Непонятные и не очень интересные сюжеты
u_boot_man — 07.02.2021
Случайно в букинистическом наткнулся на книгу О.Г.Чайковской
"Против неба - на земле", о древнерусском искусстве вообще и об
иконах в частности.
Полистал в магазине, купил. Вчитываться начал уже дома.
Книга 1966 года, и, мягко говоря, специфическая.
Из предисловия автора:
"Против неба - на земле". Я взяла эти слова из начального
четверостишия ершовского "Конька-горбунка" - знаменитого
четверостишия, написанного для автора, как гласит литературное
предание, самим Пушкиным. Простодушная поэзия этих строк показалась
мне созвучной тому миру, который я хотела представить моему
читателю, - миру древнерусского искусства, поэзии, легенды.
Мы плохо его знаем, этот мир. Казалось бы, русскую мифологию
нам следовало бы знать не хуже, чем, предположим, греческую. но
если в детстве мы все же читали о богах и богинях Эллады и уж во
всяком случае видели их в мраморе или в красках, то о русских мифах
нам решительно ничего не известно. В лучшем случае мы знаем, кто
такая баба-яга. Но кто такая Параскева Пятница, мы уже не
знаем.
<...>
Древнерусская икона молчит очень долго, и это не удивительно.
Мы слишком далеко ушли от мира, в котором она была создана. Нам
трудно встревожиться его тревогами, опечалиться его печалями.
Сюжеты, которые в ту пору волновали людей, большей частью останутся
нам непонятными да и не очень интересными. Казалось бы, кому нужны
сейчас все эти Иоанны Крестители и богородицы? Кого волнует нынче
тема "Сретения" или "Преображения господня"? Великие произведения
искусства кажутся нам на первый взгляд просто щербатыми
раскрашенными досками. Они молчат.
Но во многом виноваты здесь и мы сами. Мы не только проходили
равнодушно мимо этих картин - мы еще и отворачивались. Нам
казалось, что древнерусское искусство принадлежит религии и умерло
для нас вместе с ней.
Удивительная несправедливость!
Никому из нас в голову не придет умалять достоинства Венеры
Милосской только потому, что она богиня и в свое время ей приносили
жертвы и возносили молитвы. Вы скажете, что в виде Венеры скульптор
изобразил прекрасную, живую, реальную женщину. Ну, а персонажи
искусства древнего Египта, у которых, вопреки законам природы,
головы всегда повернуты в профиль, а глаза смотрят анфас, ноги
опять же идут в профиль, а плечи развернуты на зрителя, и к тому же
на плечах соколиные и шакальи головы?
Мы ведь давно уже и прекрасно научились разделять искусство и
церковность. Достаточно вспомнить, например, картины итальянского
Ренессанса.
Прелестные и юные мадонны Возрождения давно уже вошли
неотъемлемой частью в современную мировую культуру. Когда
печальные, когда задумчивые, а когда и беспечные, как девчонки, они
неслышно дышат благодатным воздухом Италии, и прозрачные вуали,
мода современных им флорентиек и венецианок, вьются вкруг их нежных
лиц. Рядом с ними наша русская богородица кажется угловатой и
бедной, почти убогой.
Но так кажется только невнимательному взгляду. Духовный мир ее
ничуть не менее богат и сложен.
Я берусь это доказать".
Достоинства Венеры для советского человека неоспоримы, а то,
что Богородица - не убогая, так это еще доказывать нужно.
Удивительные дела...