"Десять лучших забытых литературных произведений"
fem_books — 04.09.2018
Интересный список с преобладанием женских имен. Авторка - Люси
Шоулз, обозревательница BBC Culture
Тэффи "Воспоминания: от Москвы до Черного моря", 1928-1930
годы. Произведение российской писательницы и сатирика Тэффи на
английском языке опубликовано впервые. Оно вышло в лондонском
издательстве Pushkin Press и нью-йоркском NYBR Classics в переводе
Роберта и Элизабет Чандлеров, Энн Мари Джексон и Ирины Штейнберг.
Надежда Александровна Лохвицкая (настоящее имя Тэффи) стала
литературной сенсацией в дореволюционной России, но была вынуждена
бежать за границу в 1919-м году. "Воспоминания" рассказывают
историю этого путешествия через всю Россию, Украину и Черное море
до Стамбула, а также о людях, которых женщина встречала на своем
пути. С присущим писательнице вниманием к деталям Тэффи мастерски
изображает исторические события.
Мадлен Бурдуш "Мари", 1943 год. Еще одно недавнее открытие –
второй роман бельгийской писательницы Мадлен Бурдуш, написанный в
духе лучших авторов начала XX века – Марселя Пруста, Вирджинии
Вулф, Джин Рос и Маргерит Дюрас. Поклонники этих писателей с
удовольствием откроют малоизвестный роман, который, тем не менее,
чрезвычайно тонко и очень прогрессивно для своего времени
изображает внутренний мир женщины. Писательница не столько
рассказывает историю своей героини – счастливо замужней, умной и
красивой 30-летней Мари – сколько сосредотачивается на внутренних
переживаниях женщины и ее мыслях после встречи на Лазурном
побережье с привлекательным молодым мужчиной.
Роуз Маколей "Мир мой дикий", 1950 год. В 1946-м году
17-летняя Барбара возвращается к своей семье в Лондон. Годы войны
девушка провела с бойцами маки (французские вооруженные отряды,
которые оказывали сопротивление фашистам во время Второй мировой
войны) в Провансе, и сейчас пытается приспособиться к традиционному
укладу ее отца и мачехи. Но семейная жизнь дается ей нелегко, и
поэтому большинство времени она исследует развалины около Собора
святого Павла. Писательница живо создает в воображении читателя
картины разрушенного города: жуткая городская пустыня, где природа
начинает брать верх над цивилизацией. Хотя роман "Свет мой дикий"
сейчас не издается, он является не только вершиной творчества Роуз
Маколей, но и одним из лучших произведений о первых послевоенных
годах.
Изабель Колгейт "Шантажист", 1958 год. Писательница известна,
в первую очередь, романом "На охоте" (1980 год) о безмятежной жизни
британских аристократов, пока Первая мировая война не разрушила
идиллию эдвардианской Англии. Тем не менее, первый роман Колгейт,
"Шантажист", сейчас доступен в издательстве Valancourt Books. Он,
бесспорно, тоже заслуживает упоминания в этом списке. Смешайте
немного капризной чувственности Мюриэл Спарк (шотландская
писательница XX века) с антуражем романов Айрис Мердок и будете
иметь представление об этой остроумной истории, которая
рассказывает о любви и шантаже на фоне пропитанной джином
литературной сцены Лондона 1950-х годов.
Барбара Коминс "Дочь ветеринара", 1959 год. Это, без сомнения,
лучший и самый оригинальный роман английской писательницы Барбары
Коминс, чье творчество, увы, в значительной степени недооценили.
Эта странная и печальная история, которая разворачивается на юге
Лондона на рубеже XX века, рассказывает о девочке Алисе Роулендз,
которую терроризирует собственный отец – человек порочный и злой.
Жуткие события, которые описывает Коминс, превращают мирное
лондонское предместье в место событий готического романа. А уютный
парк Клепгем Коммон никогда еще не становился свидетелем такого
чудовищного насилия. Проза Барбары Коминс напоминает магический
реализм феминистских романов Анжелы Картер, но стиль писательницы,
бесспорно, отличается собственным индивидуализмом и
оригинальностью.
Мэйв Бреннан "Немногословная леди: Записки из New Yorker",
1969 год. Еще одна своевременная рекомендация, учитывая то, что
дублинское издательство Stinging Fly недавно переиздало сборник
рассказов этой ирландско-американской писательницы – "Источники
любви". Между 1954-м и 1968-м годами Бреннан под псевдонимом
"Немногословная леди" вела колонку в New Yorker под названием
"молва". Ее короткие зарисовки из жизни Манхэттена сочетают в себе
беспристрастность городской жительницы с жизненным опытом ее героев
– уличных бродяг. Эти истории становятся особенно пронзительными,
учитывая печальную судьбу самой писательницы. В конце жизни бывшая
икона стиля (говорят, что героиню "Завтрака у Тиффани" Трумен
Капоте списал именно с нее) спилась и вела жизнь бездомной, ночуя в
дамских комнатах New Yorker'а.