«Звезда» (1949) и она же (2002)


Давно просили меня написать обзор фильма «Звезда» 2002 года (когда ещё Алексей Панин умело скрывал от общества свой внутренний мир), но я не спешил, так как для полноты обзора мне было необходимо ознакомиться с фильмом 1949 года, так как бытует мнение, что в 2002 году была снята не другая экранизация книги Эммануила Казакевича, а ремейк старого фильма.
Книгу, каюсь, не читал. Не настолько, выходит, я и подготовился, так что пробежимся галопом по «Звёздам», высекая искры.
Фильм 1949 года начинал смотреть без особого оптимизма. То, что он чёрно-белый, особо не заботило. Просто некоторые фильмы такого срока давности имеют свойство морально стареть. Забегая вперёд – нет, с этим всё в порядке! Разве что карикатурные старенькие немцы портят общую картину, а так – фильм смотрится с интересом!


Плюс, я думал: «Фильм настолько старый, что и актёры-то в нём будут все незнакомые!» Однако, сразу же порадовало появление в фильме Николая Крючкова, который играет удалого сержанта Мамочкина.

Чуть позже появился второй знаменитый актёр: Василий Меркурьев в роли богатыря-старшины Аниканова.

В начале фильма уходит на задание разведгруппа под руководством Марченко. Командир разведгруппы перед выходом очень трогательно прощается, и, когда с группой пропадает связь, мы переживаем вместе с героями фильма.

В новом же фильме только вскользь упоминается какая-то группа Марченко, но нам пофигу – мы их знать не знаем.
Группа не дошла – надо посылать вторую. Добровольцем вызывается лейтенант Травкин (Анатолий Вербицкий), по которому страдает связистка Катя (Ирина Радченко).

Сперва показалось, что на роль Кати подобрали какую-то невзрачную актрису, но, стоило ей улыбнуться, я сразу забрал назад своё начальное мнение о ней.

Кстати, Катина влюблённость в новом фильме показана как-то кастрированно, а вот в первом фильме с этим полный порядок.

Также в группу вошли: лейтенант-замполит Мещеряков (Алексей Покровский), рядовой Голубовский (которого Мамочкин тут же окрестил «Голубком») и ещё несколько разведчиков. Голубка не хотели брать из-за молодости, однако, он не растерялся и бодро зашпрехал по-немецки, а переводчик в группе был необходим.

Обратите внимание на камуфляж, показанный в фильме. В современных околовоенных новоделах какого только камуфляжа не показывают, но, мне кажется, в 1949 году ещё помнили, какая форма была во время войны у разведчиков.

Группа скрытно выдвигается в немецкий тыл, ловит старенького эсэсовца и выясняет, что на этот участок фронта переброшена немецкая танковая дивизия СС «Викинг».

Разведчики выходят на связь и передают эту информацию нашим, задание выполнено, можно возвращаться домой. Но тут становится известно, что на их участок фронта переброшена целая немецкая армия, а рация вышла из строя. Ещё и немцы устроили охоту на наших разведчиков.
Наша компания с боями добирается до какого-то сарая и забирается под крышу. Немцы окружают со всех сторон, становится ясно: это их последний бой. Выстрелы, взрывы…

На шум даже прибежал дорогой Леонид Ильич.

Следующий кадр: разведчики, прихрамывая, идут к реке, а в сарае погиб только один молодой парнишка. Впору удивиться, но, оказывается, у фильма есть двойное дно. Потерпите, сейчас расскажу.
Немцы опять догоняют, и наши отправляют двоих с ценной информацией к своим, а сами остаются прикрывать их отход.
Но погоня продолжается и за теми двумя, и вот уже Мамочкин остаётся прикрывать и в итоге взрывает себя гранатой, когда немцы доверчиво собрались возле него в кружок. Вот откуда взялся этот киноштамп, оказывается.

И один разведчик, падая от изнеможения, добирается до наших и докладывает ценную информацию о противнике. Кстати, актёры сначала были бритыми, а к концу их многодневного путешествия они заросли щетиной. И такой мелочи режиссёр придал значение в 49-м! Нашим бы поучиться! Или, хотя бы, поймать Трубинера и разок его побрить.

Овладев ценной информацией, наши войска идут в наступление, и тут вдруг показывают, что… оставшиеся прикрывать у берега реки разведчики – живы?! Кому-то даже показалось, что среди них бегает и разорванный гранатами Мамочкин, но я специально пересмотрел: нет, это другой мужик, отдалённо его напоминающий.

Конец фильма.
А дело всё в том, что, если верить Интернету, Сталин посмотрел этот фильм, в котором все погибли, и сказал: «Нэхарашо, что всех развэдчиков – убили. Фильм – плохой!» И поэтому пришлось переснимать и делать относительный хэппи-энд. Но вот с какого места переснимали, я не знаю. Вполне возможно, что после боя у сарая. Потому что любому здравомыслящему человеку понятно, что семь человек против нескольких десятков долго не продержатся.

