Знаете ли вы людей?
ru_psiholog — 24.03.2014 Теги: Канеман Модеративный пост, в комментариях к которому будем обсуждать результаты ответов на опрос.Upd
В посте про карты и деньги мы встретились с феноменами "игнорирования контекста" участниками и феноменом "высветления одного и затемнения другого", на изобразительном материале. Сегодня - то же самое, только на словесном материале.
Американский хитренький вопрос.
Линде 31 год, она не замужем, общительная, привлекательная женщина. Училась на философском факультете. В студенческие годы активно участвовала в общественном движении за социальную справедливость, борющемся с дискриминацией, а также принимала участие в демонстрациях протеста против гонки ядерных вооружений.
Что наиболее вероятно:
- Линда работает в банке
- Линда работает в банке и феминистка.
Этот хитренький вопрос задавали студентам-математикам, которые прекрасно знают теорию вероятности и с лёгкостью могут вычислить, что вероятность события "Линда работает в банке" больше вероятности наступления двух событий "Линда работает в банке И Линда участвует в феминистическом движении". Они были достаточно компетентны, чтобы дать рациональный и математически правильный ответ на вопрос "Что более вероятно?" (первый). Однако 85% дали второй ответ, то есть ошиблись. Они приняли иррациональное решение.
Когда задачу переформулировали,
Перед вами 100 человек, которые соответствуют описанию, даному выше (см. Линда). Сколько из них:
- работают в банке? ____ из 100
- работают в банке И активно участвуют в феминистическом движении? ____ из 100
ошибочных ответов было 0. Помните бурные дискуссии про пункт 1 правил сообщества, сниженную лексику, мои филиппики про "кусок дохлой коровы" и "шкворчащий бифштекс", которые по сути один и тот же предмет? Это потому, что слова имеют значение при принятии решения. Форма и содержание у людей оказываются взаимосвязанными.
Из сказанного следует вывод
Я озаглавила сегодняшний пост "Знаете ли вы людей?", а вопрос задала про "Знаете ли вы жизнь?", чтобы намеренно сместить внимание, высветлить одно и затемнить другое (точно так же я поступила и с картинкой про карты и деньги). В комментариях к опросу нашлись 15% нонконформистов, на которых не подействовали никакие уловки, они на вопрос "Какова вероятность того, что Сергей менеджер?" здраво ответили, что она высока. Не все рассуждали по схеме характер+ситуация и учитывали ситуацию на рынке труда (мужчин-менеджеров больше, чем мужчин-библиотекарей), - точно так же в предыдущем задании про карты и деньги не все рассуждали по сфеме фигура+фон и допускали, что в нём тоже спрятаны лица.
Задачка про Стива-фермера придумана теми же американцами, я думаю, многие узнали её, ведь за эти психологические идеи иррациональности выбора они получили Нобелевскую премию 2002 года. Нобелевская лекция Дэниэла Канемана (Амос Тверски скончался до её присуждения) есть в сети
Kahneman D. Maps of bounded rationality: a perspective on intuitive judgment and choice // Prize Lecture, December 8, 2002. Nobel Prizes in economic sciences.
В опубликованной в 1992 году статье, подводящей итог достижениям теории перспективы, Д. Канеман и А. Тверски делают следующее наблюдение: «Теории выбора в лучшем случае приблизительны и несовершенны... Выбор является процессом конструктивным и ситуационным. Столкнувшись со сложной проблемой, люди... используют приблизительные и отрывочные расчеты». На многочисленных экспериментах они показали устойчивые, повторяющиеся стереотипы "непоследовательного, иррационального и некомпетентного поведения людей, вынужденных принимать решения в условиях неопределенности". Из сказанного следует вывод, что из 100 человек 85 фон или ситуацию не учитывают, полагаясь только на описание характера, таковы уж люди.
Канеман (Kahneman) Даниэл (род. в 1934) имеет двойное гражданство (США и Израиля) и является первым израильтянином - лауреатом Нобелевской премии (2002). Родился в Тель-Авиве. В 1954 году в Еврейском университете Иерусалима получил степень бакалавра психологии и математики. Через 7 лет в Калифорнийском университете в Беркли защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Аналитическая модель семантического дифференциала».
Свою преподавательскую деятельность начал в 1961 г. лектором Еврейского университета. 60-е годы ХХ в. были периодом активной научной работы. Исследовал экономику с позиций психологии, процесс принятия решений на рынке, в частности при дефиците информации.
В 1961-1978 гг. преподавал психологию в Еврейском университете. Именно в это время он познакомился с психологом Амосом Тверски. Их творческое сотрудничество переросло в дружбу и многолетнее партнерство. До 1986 г. Д. Канеман - профессор психологии Университета Британской Колумбии в Канаде, а позже, в течение восьми лет, в профессорской должности читал лекции по психологии в Калифорнийском университете. С 1993 г. преподает психологию и социальную политику в Школе международных отношений имени В. Вильсона при Принстонском университете в Нью-Джерси.
Д. Канеман - член Национальной академии наук США, Американского психологического и эконометрического товариществ, Академии искусств и наук, Канадской и Американской психологических ассоциаций. Почетный доктор Пенсильванского университета.
Вместо ранее существующих теорий принятия решений, которые базировались на теории вероятностей, Д. Канеман и А. Тверски предложили альтернативную - теорию перспектив.
Теория перспектив - теория принятия решений при условиях неопределенности, согласно которой индивиды сначала выполняют процесс редактирования, преобразуя проблему в совокупность простых перспектив, а потом оценивают вероятность разных результатов.
Здесь они совершили важное открытие: если одно и то же событие сформулировать "через успех" или "через поражение", разными словами, то вероятность события, одна и та же по сути, математически, для человека, будет разной! И для мужчин, и для женщин, и для студентов-математиков, и для людей, не знакомых с математикой. Так устроены люди.
Желающие угубиться в тему приглашаются кликнуть по ссылке http://www.uamconsult.com/book_669_chapter_23_Glava_16.html
Теперь наш опрос "Знаете ли вы жизнь?". По сути, задача одна и та же, мужчин-библиотекарей на современном рынке труда меньше, чем мужчин-менеджеров офиса или мужчин-фермеров. Сформулирована она с подвохом, как вопрос про знание людей, словами, которые больше внимания уделяют характеру, чем ситуации с занятостью. Если бы я спросила вас:
Знаете ли вы жизнь?
Из 100 мужчин трудоспособного возраста, по-вашему:
- библиотекарями трудятся _____ из 100
- менеджерами в офисе трудятся _____ из 100
ошибок было бы ноль.
Возможно, не все стали бы отвечать на вопрос, подобно тому, как задача "Сколько на картинке лиц?" получила ответы про как, что и почему на картинке, - эти участники и здесь стали бы рассказывать, не что более вероятно, а как, что и почему выбрал в качестве профессии мужчина
Рационально задача одна, группа решила её в обоих вариантах иррационально, ибо ориентировалась не на знание рынка труда, а на описание характера героя.
Опрос показывает, что часть группы воспринимает характер русского Сергея и характер американского Стива - как две разные реальности, хотя оба характера описаны одними и теми же словами. Иррациональное и интуитивное суждение в квадрате, что я могу ещё сказать...
Искренне ваша,
Ольга Викторовна