
ЗФИ


===
Сначала полетаем над западной частью архипелага и посмотрим в окошечко.
ЗФИ сама по себе - базальтовое плато, расколотое на множество островов и покрытое преимущественно льдом. Остров Земля Александры, на которой расположена погранзастава Нагурское, типичен и уныл. Напоминает шкуру коровы холмогорской породы.

Для сравнения - корова холмогорской породы:

Если же всё-таки улететь с безрадостной Александры, пейзаж слегка оживляется. Вот, к примеру, окрестности мыса Гранта, юго-западной оконечности ЗФИ.

Можно заметить горизонтальную слоистость скал - характерный признак Земли Франца-Иосифа. Слои состоят из базальтов и пластов других пород (я не геолог, но в умной книжке пишут, что из долеритов и габбро-долеритов). Выкрашиваются скалы тоже послойно, образуя живописные уступы.
===
В море - айсберги. Это вот крупные, размером с хороший деревенский дом, а то и больше, почти с хрущёвку.


===
Вот так айсберги образуются. Языки ледников, сползающие в море, покрываются разнонаправленными трещинами, трещины растут и ширятся, и в какой-то момент от ледника отваливается очередной огромный или не очень кусок льда.


===
Полетали и хватит. Тем более, что сквозь заляпанное стекло иллюминатора стареньким фотоаппаратиком и кривыми руками в условиях хорошей тряски не особо-то поснимаешь. Приземляемся.

===
Всё самое интересное, конечно, внизу, под плато. Здесь гнездится и кормится фауна, на осыпях и пляжах растёт какая-никакая, а флора, здесь высаживались легендарные полярники и современные туристы-бздыхи... мда.
Вот так выглядят берега самого крупного и самого малопосещаемого (почти) острова ЗФИ - Земли Георга.
Северная часть мыса Ниль:

Айсберги на рейде:

===
Пляжик. Кстати, почти что свободная ниша - арктический экстремальный водный спорт! Виндсерфинг и кайтсерфинг, и просто серфинг в условиях полярных широт - круто же! Все девчонки падают к ногам, скидывая шубейки и валенки.

Под краем ледника, в считанных метрах от зоны образования айсбергов:

===
На маленьком языке ледника:

Южная часть мыса Ниль. Здесь у нас стоял базовый лагерь. Уж очень живописный вид, особенно в столь редкую там хорошую погоду!

===
Берег мыса Ниль.

Залив во льдах к востоку от мыса Форбса. Это уже восточнее, ближе к посещаемым местам.

===
Первое, что меня поразило после высадки на Ниле: в плохую погоду айсберги - голубые! А под солнцем - белые.

Прибой. Силён! Особенно, если небольшой айсберг подгонит к берегу и начинает его шарахать об гальку с грохотом.

===
Скалы там, конечно, отличные.



===
Неподалеку от нашего базового лагеря базальт выкрошился, образовав великолепный останец-"жандарм". Фотографировали его и справа, и слева, и сверху.



===


===
Поднимемся на плато - оттуда открываются красивые виды в разные стороны. Только в сторону ледовых куполов неинтересно - всё белое и унылое. А ледники покрывают большую часть всех островов...


===
Э! Присмотрелся повнимательнее, а это ж - наш лагерь!

Рискованный спуск по кулуару.

===
Когда мы только прилетели на мыс Ниль, в этом кулуаре был виден на самом верху изящный водопад. Потом, пока ставили лагерь, неожиданно поднялся северный ветер (порывы до 35 м/с - это сурово). Двое суток была плохая погода, метель, тоска, лезть к водопаду не хотелось. Только через день удалось попасть в этот кулуар сверху - и мы обнаружили, что для водопада холодный ветер тоже был неожиданностью. Вода замерзала прямо на лету!



===
Скалы, снег, лёд, море - это, конечно, хорошо. Но очень уж безжизненно и холодно. А ведь в этом неприятном климате успешно борются за жизнь всякие маленькие растеньица!
Например, полярные маки.


===
Какие-то виды камнеломок:



===
Многочисленные мхи и лишайники:

И даже грибы!

===
А вот с фауной нам не так повезло, как хотелось бы. Этим летом весь лёд ушёл куда-то к северу, а вместе с ним и ластоногая живность - тюлени, моржи. Был в этом и плюс - на нашем острове не было медведей. Белый медведь - это самое худшее, что может приключиться с группой типа нашей. Даже несмотря на внушительный состав и арсенал - спасатели МЧС международного класса, заслуженный полярник, каскадёр и охотники... Двустволки, карабины, "Осы" и ракетницы... Правда, потом выяснилось, что не хватало для полного счастья баллончиков с перцовым спреем. Это, оказывается, лучшее средство индивидуальной защиты. Главное, чтоб медведь был по ветру. Распыляешь дозу перца и эту преграду зверь преодолевать соберётся только в самом крайнем случае. А вот ружья и карабины - защита не лучшая. Как рассказал сотрудник заказника "Земля Франца-Иосифа", не стоит стрелять медведю в голову. Череп крепкий, мозга там очень мало, потерю глаза животное вообще не замечает. На звук выстрела медведю вообще положить, а вот светошумовые патроны для "Осы" могут его напугать. Правда, есть специалисты, которые могут палкой медведя напугать, изображая атакующего моржа - но это работает разве что только против пуганых медведей на острове Врангеля...
В общем, у нас не было медведей и это очень хорошо. А вот на острове с погранцами они были, кормились у помойки, задрали несмышлёного щенка.
Зато у нас были птицы! Вот самые многочисленные - люрики. Люрики похожи на маленьких пингвинчиков, летают большими стаями по кругу, постоянно чирикают и в целом имеют крайне бестолковый вид. Вертолетчики с раздражением называют их "долбоёбики", потому что те постоянно норовят попасть под винт (что не страшно) или в турбины (а это может плохо кончиться для вертолета).


