Знание - жвачка.
zina_korzina — 02.10.2014- Эрик Булатов. «У телевизора».
В общем, от народа постоянно что-то скрывали и прятали в тайниках Лубянки, Гулага и Политбюро – ни загадочных самоубийств в «нехороших квартирах», ни душераздирающих легенд об утопленницах-смолянках, поруганных лично Николаем I и гнусно брошенных им на произвол судьбы. Уныло и дидактично, как урок чистописания в старинной гимназии. Помните? С экрана телеящика заученно улыбался Игорь Кириллов, извещающий граждан о перевыполнении плана по добыче молибдена и тихоокеанской сельди. Потом шёл фильм о чести, совести и заводских парнях или же - концерт заумно-классической музыки. Скучно, правда? Нет, чтоб залудить полуторачасовую программу о пугающей тайнописи, найденной бомжами в заброшенном пионерлагере (после этого все бомжи таинственно исчезли). Или, к примеру, о загробных голосах, доносящихся из радиоприёмника, если поднатужиться и настроить антенну на специальную – адскую! – частоту.
Сейчас – не то. Байки остро модны – ими стремительно и планомерно заполняют «эфирное пространство». Это выгодно – показывать не историю метро (что – нудно), а – жуткие тайны метро. Их можно выдумывать на лету, усиливать страшноватыми звуками и подтверждать «экспертными оценками». Зрителю нравится! Зритель – набрасывается! Это будоражит сознание, бередит душу, отвлекает от тягомотной, нелюбимой работы и от докучливых мыслей о выплате набранных кредитов. Вы хотите сильных ощущений? Да нет проблем. Капитализмус! Алчный зрительский спрос порождает адекватное предложение. Никакой цензор не стоит с кнутом и не отделяет котлеты – от мух, а козлов – от козлищ. Хотите тайн, загадок и ужасов – смотрите наше новое телерасследование о Перевале Дятлова. Мы наконец-то расскажем и – главное покажем, что же на самом деле случилось на горе Отортен в далёком 1959 году. И – крупным планом замёрзшие трупы студентов. Пипл же интересуется! Под пиво и воблу.
Почему – так? То - советское - телевещание никак не зависело от рейтингов и предпочтений: редакции серьёзной программы было решительно всё равно, смотрят ли их сюжет про виолончель в творчестве Луиджи Боккерини или же, зевая, переключают. Да, «Утренняя почта» с Аллой Борисовной и «Арабесками» - под занавес - имела куда как больший успех у обывателя, однако, никому не было дела до пипло-хавательного рефлекса, который и приносит нехилый барыш создателям развлекательных программ. Зрителю постоянно намекали, что Боккерини выше «Арабесок» даже, если последние – слаще и заливистее звучат. В СССР чётко соблюдался принцип иерархии жанров и смыслов – развлекуха тащилась в некомильфотном арьергарде и не лезла в передовицу. Всё поменялось в конце 1980-х, когда на волне Перестройки стало возможно показывать не только голую задницу Маленькой Веры, но и чертей, домовых и прочих «барабашек». Хомо-советикусы узнали про полтергейст и возжаждали новых сенсаций.
Вы, конечно же, гневно спросите: «А что, собственно, в этом дурного? Кому помешали все эти подземные крысы, инопланетные черти и параллельные миры? Интересно же!» Соглашусь, что интересно. Более того – затягивает. Но. Есть такое устойчивое словосочетание: «пища для ума». Это – полезные, развивающие знания. Информация, заставляющая мозг – работать, а душу – чувствовать. А есть информационная жвачка – смачная, сладкая, заманчивая. И – в лучшем случае, бесполезная. Чем отличается какой-нибудь бананово-лимонный bubble-gum от, собственно, еды? Наличием феерического аромата, «долгоиграющей» перспективой и – пустопорожним результатом, если, конечно не считать таковым гастрит или иное заболевание желудка. Жевательная резинка создаёт видимость ощущений и является симулятором вкуса – уже через пять минут становится ясно, что это - ужасная дрянь и надо бы выплюнуть.
Но рука тянется за следующей порцией. Привычка. Так и здесь. Знание-жвачка легко стряпается и хорошо продаётся – скандалы, ужасы, расследования, …ракеты пришельцев над Аркаимом и граф де Сен-Жермен, предсказывающий триумф и гибель Лейбы Троцкого. Такая программа будет иметь хороший рейтинг, а, следовательно, в неё можно напихать побольше рекламных роликов. Пипл, хавая страшненькое и остренькое, заглотнёт и нашу рекламу прокладок. Что и требовалось доказать. Всё бы ничего, но именно знание-жвачка накрепко оседает в сознании – вытравить его столь же трудно, как и отскоблить злосчастный баббл-гам от любой поверхности. Спросите обывателя, что он знает о том же самом метро – об архитекторах, об оформителях плафонов, о первых линиях. О той станции, на которую он каждый вечер приезжает после восьмичасового бдения в офисе. Скорее всего, в ответ вы услышите глубокомысленно-томное мычание. Зато вам тут же выдадут море позитива относительно Метро-2. «Там пацаны из передачи видели не то призраков, не то демонов, не то статую товарища Сталина из чистого золота на сверхсекретной станции!».
Молодёжь, жадная до сенсаций, с превеликим удовольствием потребляет фильмы-поделки о «мистике Третьего Рейха» - о том, что нацисты не сгинули, растоптанные советским сапогом, а – фантастично слиняли в Антарктиду или даже на Луну. Показывать фильмы о преступлениях гитлеровцев? Да это же и так все в курсе! Лучше снова про тайные знаки и общество Thule. Знание-жвачка становится удобным заменителем, собственно, знаний. Оно заполняет мозговые извилины и уже «просто знания» кажутся пресными и, по сути, ненужными. Впрочем, городские легенды и все прочие тайны гиммлеровской Ahnenerbe с Арктическим Рейхом – это всего лишь один из многочисленных сортов инфо-жвачки. Любая дурочка, листающая глянцевые журналы, в курсе, что «красивую и завлекательную» эсэсовскую форму проектировал сам глэм-гуру Хьюго Босс. Дурочка знает фирму, уважает лейблы, следит за трендо-брендами. Ей ли не знать про Хьюгу? Автором формы СС на деле являлся Карл Дибич – специалист по геральдике, который взял за основу эстетику «чёрных гусар» (гусар смерти) Фридриха Великого, короля эпохи Просвещения и будуарной галантности. Но, согласитесь, что всё это – скучно и совершенно не будоражит мозжечок.
...Знание-жвачка не требует интеллекта, оно выглядит ярко, сочно и напоминает комикс, где главное – острота фабулы и броскость рисунка. Под видом «интересненького» часто впаривается откровенно вражеское или же – забивающее мозг бесполезной, дурацкой информацией, которая превращает человека в говорящего овоща. Кто от этого выигрывает? Опять-таки, креативные хохмачи – рядом с отупелой телушкой, взахлёб вещающей про увиденное «по ящику» НЛО с крокозяблями, они-то сами – гении, Сенеки и Дейнеки, а также прочие Ломоносовы-Лавуазье. Главное, чтоб все были довольны, не правда ли?
- ПОЛНЫЙ ТЕКСТ -
ТУТ.
P.S. Чего я взбесилась? Меня достало несущееся отовсюду знание о том, что форма СС - это няка-няка в связи с глэмным Хьюгой. Не менее достало знание о таинственных исчезновениях и подвальных свечениях.
|
</> |