Злой рок преследовал всех капитанов этого корабля
picturehistory — 05.03.2021Эскадренный миноносец "Капитан Изыльметьев"
Спуск любого корабля на воду всегда сопровождается торжественным объявлением его имени. В этом имени концентрируется все – мощь государства, патриотизм народа, память о боевых победах армии и флота...
Бытует мнение, что имя корабля в значительной степени определяет его дальнейшую судьбу. Как в известном мультике – «Как вы судно назовёте , так оно и поплывёт» .
А еще бытует мнение, что менять имя корабля – плохая примета…
Корабль, о котором пойдет речь, – эскадренный миноносец типа «Новик». Он вступил в строй в 1916 году и был назван «Капитан Изыльметьев», в честь героического командира фрегата «Аврора», оборонявшего в 1855 году Петропавловск-на-Камчатке.
Незадолго до этого в России были документально закреплены правила наименования военных кораблей, основанные на традициях флота. Важнейшим было требование гармонии имени и ранга судна.
В данном случае оно было соблюдено. Но в 1923 году корабль переименовали. 31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Республики эсминцу было присвоено название «Ленин». Вождя мирового пролетариата об этом не спрашивали. Он был тяжело болен, скончался через 13 месяцев.
Понятно, что эсминец с таким именем могли доверить лишь лучшим из лучших. Однако практически всех капитанов преследовал злой рок – их неоднократно арестовывали и подвергали необоснованным репрессиям, в том числе и тех, кто командовал кораблем до его переименования.
Домбровский Алексей Владимирович, первый командир эсминца. За годы советской власти неоднократно подвергался репрессиям.
А.В. Домбровский
В войне с Японией Домбровский служил младшим штурманским офицером на крейсере «Россия». В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе получил 13 легких и одно тяжелое ранение. В 1908 году на крейсере «Богатырь» участвовал в спасении пострадавших при землетрясении жителей итальянской Мессины.
В 1915-1917 годах Домбровский командовал эсминцем «Капитан Изыльметьев» (будущим «Лениным»), а потом – линкором «Полтава». В дальнейшем служил начальником бригады линкоров, занимал другие командные должности.
Дамоклов меч репрессий нависал над ним трижды.
Когда Домбровского после ареста в 1918 году препроводили в Петропавловскую крепость, матросы линкора «Полтава» в ультимативной форме потребовали освободить своего командира, угрожая «разнести» из орудий саму крепость. И его освободили. В 38-м, когда его арестовали в третий раз, такое уже не проходило. Он был осужден Особым совещанием в феврале 1940 года на 5 лет ссылки «за проведение шпионской деятельности». Освободился в марте 1943 года, то есть ровно через пять лет после ареста.
Лисаневич Георгий Николаевич, сменивший Домбровского в должности командира эсминца, человек не менее удивительной и невероятной судьбы.
Г.Н. Лисаневич
Перечень арестов и судимостей Лисаневича займет не одну страницу. Первая из них связана с эсминцем «Капитан Изыльметьев», обязанности командира которого на Лисаневича были возложены в мае 1918 года. В те дни он стал одним из организаторов митинга, на котором обличал несостоятельность новой власти, ее неспособность обеспечить защиту Петрограда от немцев.
Чекисты, пришедшие его арестовывать, трижды обыскали эсминец, но команда командира не выдала и помогла ему бежать.
После этого Лисаневич был объявлен ревтрибуналом «вне закона». С ноября 1918 года служил в славяно-британском легионе, потом в частях белых войск на Северном фронте. В феврале 1920 года, разочаровавшись в белом движении, Лисаневич перешел на сторону большевиков, командовал морскими силами в Архангельске, был начальником оперчасти штаба Беломорской флотилии.
В 20-е годы его арестовывали неоднократно, но каждый раз освобождали, как ценного морского специалиста.
После гражданской войны Лисаневич проживал в Петрограде, работал инженером, занимался изобретательством (он – автор жесткого трала-охранителя для подлодок, приборов по гидроакустике и др.)
В марте 1937 года Лисаневича арестовали в пятый раз, как активного участника белогвардейской организации и в августе следующего года приговорили во внесудебном порядке к расстрелу.
Шельтинга Юрий Владимирович, яркий представитель 6-го поколения дворянского рода (голландского происхождения) Шельтингов в России.
Ю.В. Шельтинга
Шельтинга командовал эсминцем в 1919-1922 годах. В 21-м дважды арестовывался. В последующие годы командовал эсминцем «Карл Маркс», дивизионами эсминцев Морских сил Балтийского и Черного морей. В январе 1931 года вновь был репрессирован по групповому делу бывших морских офицеров, устраивавших вечеринки, которые были квалифицированы как «антисоветские встречи».
Это дело коллегия ОГПУ рассматривала в Севастополе 6 июня 1931 года. Шельтинга был приговорен к высшей мере наказания с заменой на заключение в лагере . Но уже в декабре его освободили досрочно. Шельтинга был восстановлен на флоте, командовал дивизионами эсминцев и сторожевых кораблей Балтийского и Северного флотов, находился на преподавательской работе. В 1940 году стал контр-адмиралом.
Ковтунович Илья Дмитриевич командовал эсминцем «Ленин» в 1925 году. Трижды подвергался репрессиям.