===
Большая полярная чайка (бургомистр):

И её птенцы:

Такой маленький, а уже такой лысый!

===
Кулички-песочники:

Короткохвостый поморник:

===
Вот такая она, Земля Георга. Но есть и другие острова, на которых тоже есть смысл побывать! Самый красивый и популярный - остров Белл. Похож на вулкан, но сверху он такой же плоский, как и все остальные острова.

Хотя вот на соседнем острове Мэйбл природа выгрызла в плато настоящий кратер!

===
На острове Белл стоит уже 130 лет дощатая хижина, построенная шотландцем Бенджамином Ли-Смитом - "Дом Эйры".

С тех пор многие полярные экспедиции, попадающие на Белл (да почти все!), отмечались на стенах домика. Например, Уильям Брюс:

===
К сожалению, в советское время, особенно после войны, настало время Бориса Чумичкина:

Под мазутом - или чем там Чумичкин писал - еле видны карандашные автографы Фредерика Джексона, Фритьофа Нансена, Рудольфа Самойловича...
Правда, были и другие герои-покорители Арктики, они всё-таки находили свободное место для описания своих подвигов:

===
Вот так плавненько мы пришли к героико-романтической истории, о которой я обещал рассказать.
Помните "Два капитана" Каверина? Капитан Татаринов уходит в море по Северному проходу, его зажимает льдами и тащит на полюс, группа под руководством штурмана Климова добирается до Земли Франца-Иосифа и её остатки спасены "Св. Фокой" погибшего перед этим Георгия Седова? Всё это основано на вполне реальных событиях, и даже дневник Климова, расшифрованный Саней Григорьевым - настоящий (хотя с измененными именами, деталями, сюжетными дополнениями). Только капитан - не Татаринов, а Брусилов, а штурман - не Климов, а Альбанов, и кораблик - не "Святая Мария", а "Святая Анна". По запросу "Валериан Альбанов" можно найти довольно много информации про эту экспедицию и её трагическую судьбу. Я тут не буду пересказывать все подробности: достаточно миленько всё изложено здесь: http://old-fox.livejournal.com/tag/Арктика
В двух словах - группа Альбанова почти в полном составе выдержала двухмесячный поход по дрейфующему льду, но до земли добралась в крайне истощённом состоянии. Из 10 человек, ступивших на мыс Мэри Хармсуорт, один умер между Землей Александры и Землей Георга; четверо пропали на Земле Георга; один умер на острове Белл; двое пропали в шторм в море к югу от острова Белл. Выжили только штурман Альбанов и матрос Конрад, их-то с мыса Флора и подобрал "Святой Фока", после смерти Седова зимовавший там же, на ЗФИ.
Как можно было догадаться, наша экспедиция искала тех четверых, бесследно пропавших ни с того ни с сего на земле Георга: рулевой Максимов, машинист Губанов, стюард Регальд, матрос Смиренников. Есть романтическая версия о том, что именно у них хранилась банка с корреспонденцией "Святой Анны". А так - было у них, помимо личных вещей, ведро с кружкой и маленькая винтовка с 70-ю патронами. Шли они по берегу от северной части мыса Ниль на юг, в сторону мыса Гранта. Группа была составлена из относительно здоровых людей, все общественное снаряжение было на лодках. Альбанов с лодками ждал их на мысе Гранта, да не дождался - у него умирали люди, и он спешил на Флору, где могло что-то оставаться от припасов Джексона.
Прочёсывая мыс Ниль, мы нашли только слегка похожую по описанию бухту, в которой расстались Альбанов и группа Максимова (он был старшим), да в 50 метрах от нашего базового лагеря - две стреляных гильзы от небольшой винтовки с маркировкой 1910 года - те самые. Значит, до южной оконечности мыса Ниль они добрались.
Вот тут есть карта, на которой вы можете найти Землю Александры и Землю Георга. Альбановская группа вышла на берег на леднике Вустер (северо-запад Земли Александры), затем пришла на мыс Мэри Хармсуорт, потом разделилась на береговую и лодочную партии и двинулась на юг. В последний раз две партии встретились в северной части мыса Ниль, а до мыса Гранта добрался только Альбанов.
А вот чуть южнее мыса Ниль, где скалы без названия выступают среди ледниковых языков...


И наконец, после расчистки:

Костяк без головы, кистей рук и стоп ног; часы и свисток на груди; сумка, обрывки одежды и обуви. Рядом - ведро. Выше, на осыпи - нож, темные очки, патроны (нестреляные), кружка, обрывок дневника за май 1914 года... Оловянная ложка с инициалами "П. С." - Павел Смиренников. Часы, по дневнику Альбанова, были только у Смиренникова.
Мои романтичные сотоварищи по экспедиции строят версии, где искать ещё троих, и был ли вероятный Смиренников последним или нет. Работы там ещё продолжаются, но на мой взгляд, поиски четырех иголок в стоге сена привели к находке одной - и это уже редкостный успех. Лично моя версия - трое с ружьём остались где-то в ледниковой трещине, а без ружья четвертому идти дальше смысла не было...
Некоторое количество официальных (не моих) фотографий и информация о ходе экспедиции есть здесь: http://cold-area.livejournal.com/