"Всё фигня, давай по-новой!"
Тот случай, когда цензура Правительства пошла фильму не на пользу. У нас же сейчас совершенно обратная картина: деньги на съёмки растаскивают проходимцы, а Правительство и в ус не дует – ему на кинопроизводство пофигу вообще.
Ну и коротенько рассмотрим второй фильм.
Лейтенанта Травкина играет молодой Игорь Петренко (всё время есть соблазн назвать его Алексеем, но это другой актёр).

Резко влюбившаяся в него Катя – милая Екатерина Вуличенко.

Ординарец Травкина, сержант Мамочкин – внешне психически здоровый, но Алексей Панин. Да, такая себе замена – Крючкова на Панина. Хоть это и одна из лучших панинских ролей.

На экране какая-то суета, имеющая мало отношения к первому фильму. Но вот на экране возникает новый Аниканов, он уже не богатырь, а просто Алексей Кравченко, и тут уже идёт полный ремейк первого фильма. Немного, сцены три, но все диалоги в них воспроизведены слово-в-слово.

И вот дальше уже фильм пускается в вольное плавание.
Нынче в разведгруппу входит Вакутагин из сериала «Солдаты», но он уже не разведчик, его с несколькими бойцами выделили отряду в помощь.

В отряд, шпрехая, напрашивается молодой «спортсмен-разрядник» со старой шуткой про шахматы. Но теперь он никакой не «Голубок», так как в наше время быть голубком несколько зашкварно. Теперь он «Воробей» и фамилия у него Воробьёв. Но сценарист сделает отсылочку: когда Воробей будет умирать, камера возьмёт причудливый ракурс, и на него будут смотреть голуби, сидящие под крышей.

Я долго думал, почему лицо Воробья мне кажется чем-то знакомым. И тут вдруг дошло: актёр похож на Даню Милохина! Да-да, не пугайтесь, я знаю, кто такой этот знаменитый мальчик с пустой головой.
Камуфляж в фильме тоже стоит того, чтобы обратить на него внимание: рисунок такой причудливый, как будто бы подопечные Павла Трубинера из известного сериала по привычке скроили маскхалаты из пододеяльников.


Сперва все развивалось по сценарию, схожему с первым фильмом, но потом авторы пустились в голливудщину, развели зрелищность и приключения в стиле Тарантино и «Спасти рядового Райана». Я не скажу, что получилось плохо, просто, как-то более легковесно, чем в фильме 1949 года.

Последний бой всё-таки состоялся в сарае, откуда уже не ушёл никто. Я же говорил, что оттуда уйти было нереально.

Вот вроде бы и герои погибли драматично, зрителю всех жалко, даже Панина, вот и связисточка страдает, ну закончите уже фильм нормально!

Но нет! Тут появляется начальник разведки по фамилии Барашкин и звучит его закадровый голос: «Меня, Барашкина, убьют через год, в Восточной Пруссии. А Катя после войны будет работать учительницей и никогда уже не выйдет замуж». Твою ж мать! Мужик! Тебе-то откуда знать, выйдет она замуж или нет – тебя скоро убьют! Ну что за дурацкая вставка в самом конце?

В общем, подвожу итог. Фильм 2002 года, в целом, неплох. Я согласен, когда его ставят на ту же полку, что и «Брестскую крепость» с «28 панфиловцами». Только вот пустовата эта полка, на которой должны находиться достойные фильмы о Великой Отечественной, снятые за последние 30 лет…
Что выгодно отличает фильм 1949 года: он пообъёмней в плане раскрытия характеров персонажей. Всего лишь два примера: рассказ Аниканова о том, как он торопился попрощаться с семьёй и прибыл к поезду на 25 минут раньше. И как он всю войну жалел об этих двадцати пяти минутах. Ну шикарнейший же монолог!

А Барашкин? В новом фильме он просто печальный страдалец, который вздыхает по Кате. А в старом – он самодовольный, но бездарный разведчик, и в итоге его снимают с должности. Отличный момент? Само собой!

Плюс – Мамочкин, донецкий шахтёр. Но это даже плюс, что Панин с экрана не заявляет о том, что он из Донецка. А то донецким было бы обидно!
В общем, оба фильма достойные. Конечно, смешные немцы в первом фильме меня всё же смущают.

Но, если бы не они и не волшебный монтаж товарища Сталина, можно было бы с твёрдой уверенностью заявить, что фильм в ремейке не нуждается. А так… ну, сняли ремейк, и молодцы. Пора бы ещё что-то нормальное снять, двадцать лет уж прошло.
Деннис
|
</> |