Первый раз Ковтунович был доставлен чекистами на Гороховую в 1918 году, когда служил флагманским штурманом Минной дивизии. Затем он проходил службу старшим помощником крейсера «Коминтерн», командиром эсминцев «Ленин» и «Незаможный». На службе в Военно-морском флоте состоял до второго ареста, произведенного в 1927 году «за контрреволюционную деятельность». Наказание отбывал в Белбалтлаге. Освобожден досрочно в 1933 году.
После освобождения проживал в Карелии, работал вольнонаемным начальником обстановки Беломорско-Балтийского канала.
Вновь был арестован в феврале 1938 года. Обвинялся в том, что «враждебно настроен к Советской власти, имел связи с репрессированными врагами народа». 10 апреля того же года по постановлению «тройки» при Управлении НКВД Карельской ССР расстрелян на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги. Ныне это место мы знаем, как как урочище Сандормох.
Евдокимов Петр Александрович командовал эсминцем «Ленин» в 1925-1927 годах. После «Ленина» успел послужить командиром эсминцев «Шаумян» и «Карл Маркс», а также дивизионами эсминцев Балтийского флота.
Евдокимов стал капитаном 1-го ранга и был удостоен высшей советской награды – Ордена Ленина. Его арестовали в августе 1938 года. Через год он был осужден к лишению свободы. Но в марте 1940 года освобожден и назначен начальником штаба учебного отряда кораблей военно-морского училища им. Фрунзе.
В годы войны Евдокимов возглавлял штаб эскадры кораблей Балтийского флота, командовал отрядом кораблей особого назначения. В ночь на 3 декабря 1941 года турбоэлектроход «Сталин», которым командовал Евдокимов, в ходе эвакуации защитников полуострова Ханко подорвался на мине. Евдокимов попал в плен, перешел на сторону врага, сотрудничал с финской и германской разведками, служил в армии Власова. Там было немало полковников. Но капитан 1 ранга среди предателей оказался один.
После Второй мировой войны – в эмиграции. Скончался в Вашингтоне.
Владислав Ричардович Коссов, командовавший эсминцем «Ленин» в 1936-1937 годах, тоже дослужился до капитана 1-го ранга и также был награжден орденом Ленина.
В.Р. Коссов
В Красном флоте Коссову довелось послужить еще штурманом канонерских лодок «Ленин» и «Троцкий», эсминца «Троцкий» и других кораблей и судов. А еще он был удостоен чести командовать легендарным крейсером «Аврора». Потом в течение пяти лет Коссов был военно-морским атташе в Швеции. Его арестовывали дважды – в феврале 1938 и январе 1940 года. Он обвинялся по контрреволюционным статьям. Но оба раза ему невероятно повезло. Каждый раз военный трибунал приходил к выводу, что доказательства вины Коссова отсутствуют и выносил оправдательный приговор.
После освобождения капитан 1 ранга В.Р. Коссов был уволен в запас. Но, когда грянула война, снова стал кадровым офицером ВМФ, преподавал в военно-морских учебных заведениях.
Юрий Михайлович Афанасьев командовал эсминцем «Ленин» с мая 1940 года.
Ю.М. Афанасьев
Когда началась война, эскадренный миноносец «Ленин» под командованием капитан-лейтенанта Афанасьева ремонтировался на военно-морской базе Либавы (ныне – Лиепая, Латвия). Когда фашисты вышли к окраинам города, Афанасьев, понимая, что существует реальная угроза окружения и захвата корабля противником, отдал приказ взорвать эсминец. Он сделал это после обращения к командиру базы Клевенскому, который вместо издания письменного приказа о взрыве перепоручил капитан-лейтенанту решать этот вопрос на свою ответственность – по обстановке.
Благодаря четким и обдуманным действиям Афанасьева эсминец не достался врагу.
Однако по прибытии в Таллин (группе, в которой был Афанасьев, удалось вызваться из Либавы на торпедных катерах), Клевенский подал на имя командующего флотом Трибуца докладную записку, в которой всю вину за уничтожение эсминца «Ленин» возложил на его командира. В отношении него завели дело и 19 июля 1941 года военный трибунал флота приговорил Афанасьева к расстрелу за "уничтожение начальником вверенного ему военного корабля".
29 июля 1941 года 33-летний Афанасьев, один из лучших командиров-надводников довоенного периода был расстрелян.
Адмирал Трибуц, отдавший Афанасьева под трибунал, только через 30 лет признал, что офицер действовал в соответствии с обстановкой. Он написал: «Это единственно правильное решение». К тому времени, к аналогичному выводу уже давно пришла Военная коллегия, отменив еще в мае 1956 года незаконный приговор и прекратив дело за отсутствием в действиях Ю.М. Афанасьева состава преступления.
Подорванный эсминец "Ленин". 1941 г.
P . S . Эсминец «Ленин» был взорван на второй день войны – 23 июня 1941 года. Через несколько часов после этого, на Черном море отправился в свой последний рейс пароход, также носивший имя вождя мирового пролетариата. Взяв на борт более трех тысяч человек, пароход «Ленин», видимо, подорвался на мине и затонул. Виновным был признан лоцман лейтенант И. Свистун, также осужденный трибуналом к расстрелу.
См.также:
Тайна гибели С-117
«Самый важный советский пленный»
История одного разгильдяйства. Гибель крейсера "Жемчуг"
Гибель парохода "Композитор Бородин" запомнили на всю жизнь сталинградская девушка, военкор и военврач
Спасение ТР «Марина Раскова» эсминцами «Гремящий» и «Громкий»