без разделения на проводной и беспроводной) был у 17,5 млн семей (33%).»//https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/18/959432-kak-izmenilis-zhilischnie-usloviya-rossiyan
Мы видим заметное сокращение домохозяйств без канализации (5% осталось) и рост Интернета: с 33% до 56%. Сетевой газ побеждает баллонный постепенно. Я лично в новой квартире отказался от телеантенны — ибо за нее надо платить рублей 300, а я смотрю ТВ по Вай-фаю, оплачивая только Интернет.
О метраже жилья на душу с 1913 по 2013 год в городах можно узнать отсюда:
С 2011 года вот данные:
Поскольку советский уровень строительства перекрыт в 2014 году, и 2022-2023 годы были рекордными, с введением примерно 100 млн метров жилья в год, сейчас на душу приходится почти 29 метров жилья. То есть на 5 метров больше 2011 (в 1990 было 16.7, в 1980 — 13.8, что ли).
По ссылке выше Юлия Безгинова пугается, кто же будет жить в этих домах, если не ожидается высокой рождаемости — но тут надо сказать, что даже при населении в 130 млн и метраже 40 метров (это скромный европейский уровень) нам нужно построить 1.2 млрд метров жилья, а многое наверняка апгрейдить, так что зря она переживает.
ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
В 2012 было у мужчин — 64,56, у женщин — 75,86, средняя — 70,24.
В 2021, на фоне КОВИД-19 она упала примерно до этого же уровня:
65,51, 75,7, 70,06.//https://novomoscow.ru/info/srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-rossii-dinamika/
Сейчас Путин говорит о 74 годах средней, но поскольку мало кто верит, я оставлю эту цифру без комментариев. Во всяком случае нет ухудшений.
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ
Да, продажи новых автомобилей в 2012 году были велики: 2.935 млн, что ли, чуток не дотянули до 3 млн. Продажи в 2023 чуть-чуть превзошли 1 млн в силу падения в 2022 и перестройки рынка. Уверен, что в этом году будет 1.4-1.5 млн, а в ближайшие годы около 1.8-2 млн, но надо учитывать рост вторичного рынка — самих машин стало больше, и это не те машины, что были в 2012 году, таком прекрасном.
Основной машиной тогда была Лада «шестерка». А вообще Лады составляли 37% автопарка России. Иномарки только 52%, ибо 11% составляли Волги и Москвичи с УАЗами.
Смотрим изменения.
«Парк легковых автомобилей в России в 2012 г. увеличился на 5,1% и составил 36,9 млн штук...Среди марок лидирует по-прежнему «АвтоВАЗ» (марка Lada) с долей в 37% (13,67 млн штук)...
Первыми среди иномарок и вторыми в абсолютном выражении остались автомобили японской Toyota (3,1 млн штук, рост на 0,4%). На третье место вышла японская Nissan (1,5 млн шт., +0,3%), потеснив российский ГАЗ (1,4 млн шт., -0,2%), прекративший производство легковых автомобилей в 2010 г. Замыкают пятерку лидеров легковые автомобили марки «Москвич» (1,27 млн шт., -0,2%), парк которых продолжает сокращаться, но все еще достаточно велик.
Миллионную отметку в российском автопарке перешагнули марки Chevrolet (1,2 млн шт., +0,4%), Ford (1,08 млн шт., +0,2%) и Hyundai (1,03 млн шт., +0,4%). Так же оказался близок к миллионному рубежу Volkswagen (0,97 млн шт., +0,4%)»//https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2013/01/29/za_god_park_legkovyh_avtomobilej_v_rossii_vyros_na_5
А вот начало 2023 года:
«Всего в стране насчитывается 43 466 930 машин, и преобладают иномарки – на их долю приходится 64 процента, а отечественных автомобилей – 34 процента.
Автомобилей Lada в России насчитывается 12 503 177 штук, Toyota – 3 629 119 единиц, Kia и Hyundai – 2 564 909 и 2 270 664 машины соответственно, а Renault – 2 186 934 экземпляра. В рейтинг самых распространенных моделей в стране входят Lada 2107 (1 370 844 ед.) и 2109 (1 108 057 ед.), «семерка» и «девятка» занимают первую и вторую строчку. Также по российским дорогам ездят 1 019 185 автомобилей модели Kia Rio (третье место), 970 354 экземпляров Lada 2106 (четвертое место) и 937 810 внедорожника Нива (Lada 2121, пятое место).
Во второй половине рейтинга позиции распределены следующим образом: на шестой строчке Hyundai Solaris (914 978 шт.), на седьмой – Lada Granta (830 219 шт.), на восьмой – Ford Focus (763 476 шт.), на десятой – Renault Logan (762 026 шт.), а на десятой – Lada 2114 (728 616 шт.)»//https://motor.ru/news/russian-autopark-13-02-2023.htm
И тут дело не в том, что я противник отечественных авто. Надо понимать, что только в 2008 году на Калину и Приору начали ставить АБС и кондиционеры, подушки безопасности освоили только в 2011, по-моему, и то не во всех комплектациях. Веста появилась только в 2015 году. Тем самым автопарк России в 2012 году был гораздо архаичней и меньше на 6.5 млн автомобилей. Теперь уже на 7 млн автомобилей.
|
</> |